Just Business. Кому достанется прибыль Нафтогаза
Фото - iStock/Global Images Ukraine
Содержание:
  1. Эффект Стокгольма
  2. Прибыльные сегменты
  3. На что потратят

НАК Нафтогаз Украины отчитался об итогах 2017 года. Нафтогаз как отдельное юрлицо получил чистую прибыль в размере 39,3 млрд грн, что на 48% больше результата 2016 года. Это рекордный показатель за всю историю существования компании.

Как объяснить рост, и на что потратят эти деньги - в материале LIGA.net.

Эффект Стокгольма

Существенная часть чистой прибыли - это эффект от решений Стокгольмского арбитража. Нафтогаз признал в отдельной финотчетности результаты обоих решений суда по состоянию на 31 декабря 2017 года в сумме зачета встречных требований сторон.

До финального решения в суде Нафтогаз оценивал свою задолженность перед Газпромом за поставленный в 2014-2015 годах газ в 12,6 млрд грн. Подтвержденные судом претензии Нафтогаза перекрыли этот счет, разницу зачли в счет прибыли НАК.

Прибыльные сегменты

На рост чистой прибыли, как и ранее, влияет рост объемов транзита природного газа. Газром прокачал по территории Украины в 2017 году почти 93,5 млрд кубометров, что на 14% больше объемов 2016 года. Этот показатель - максимальный за последние шесть лет.

Доход от транзита газа увеличился в целом на 20% по сравнению с 2016 годом, в основном за счет роста объемов. В результате Нафтогаз получил в данном сегменте 36,5 млрд грн прибыли, на 27% больше результата предыдущего года.

На что потратят

Как стало известно, Кабмин планирует снизить норму отчисления чистой прибыли в госбюджет для Нафтогаза с 75% до 30%. На дивиденды планируется направить около 11,8 млрд грн, на развитие - более 7,8 млрд грн, резервный капитал планируется пополнить на 1,9 млрд грн.

Нераспределенной остается 45% прибыли, а это почти 17,7 млрд грн.

Куда их могут направить в будущем? Возможно, это будут инвестиции в развитие компании. Ранее глава компании Андрей Коболев заявлял, что у Нафтогаза есть стратегия развития. Два основных пункта, которые в ней прописаны, - это увеличение добычи газа и энергоэффективность. Именно на это, как отметил Коболев, и пойдут инвестиции.

Второй вариант - деньги могут потратить на субсидии. Для этих целей на текущий год Кабмин выделил около 71 млрд грн. Их может не хватить. К примеру, в прошлом году правительству пришлось дважды пересматривать госбюджет, увеличив расходы на субсидии на 22 млрд грн. Потребность может дополнительно вырасти, если Кабмин выполнит одно из требований МВФ - пересмотрит цену на газ для населения.

Тем временем правительство в лице Минэнерго настаивает на скорейшем разделении (анбандлинге) Нафтогаза и запуске нового оператора ГТС. Нафтогаз, в свою очередь, пытается отсрочить процесс, заявляя о необратимых последствиях такого решения для энергетического сектора страны.

Очевидно, в обозримом будущем борьба за контроль над группой Нафтогаз и ее финансовыми потоками только усилится.