В четвертый раз за последние 20 лет ухожу из Нафтогаза. Вот с чем я покидаю компанию
Спасибо всем, кто был вместе и помогал.
Особенно хочу поблагодарить своих коллег в компании, которые в чрезвычайно сложных условиях показали положительные результаты. Вы – звездная команда.
Выделю здесь отдельные направления. Прошу прощения, что всех не могу отметить.
Добыча – это ключевая составляющая энергетической безопасности Украины.
В 2021 году вы переломили тенденцию и добыча газа начала увеличиваться после многих лет падения. Полномасштабная война привела к незначительному падению, но если сравнивать с частными компаниями, которые в последние годы как раз показывали лучшие результаты, а сейчас у них падение в пять раз больше (за девять месяцев 2021 года), то ваши результаты очень хорошие. В годовом исчислении эта разница означает более миллиарда кубометров газа. Больше собственной добычи – меньше потребность в импорте. То есть Украине вы экономите более $1,5-2 млрд в год. На западе Украины вы вообще демонстрируете рост добычи. И вы увеличиваете объем бурения несмотря на войну.
С восстановлением добычи на деоккупированных территориях Украины вы скоро можете выйти к росту.
Также вы смогли показать реальную перспективу резкого увеличения добычи за счет освоения нетрадиционных залежей, в частности, за счет технологии горизонтального бурения. Выход на около 1 трлн кубометров перспективных ресурсов газа – это действительно многообещающая перспектива.
Спасибо за это большой команде газовщиков, в частности Маврикию Калугину, Олегу Толмачеву, Александру Романюку.
Вы обеспечили надежную поставку газа в прошлом отопительном сезоне. Газа хватило даже, чтобы подстраховать электрогенерацию в марте, иначе были бы веерные отключения.
Когда частные поставщики не смогли выполнять свои обязанности, вы перебирали на себя поставки и никто не оставался без газа. Речь идет о почти 10 млн потребителей. И вы наконец сделали так, что между Нафтогазом и потребителями нет посредников, которые зарабатывали на перепродаже газа, не принимая на себя риски, которые должны брать настоящие поставщики.
На этот отопительный сезон вы уже закачали достаточные объемы газа. Конечно, дальнейшие обстрелы энергетической инфраструктуры или нерациональное потребление природного газа, равно как и задержки с получением предусмотренной законом компенсации из госбюджета "разницы в тарифах", влияют на ситуацию с достаточностью газа. Но пока премьер-министр отмечает, что в хранилищах мы накопили достаточное количество газа для стабильного прохождения зимы. Так что благодарность вам за это.
В дополнение к нашим добытчикам, отмечу здесь вклад и коллег, занимающихся поставкой и импортом газа, и финансистов, поскольку ключевая составляющая надежной поставки газа – это финансовая устойчивость, то есть деньги. Спасибо в частности Роману Чумаку, Сергею Беляеву, Ирине Журавлевой, Ирине Михайленко, Владимиру Томашу, Светлане Иванчук.
Относительно финансовой устойчивости поблагодарю отдельно вообще за то, что после 19 млрд грн убытков в 2020 году и 10 млрд убытков только в первом квартале 2021 года новая команда обеспечила возврат к прибыльности по результатам 2021 года (+12 млрд грн).
Вы добились этого, не взяв ни копейки из госбюджета, наоборот, увеличив налоговые платежи в госбюджет. В первые месяцы полномасштабной войны вы вообще увеличили долю в налоговых поступлениях госбюджета до 1/3!
Война принесла компании огромный ущерб. Разрушения, утрата, обесценивание активов. Расходы на помощь армии и гражданским. Дополнительные отчисления в резерв сомнительных долгов из-за неплатежеспособности клиентов. Все это компании нужно было провести в учете в первом квартале, когда началась полномасштабная война.
Но уже со второго квартала 2022 года вы снова сделали компанию прибыльной, в частности благодаря тому, что в настоящее время добровольно снизили себе зарплаты на 70%, при этом работая в два раза больше. Компания вообще должна выйти на прибыль по результатам года в случае реализации уже принятых законов по компенсации "разницы в тарифах".
У компании (группы "Нафтогаз") на счетах десятки миллиардов гривен, вовремя выплачивается зарплата, финансируются капиталовложения. Это хороший результат во время войны. Особенно учитывая, что компания пока не получала предусмотренную законом компенсацию за разницу в тарифах (на конец сентября эта сумма уже составила 49 млрд грн).
Отдельно прокомментирую дефолт.
Это досадная ситуация, но в контексте реструктуризации внешнего долга правительству нужно было, чтобы Нафтогаз не платил, именно правительство определяло весь процесс обращения к держателям облигаций относительно реструктуризации, поэтому этот вопрос не к вам.
Хочу поблагодарить коллег, которые обеспечивали физическую и экономическую безопасность активов Компании. В частности, чтобы минимизировать воровство и коррупцию. Знаю, насколько сложными были условия.
