Очень рабочие руки. Как Германия и Польша борются за украинцев
Фото - iStock/Global Images Ukraine

"Да, наслышана, что немцы открывают для украинцев свой рынок. Если предложат 2500 евро, да хотя бы 2000, то одна из первых перейду мост (через реку Одер между Польшей и Германией)",- говорит Дарья Атаманчук, родом из Великие Мосты Львовской области, работающая продавщицей в продуктовом магазине в польских Слубицах.

Дарья услышала правильно, Германия либерализирует трудовое законодательство, и одна из целей - украинцы, работающие в Восточной Европе. Но все не так просто, как представляет девушка, ее отделяет от работы в Германии не мост, а много нюансов немецкого законодательства и бюрократии.

LIGA.net разбиралась, как Германия и Польша конкурируют за украинские руки и головы, что такое "открытый" немецкий рынок и как он устроен, и скольких украинцев он воодушевит "перейти мост" в поисках лучшей жизни.

Дефицит рук

В прошлом году Германия ослабила требования для квалифицированных рабочих из стран, не входящих в Европейский Союз. Новость об этом взбудоражила польские СМИ. Мол Польша может потерять половину украинских работников, которые устремятся в соседнюю Германию (хотя там не говорят, что хотят привлечь именно украинцев). Журналисты прогнозировали, как это может сказаться на польской экономике, например, привести к замедлению роста ВВП на 1,6%.

Правда, польские журналисты упустили несколько важных условий: чтобы устроиться на работу в Германию надо владеть немецким языком на среднем уровне и иметь диплом среднего специального образования (читай ПТУ, подтвердить его можно уже будучи в Германии и по упрощенной процедуре). И что еще важнее - послабления вступят в силу с начала 2020 года.

Переживания поляков легко понять, украинские трудовые мигранты - важная часть их экономики. Недавно министр иностранных дел Польши Яцек Чапутович заявил, что в его стране работают почти 2 млн украинцев. Это примерно 11% от всех трудовых ресурсов Польши.

ВВП Германии - более $3,5 трлн, это в семь раз больше польской экономики. При этом в Германии уже сейчас дефицит в 1,2 млн рабочих рук.

Если раньше спрос на украинских работников связывали со старением местного населения и эмиграцией молодых немцев, то теперь и с возможным Брекситом. Ведь тогда Германия станет ключевой площадкой для производственных мощностей компаний из других стран, в том числе Великобритании, объясняет доктор экономических наук Андрей Гайдуцкий.

А немецкие работодатели уже неплохо знакомы с украинскими сотрудниками: по данным Федерального министерства труда Германии, у них только официально трудоустроены 43 000 украинцев. (при 138 000 украинских гражданах, проживающих на ее территории).

Польша проигрывает Германии конкуренцию за украинцев и без упрощенной процедуры.

Одесский кейс: между Польшей и Германией

Муж и зять одесситки Яны Болухто уехали на сезонные заработки осенью прошлого года, первый устроился на стройку в Польшу, второй - на фабрику по изготовлению колбасной продукции в Германию. Женщина говорит, что они больше рассматривали вакансии из Германии, поскольку рабочий день там меньше, а зарплаты выше. Правда, чтобы уехать туда на работу пришлось выстоять долгую виртуальную очередь, из-за большого потока желающих там поработать, бригада разнорабочих формировалась на два месяца вперед.

"Миша в ФРГ работает с 5:00 до 14:00, суббота и воскресенья выходные, при желании может выйти на подработку. У него чистыми в месяц выйдет примерно 1200 евро. Иван в Польше работает с 7:00 до 19:00, у него работа тяжелее и дольше рабочий день, выходные - два воскресенья в месяц. Получит он максимум 1000 евро, и это довольно хорошая зарплата по польским меркам, такую предлагают на границе с Германией, он во Вроцлаве, а в Варшаве за эту же работу платят не больше 800-900 евро", - рассказывает Яна.

Иван Болухто по образования юрист, закон о либерализации труда на него по большому счету не распространяется, послабления для людей с высшим образованием Германия ввела еще раньше. Он им не воспользовался тогда, нет намерения это сделать и сейчас. Это его первая сезонная работа за границей, и он надеется, что временная; в его планах найти работу по профилю в Украине.

Михаил на заработки в Германию тоже выехал впервые. По образованию он судовой моторист, но сомневается, что сможет работать по специальности в Германии. Да и немецкий язык на должном уровне, по его словам, вряд ли выучит - сейчас он нормально работает на немецкой колбасной фабрике, зная всего несколько фраз. После возвращения в Украину, он собирается опять искать работу в Германию.

Экспорт людей

Единственная страна, которая в борьбе за украинские руки не предпринимает вообще ничего, - это Украина. «Отток и дефицит кадров в Украине наблюдается «давно и везде», - говорит Татьяна Пашкина, HR-эксперт сайта rabota.ua. - Однако в Украине не то, чтобы не принимают госпрограмм по борьбе с трудовой миграцией, но даже наоборот - нередко представляют миграцию в позитивном ключе».

Так денежные переводы из-за границы на родину давно являются важным источником твердой валюты. Только за 2018 год приток денежных переводов в Украину составил колоссальные $11 мдрд, больше наша страна получает только от экспорта агропродукции и металла.

Впрочем, немецкое открытие рынка не приведет к массовой трудовой миграции из Украины, считает Пашкина.
«Для кого это процедура? Для людей с хорошим уровнем языка, у которых очень практичная профтехническая специальность, которая еще и входит в немецкий классификатор, и у которых есть отложенных несколько тысяч евро, с которыми они приедут в Германию, чтобы искать работу. Таких людей в Украине немного», - согласна с ней журналистка, работающая в Польше Елена Бабакова.

