Содержание:
  1. Выбор между худшим и еще худшим решением
  2. Инвестиции – в прошлом. Хватило бы на зарплату
  3. Кто помогает восстанавливать энергосистему
  4. Плохая перспектива

В мирное время работа энергетиков малозаметна для рядового украинца. Не зря в отрасли популярна поговорка: "Лучшая оценка нашей работы – когда о нас совсем не вспоминают". 2022 год все изменил – теперь результат работы энергетиков в центре внимания едва не каждого.

В ходе 11 масштабных атак на украинскую энергосистему Россия выпустила за несколько месяцев более 1000 крылатых ракет. Под ударом оказались электростанции, подстанции и линии электросетей. 50% энергосистемы повреждены, поэтому ежедневно украинцы вынуждены сидеть без электроэнергии по шесть-восемь часов в сутки.

Атаки страны-агрессора стоили украинской энергосистеме целого состояния. Пытаясь восстановить повреждённое, у ряда облэнерго, эксплуатирующих линии электросетей, возникли проблемы с ликвидностью. А это, в свою очередь, нанесло удар по экономике украинских производителей энергооборудования. Их сейчас вытесняют иностранные производители.

Как система продолжает держаться на плаву? LIGA.net поговорила с шестью собеседниками из отрасли – представителями энергетических компаний, производителями электрощитового оборудования и чиновниками. Ниже – их описание ситуации в энергетике.

Выбор между худшим и еще худшим решением

После полномасштабного вторжения РФ орган, отвечающий за финансовое состояние энергетики, – Национальная комиссия по регулированию энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) – оказался в затруднительном положении. Чтобы поддержать игроков рынка на фоне масштабных разрушений инфраструктуры, он должен был принять ряд непопулярных решений, что увеличило б конечную стоимость электроэнергии. С другой стороны, регулятор обязан соблюдать мораторий на повышение коммунальных тарифов для населения, но найти опцию, как помочь рынку и не стимулировать инфляцию.

Среди тех, кому нужна помощь НКРЭКУ, есть так называемые облэнерго, операторы системы распределения электроэнергии. Они эксплуатируют линии электросетей низкого напряжения – те, по которым поступает электроэнергия от электростанций к потребителю в областях и городах. Их финансовое состояние зависит от четырех ключевых факторов: физических объемов распределения света, установленного им НКРЭКУ тарифа, затрат и уровня оплаты их услуг со стороны бизнеса и населения. Из-за войны все упомянутые факторы стали для облэнерго причинами убытков.

Эвакуация населения из фронтовых городов, закрытие там бизнеса и масштабы повреждения энергосистемы, сократили объемы потребления электроэнергии на 30%. В то же время упал и уровень оплаты за потребленное электричество – от 50% до 85%, согласно данным НКРЭКУ. Как это отразилось на облэнерго?

"Это уже не тот бизнес, что был раньше", – рассказывает не под запись LIGA.net один из топ-менеджеров крупной энергокомпании. По его информации, единственные, у кого сейчас есть средства на серьезное восстановление поврежденной инфраструктуры, – это холдинг ДТЭК Рината Ахметова и госкомпания Укрэнерго. ДТЭК, кроме угольных шахт, месторождений с газом и зеленой генерации, принадлежит большинство ТЭС в Украине и доли в семи облэнерго. Укрэнерго – диспетчер рынка электроэнергии и оператор всех в стране высоковольтных подстанций и магистральных электросетей.

СПРАВКА. Крупнейшим в Украине владельцем операторов системы распределения электроэнергии является государство. Ему через Фонд госимущества и Минэнерго принадлежат восемь облэнерго, в семи из них у государства более 50%. Второй – холдинг ДТЭК. Тройку крупнейших акционеров облэнерго в Украине замыкает российская группа VS Energy, активы которой украинские суды арестовали в 2022 году. VS Energy принадлежат доли в шести облэнерго. 

Проблемы с финансами в облэнерго подтверждает и Лев Воинков, коммерческий директор и совладелец компании Сталев-Энерго. Это дистрибьютор завода-производителя трансформаторов для облэнерго из Днепра. По словам Воинкова, сегодня энергетическое оборудование для облэнерго у них заказывает только ДТЭК. Если до февраля 2022-го у Сталев-Энерго было более 100 покупателей, то теперь – меньше десятка. Выручка компании, по оценке Воинкова, сократилась в 2022 году "в несколько раз".

Инвестиции – в прошлом. Хватило бы на зарплату

Сначала, чтобы решить финансовые сложности облэнерго, НКРЭКУ планировала изменить подходы в тарифообразовании. Об этом LIGA.net рассказали четыре несвязанных между собой собеседника из энергетического сектора. Вместо стимулирующего RAB-тарифа, заработавшего для облэнерго в 2021 году, регулятор хотел ввести предыдущую систему тарифов на распределение электроэнергии: расходы плюс 3% дохода. Соответствующее поручение еще в августе подготовил неформальный "комитет по электроэнергетике", возглавляемый заместителем главы Офиса президента Ростиславом Шурмой. Последнего сразу четыре собеседника LIGA.net с рынка называют куратором всех процессов в области энергетики.