Также тех, кто занимался юридической защитой интересов компании и Украины. Это и арбитраж в Гааге по поводу активов в Крыму, и жалоба в антимонопольный орган ЕС на злоупотребления российского газового монополиста "Газпром", это новый арбитраж против Газпрома, это блокирование российского газопровода "Северный поток-2".
Также – получение контроля над такими сложными активами, как "труба" и заправки Виктора Медведчука, облгазы Дмитрия Фирташа, ТКЭ. И еще проблемная задолженность в десятки миллиардов.
В частности, поблагодарю Владислава Воловика, Ольгу Иванив, Руслана Голованева, Александра Бутенко, Антона Токарева.
Наш главный капитал – это человеческий капитал.
Поэтому огромное спасибо тем, кто сохраняет и развивает человеческий капитал Нафтогаза.
Благодарность за повышение уровня профессионализма, за меритократию.
Полномасштабная война – это противоположность нормальным условиям. Это много человеческого горя. Это неопределенность, в которой важна самоорганизация.
Поэтому благодарен и за самоорганизацию сотрудников, и за помощь со стороны компании: выплаченную в первые дни войны материальную помощь всем сотрудникам группы "Нафтогаз", помощь с эвакуацией и размещением. Благодарен и коллегам, которые первые недели войны оставались со мной в Киеве, чтобы работать с секретной информацией, чтобы лучше координироваться с Министерством энергетики, ну и чтобы враг видел, что мы не сдаемся.
Благо, в этих сложных условиях вы нашли возможность для повышения зарплат сотрудникам.
Опять-таки, спасибо многим коллегам, в частности Елене Бойченко, Роману Борисенко, Павлу Кондику.
Отдельная благодарность за открытый конкурс на членов наблюдательного совета, который, наконец, был проведен в полном соответствии с международными стандартами и который продвигала новая команда.
Корпоративная трансформация и зелёный переход являются важной составляющей развития компании.
Важно было поставить процессы на правильные рельсы, и вы начали это делать.
Отмечу развитие бизнеса биоэнергии как рычага таких необходимых реформ в энергетике и коммунальном хозяйстве. Концепция таких реформ была разработана, и даже успешно реализуются конкретные проекты, доказывающие актуальность этих реформ прямо сейчас, а не только после войны. И таких проектов уже целый портфель. Эти реформы позволяют решать проблему неэффективности косвенных субсидий, которые в 2022 году достигают 842 млрд грн, или 20% ВВП. А также могут разрешить компании уже в следующем году начать экспортировать существенные объемы газа.
Благодарность за это в частности, Сергею Боеву, Алексею Бутенко, Виктории Ворочек, Валерии Орешко.
Нафтогаз – это много геополитики.
Поэтому спасибо за эффективное привлечение международных стейкхолдеров и работу с международными СМИ.
Это был высокий уровень и высокое качество, часто превышавшее все ожидания.
Спасибо в частности Светлане Залищук, Мирону Василику, Светлане Власовой.
Спасибо коллегам из Нафтогаз Тепло за надежную работу предприятий теплокоммунэнерго и коллегам из Укртрансгаза за надежную работу подземных хранилищ в условиях войны.
Как написано на обложке годового отчета Нафтогаза за 2021 год: Выстоим! Победим! Отстроим!
Кстати, по случаю советую всем почитать наш годовой отчет за 2021-й и только что опубликованный отчет менеджмента за первое полугодие 2022 года! Там есть все подробные данные, заключения международных аудиторов, глубокая аналитика по важнейшим и наиболее острым вопросам.
Хочу поблагодарить и коллег вне Нафтогаза, с которыми работали эти полтора года, из парламента, правительства, других органов государственной и местной власти, международных партнеров, коллег из украинских компаний. Поблагодарить наших клиентов. У нас общая цель, хотя и разные роли. Спасибо, что вместе мы достигали этой общей цели!
Ну и искренне желаю удачи преемнику. И чтобы как можно скорее был назначен независимый и компетентный наблюдательный совет, чтобы компания продолжила трансформацию от Государственного комитета нефти и газа в современную корпорацию с управлением по международным стандартам.
Выстоим! Победим! Отстроим!
Справка Liga.net. 28 апреля 2021 года Кабмин уволил предыдущего председателя правления Нафтогаза Андрея Коболева и назначил на его место Юрия Витренко. Это спровоцировало кризис корпоративного управления в государственной компании, следствием которого стал роспуск наблюдательного совета и выход из правления всех топ-управленцев, работавших в команде Коболева.
НАПК считает, что Витренко не имели права назначить председателем правления Нафтогаза, потому что перед этим он был и.о. министра энергетики, а следовательно, имел конфликт интересов.
Летом 2022 года Нафтогаз при Витренко не смог договориться с кредиторами о реструктуризации долга и вошел в дефолт. Также Нафтогаз в этом году не смог выполнить правительственную задачу по накоплению 19 млрд куб. м газа на отопительный сезон.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.