Получаю массу запросов по ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов с связи сезоном активного потребления и недавним подписанием меморандума между Кабмином и трейдерами. Постараюсь ответить всем и сразу, тем более, ситуация действительно вырисовывается сложная.

Ресурсы

Проблемных позиций две – дизельное топливо и сжиженный газ. Хотя не все понятно и с бензином. Главная причина – заминка в поставках Роснефти, на долю которой в прошлом году пришлось по 22% рынка указанных топлив. 

Была надежда на быструю замену Proton Energy, которая продавала эти ресурсы с 2016 года, но на сегодня ясности с новым трейдером нет и вероятно не будет до следующей недели. 

Мало того, неожиданно остановился белорусский Нафтан. Поставки этого завода в Украину невелики, основной объем идет с Мозыря, но все же.

На данный момент апрельский баланс по дизельному топливу сходится при условии поставок по морю около 150 000 т. Много это или мало? Скажу так: за последние шесть лет такой месячный объем был лишь однажды – осенью 2019 года.

По сжиженному газу апрельский баланс с трудом, но сходится (а может мне очень сильно хотелось, чтобы он сошелся).

Тонких моментов много, но шанс пройти апрель более-менее есть.

А вот как мы будем жить в мае, пока непонятно… 

Ситуация осложняется поздней весной, активизация полевых работ сместится как раз на конец апреля-начало мая, когда с ресурсами может случиться беда.

К неопределенности с Роснефтью (170 000 т) добавится плановый ремонт Мозырского НПЗ. О нем было сообщено в начале года и объем крупнейшего поставщика тем самым срежется вдвое (с 240 000 до 120 000 т).

Еще одна жирная вишенка – в конце апреля Соединенные Штаты могут возобновить санкции в отношении Нафтана. Сами белорусы комментируют эту тему скупо, мол, не впервой. Понятно одно, что любой контрагент завода рискует оказаться под санкциями сам. Короче, каждый будет решать сам.

Также скажу о том, что к маю запасы дизтоплива, которых якобы много (но сколько никто не знает) и которые обязательно помогут пройти апрель, иссякнут. И теперь рынку необходимо будет найти… 300 000 т дизтоплива (почти 50% баланса) и минимум 40 000 т сжиженного газа (25% рынка). Поверьте, это много.

По дизтопливу 

Я не знаю, сколько можно привезти через порты, больше 150 000 т еще не импортировали. В чем нюанс? Принять порты могут и 300 000, и наверное даже 400 000 т, но узкое место – вывоз по ж/д. В напряженном 2019 году, Укрзализныця не смогла сделать ничего, хотя постоянно работал антикризисный правительственный штаб. 

С тех пор ситуация лучше явно не стала. Думаю, в любом случае, больше 200 000 т сделать по морю не получится.

Где брать еще 100 000 т?

Порядка 30 000 т могла бы дать Укртатнафта, нарастив переработку на 30%. Тем более, завод заявлял о готовности перекрыть нехватку после остановки поставок Роснефти, за что Игоря Коломойского обложили, скажем так, очередной порцией критики. Мол, захватывает рынок.

Игорь Валерьевич, самое время реализовать ваш коварный план. 170 000 т Роснефти вы, конечно, не закроете, но дайте хоть 30 000 т. И да, все рассчитывают не только на увеличение переработки, но и на импортные поставки через ваши порты, притом как дизтоплива, так и сжиженного газа. 

Очень хороший новостной повод для канала 1+1. Вижу так: Одесса, море, порт. Вы лично привязываете 80-тысячный (ладно, 30-тысячный) танкер с ДТ к причальной стенке… Подумайте. А я пока дрожащей рукой написал вам на май 110 000 т ДТ с Кременчуга и 60 000 т (два танкера) импорта через Одессу.

Удастся ли наскрести еще около 50-70 000 т или 8-12% баланса? По факту остается только Россия и Польша с Литвой, но будет ли там свободный объем? Можно уже начинать искать. 

Я пока не вижу, как это будет. И я пока не встретил того, кто бы видел.

Конечно, может быть к середине мая возобновятся поставки Роснефти, но рассчитывать на это я бы не стал.

По газу 

Эксперт по рынку сжиженного газа консалтинговой группы А-95 Артем Куюн говорит, что весь объем заместить точно не удастся.

Что это значит для цен? Ничего хорошего. Будет рост.

Нехватку газа можно закрыть бензином. Но опять же, запасов бензина никто не держит, значит, рост спроса подстегнет цены и на него.

Ну и совсем непонятно, как будет с дизелем.

Всех интересует, на сколько именно цены могут вырасти. Не берусь прогнозировать. Это невозможно, когда есть дефицит. Летом 2017 года цена на сжиженный газ выросла с 12 до 17 грн/л из-за нехватки всего 10% в балансе. В мае же она очевидно будет выше.

Что делать?

Здесь очень кстати недавно подписанный меморандум между Кабмином и трейдерами. Главное, что он предусматривает – это еженедельные консультации по текущим вопросам рынка (а не регулирование цен, как почему-то многие считают). Создавать антикризисный штаб надо уже сегодня. Как в старые добрые времена, брать листочек А4, ручку и моделировать балансы. 

Если есть возможность, надо привезти больше еще в апреле, когда нагрузка на порты будет меньше, чем в пиковом мае. Надо бодрить железку, Нафтогаз, БНК, Укртатнафту, Игоря Коломойского и т.д. 

Есть хороший шанс подготовиться к этому шторму, а не как обычно, потом тушить пожар. Тем более, будет особо нечем.

А когда мы пройдем этот май, поговорим о том, сколько можно оглядываться на Россию с Беларусью, имея свои порты и НПЗ.