С свете последних событий в Беларуси и запрета Украиной полетов над страной, возникает много вопросов о возможной напряженности в нефтяной сфере. Может ли Лукашенко остановить поставку нефтепродуктов в Украину в ответ на наши санкции и что тогда будет? 

Я в это не верю. Украина формирует основную прибыль белорусской нефтепереработки, которая в свою очередь является одним из локомотивов белорусской экономики. 

Мозырский НПЗ, который стоит на границе с нами, по дизтопливу и битуму практически полностью работает на украинский рынок, Беларусь же обеспечивает преимущественно Новополоцкий НПЗ, расположенный на севере. Т.е. Беларусь кормит Украина (безусловно, после России). Именно поэтому я не верю, что Александр Лукашенко будет даже намекать на проблемы с топливом. 

В 2020 году мы закупили 0,850 млн т бензина (более 30% рынка), дизтоплива – 2,2 млн т (тоже более 30% рынка), 0,38 млн т сжиженного газа (17%) и 0,580 млн т битума – 50% рынка. Это только основные позиции. 

Но если все же предположить, что в Минске уже совсем все плохо, выгребем ли мы без сябров? Чтобы перекрыть потребность в бензине, Укртатнафта должна нарастить переработку на 2 млн т или вдвое. Это вполне реально. Кроме того, в неограниченном количестве есть бензин на море. Там же можно добрать и 1,5 млн т дизтоплива, что в сумме с допобъемом с Кременчуга перекроет белорусский объем (+650 000 т). При этом я не беру в расчет возможность увеличения поставок из России, это вообще отдельный разговор. 

Последние два месяца показали, что запросто может быть перекрыт и выпадающий объем белорусского сжиженного газа. 

Единственная позиция, которая выглядит проблематично, – это битум. Привезти такой объем неоткуда. Частично можно перекрыть морскими поставками, но не полностью. Однако и трагедии в этом нет. За счет увеличения переработки и моря наполовину, перекрыть Беларусь точно получится. Ну а в остальном битум – это не дизель и не бензин, будут на 10-20% строить дорог, деньги можно направить на цементные дороги или на объекты инфраструктуры, не требующие битума. 

Так что мы без белорусского топлива проживем, а вот выживет ли без продаж в Украину белорусская нефтепереработка? Вряд ли. Понятно, русские поддержат, но это окончательно выбьет у Лукашенко способность хоть как-то этой экспансии противостоять. 

В этой ситуации, скорее, важен вопрос, что нам делать с нашей энергозависимостью? То мы трусимся по поводу прекращения поставок от Роснефти, теперь переживаем по поводу Беларуси. 

Причина – 70% поставок ДТ и 50% поставок бензина идет с этих двух стран. При этом у нас недозагружена своя нефтепереработка и морские перевалки. Пора снова выносить этот вопрос на повестку дня.