Согласно этой формуле, Нацкомиссия должна была повысить тариф для облэнерго сразу на 30%, рассказал один из собеседников LIGA.net из частной энергокомпании. Впрочем, от этой идеи НКРЭКУ быстро отказалась.

Чтобы не ускорять инфляцию, регулятор не изменил тариф, но упразднил (в августе) инвестиционные программы для облэнерго на 2022 год. "У нас дефицит ресурса, и мы пытаемся его эффективно распределить. Это позволило компаниям на средства инвестпрограмм восстанавливать инфраструктуру", – объясняет LIGA.net глава НКРЭКУ Константин Ущаповский. Для сравнения: в 2022 году суммарный инвестиционный бюджет всех облэнерго достигал 11,35 млрд грн, согласно данным Нацкомиссии.

Впрочем, масштабы разрушений оказались значительно больше, чем бюджеты некоторых облэнерго. По оценке гендиректора Николаевоблэнерго Вадима Данилкива, российская агрессия нанесла компании более 1 млрд грн ущерба. Это почти в четыре раза больше, чем вся инвестиционная программа облэнерго на 2022 год. "О каких запасах оборудования или ремонтах может идти речь? У нас не хватает средств даже на зарплату сотрудникам", – говорит в комментарии LIGA.net Данилкив. По его информации, компания остро нуждается в проводах, автомобилях, трансформаторах и прочем спецоборудовании.

Подобные проблемы и у других. Еще в октябре-ноябре исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук жаловался, что компания уже исчерпала свои запасы оборудования, а банки отказываются кредитовать восстановление инфраструктуры. Вместе с тем компания заказала дополнительное оборудование и даже помогла возобновить поставки электроэнергии в деоккупированную часть Херсонской области.

"Пока у нас есть ресурс для формирования запасов и стабильного распределения электроэнергии. Но мы не в зоне боевых действий. Кому помощь нужнее – это Запорожье, Харьковская область и Николаев", – говорит LIGA.net глава Черкассыоблэнерго Олег Самчук. Чем ближе облэнерго к линии фронта, тем хуже уровень оплаты.

Кто помогает восстанавливать энергосистему

Известно ли об этих проблемах регулятору? "А у кого сейчас финансовая ситуация лучше?", – отвечает руководитель НКРЭКУ. По его мнению, во время активных боевых действий облэнерго должны отказаться "от чрезмерных и неэффективных затрат", а сконцентрироваться на создании запасов оборудования и ремонтах электросетей. "Сегодня никто не купается в роскоши – ни бизнес, ни население", – говорит Ущаповский.

Частично выполнять поставленные Нацкомиссией задачи помогает международная поддержка. На декабрь Украина получила от Евросоюза и Великобритании 176 грузов с материалами и энергетическим оборудованием. В общей сложности международные партнеры отправили украинским энергетическим компаниям 1907 тонн гуманитарной помощи, рассказывал в интервью LIGA.net замминистра энергетики Ярослав Демченков. Также Украине помогают Япония, Канада, США и Швейцария, в списке переданного – от трансформаторов до топлива и генераторов.

"Без поддержки государства и зарубежных коллег мы просто не сможем восстанавливать поврежденные электросети", – рассказал руководитель Николаевоблэнерго. С другой стороны, помощи все равно мало. Международная поддержка, несмотря на то, что со временем ее становится больше, покрывает всего 30-50% потребностей государственных облэнерго, говорит собеседник LIGA.net с рынка.

Плохая перспектива

В декабре НКРЭКУ увеличила тарифы облэнерго для бизнеса на 8-10%. Также регулятор разрешил компаниям использовать собственные инвестиционные программы в этом году для восстановления инфраструктуры. Например, согласно данным регулятора, суммарный инвестиционный бюджет в 2022 году всех семи облэнерго ДТЭК достигал 4,5 млрд грн. Самые большие бюджеты получили компании, работающие в Одессе, Днепропетровске, а также в Киеве и области. Сегодня это одни из самых проблемных областей в Украине: в этих областях враг нанес наиболее масштабные повреждения инфраструктуре.

Впрочем, ожидать, что этого будет достаточно, не стоит. Даже до полномасштабного вторжения потребности отрасли в модернизации оценивались в $17,5 млрд, посчитало в 2020-м ГП "Укрпромвнешэкспертиза". Война эту проблему масштабировала. На ноябрь, согласно подсчетам проекта "Россия заплатит", страна-агрессор повредила все объекты украинской энергосистемы на $6,8 млрд.

"Проблема в энергосистеме уже носит накопительный характер. Облэнерго срочно нужны деньги на восстановление и модернизацию устаревшего оборудования, – уверен Лев Воинков из Сталев-Энерго. – Если ничего не изменится, мы не сможем удержать специалистов и внутренний рынок производителей электрощитового оборудования в Украине умрет".

Во время написания статьи LIGA.net обращалась за комментариями в Министерство энергетики и ДТЭК. Однако на момент публикации их ответы LIGA.net не получила.