Соглашение ОПЕК+ в своем нынешнем формате, предусматривающее ограничение на добычу нефти (0,65 млн баррелей в сутки), истекает в сентябре 2022 года. Формально это означает, что страны-участницы будут свободны от обязательств по сдерживанию добычи нефти и конфигурации новых контрактов.

Читайте также

Есть все шансы увидеть уже в октябре 2022 года закупочный картель G7, на который будет приходиться 35% от объемов глобального нефтяного рынка. Конечная цель нового объединения G7 – снизить цену нефти хотя бы до уровня $70 за баррель (по эталону Brent, сейчас цена $95 за баррель) и максимально минимизировать долю углеводородов из РФ, которая сейчас занимает 9% рынка с добычей 8,5 млн баррелей в сутки.

Поскольку сейчас российский сорт нефти Urals торгуется на бирже с дисконтом в 30%, в связи с санкционными ограничениями государство-террорист будет в лучшем случае реализовывать свои углеводороды по цене $50 за баррель, а его месячный доход упадет с нынешних $20 млрд до $12 млрд.

Такой сценарий для Кремля абсолютно неприемлем, поскольку их бюджет уже достаточно дефицитен – особенно показательна недавняя история с невыплатой дивидендов для акционеров российского газового монополиста Газпром. Поэтому, скорее всего, агрессор вступит в бой за место на глобальном нефтяном рынке.

Один из сценариев действий РФ – создание собственного международного эталона нефти (до этого ее нефть была только брендирована под сорт Urals) и новой платформы для торгов для формирования цены на нефть, которая будет независимой от существующих по сей день трех эталонов Brent, WTI, Dubai Crude.

Здесь важно объяснить, что главное отличие между эталоном и сортом нефти в том, что торги эталонной нефтью отслеживаются международными ценовыми агентствами, а затем обнародованные котировки эталонов нефти становятся ценовым ориентиром (бенчмарком) для реализации различных не эталонных сортов.

После создания собственного эталона и запуска торговой платформы агрессор проведет процедуры по изучению спроса на рынке (так называемый Open season) и предложит заключить различные виды контрактов для заинтересованных сторон. Потенциальными контрагентами станут слаборазвитые государства и страны с диктаторским режимом. Но большую часть российской нефти будет покупать Китай.

Такой подход, к сожалению, может реализоваться.

Одна из причин – это прогнозируемый рост глобального спроса на нефть в 2023 году (приблизительно на 3%), в частности, из-за преодоления последствий коронавирусной пандемии в азиатско-тихоокеанском регионе и, соответственно, оживления деловой активности.

Если сценарий по выведению на рынок нового эталона по разным причинам не будет воплощен РФ (например, не будет достигнут критический портфель заказов на 3 млн баррелей в сутки), государство-террорист, скорее всего, предпримет более радикальные действия. Например, ограничит объемы собственной добычи и организует теракты на производственных объектах других производителей нефти.

Поэтому цивилизованному миру нужно действовать безотлагательно и безо всяких фактов ослабления санкционного давления на РФ.

Прежде всего – исключить государство-агрессора из совета безопасности ООН и других международных организаций за многочисленные факты терроризма против человечества. Это позволит усилить международную изоляцию страны-убийцы и уменьшить желание потенциальных покупателей заключать контракты с РФ.

Во-вторых, принять резолюцию ОПЕК о непризнании новых эталонов нефти, кроме уже существующих.

В-третьих, ввести дополнительные санкции, в том числе на программное обеспечение для торговых операций на ресурсных рынках.

Никакого прогресса.