Оттока рабочих рук из Украины в Германию не ожидает и Василий Воскобойник, президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству. Ведь большинство украинцев, на которых распространяются послабления, уже находятся за границей, а потому поедут не из Украины, а, например, из Польши.

Так кого коснется немецкое послабление?

Закон об иммиграции квалифицированных кадров, который вступит в силу в 2020 году, распространяется в первую очередь на людей рабочих профессий. Но не на всех. А именно:

1. Чьи профессии входят в немецкий классификатор профессий - 62 специальности и подгруппы. В частности, инженер, слесарь, строитель, медицинский опекун, повар, водитель TIR, сварщики, электрики и т.д. Список состоит из наиболее дефицитных специальностей в Германия. Однако правительство сохранило за собой право вносить изменения в список, если в какой-то отрасли начнется спад и увольнения.

2. Кто подтвердил свой диплом. Процедуру легализации упростят, пройти ее можно будет уже на месте, в Германии. Правительство обещает избавить от бюрократических формальностей.

3. Кто владеет немецким на уровне В2 (выше среднего). Раньше министр труда Германии Хубертус Хайль в интервью DW говорил, что высокий уровень требоваться не будет, а знания должны быть достаточны для работы по своей специальности. Как будет на самом деле - покажет практика.

Что Германия предлагает взамен:

1. Работу вместе с видом на жительство.

2. Полгода на поиск работы в Германии. Устроиться на работу теперь будет возможно по прибытии в страну, для этого предлагается полугодовая рабочая виза. Единственное, жить все это время нужно будет за свой счет, социальная помощь в таких случаях не предусмотрена.

3. Отказ от теста рынка труда. Впредь граждане Германии и ЕС не будут иметь приоритет по сравнению с иностранцами при приеме на работу.

Как найти и получить Arbeit

Пока кандидатура Дарьи Атаманчук, продавщицы из Слубицы, не подходит ни под одно из требований немецкого законодательства. Она признается, что давно планировала записаться на курсы медсестер, профтехобразования у девушки нет, а знания языка ограничиваются несколькими немецкими фразами, выученными за полгода жизни в Слубицы, что граничат с немецким Франкфурт-на-Одере.

Если представить, что Дарья закончит в течение 2019 года курсы медперсонала и овладеет немецким языком на уровне B2, то она сможет «перейти мост»: подписать трудовое соглашение с немецкой фирмой (дистанционно) или получить полугодовую рабочую визу и искать фирму, будучи уже в Германии. Если в течение полугода она подтвердит свой диплом, найдет работу, то единственное, что ей останется – это зарегистрироваться на бирже труда в сопровождении работодателя и приступать к работе. Если же поиски окажутся безрезультатными, то по истечению срока визы, она должна будет вернуться на родину. Снова повторить эту процедуру можно лишь спустя полгода.

Важный момент. Обладателям высшего образования Германия уже давно предлагает так называемые визы для поиска работы. Они соответствует тем, о которых говорится в законе 2020 года.

Валерий Писаренко, специалист по разработке программного обеспечения, трудоустроился в Магдебурге два месяца назад, искать работу соотечественникам он рекомендует на месте, в Германии, особенно если у человека недостаточно профессионального опыта. «Друг нашел работу через LinkedIn, но это растягивалось на месяцы, почти год, если подписан контракт, надо ждать получения рабочей визы, все это идет через Киев и очень нерасторопно», - рассказывает он.

У Валерия была возможность воспользоваться полугодовой рабочей визой. Но, по его словам, этот вариант имеет свои недостатки. Во-первых, он достаточно затратный, например, на месяц жизни в Магдебурге, по его подсчетам, нужно как минимум 500 евро. А во-вторых, за полгода можно и не успеть пройти все формальности, необходимые для трудоустройства.
"Я был волонтером European Voluntary Service в Германии, программа длилась год, и у меня было достаточно времени на поиски работы и собеседования. К тому же организация ежемесячно выделяла карманные деньги, которые бы я не получал, если приехал по рабочей визе",- рассказывает Валерий Писаренко.

Между Польшей и Германией

Немецкие работодатели не ждут пока закон о либерализации рынка труда 2020 вступит в силу и активно ищут в Украине в том числе разнорабочих (не подпадающих под новый закон).

По данным сайта rabota.ua, в прошлом году Германия вошла в тройку стран, предлагающих наибольшее число рабочих мест украинцам. А за последние 30 дней стала лидером, предложив украинским соискателям 195 вакансии. Впрочем, это неравносильно 195 рабочим местам, объясняет Пашкина из rabota.ua, ведь вакансии водитель международник, упаковщик шоколада, кофе, пива, разнорабочий на склад, предполагают прием на работу ни одного человека – а, как минимум, 10 или 15.

Очень рабочие руки. Как Германия и Польша борются за украинцев

Заработная плата - почасовая, в среднем это 7-7,5 евро в час чистыми, средний доход - 1500 евро в месяц в зависимости от отработанных часов.

От будущей либерализации немецкого рынка труда уже выиграли наши соотечественники, работающие в Польше. Из-за ажиотажа в СМИ с января 2019-го польские работодатели подняли заработные платы. По словам Татьяны Пашкиной, если не уравняли с той, что предлагает трудовым мигрантам Германия, то надбавили 100 или 200 евро.

Деньги не единственная мотивация. «Поляки в объявлениях все чаще анонсируют, что проживание и питание за счет работодателей или с минимальной доплатой от работника. Предлагают курсы польского языка, большую социализацию для того, чтобы наши временные трудовые мигранты постепенно удлиняли срок работы в Польше и оставались подольше. Появляются уже и те, кто предлагают карьерный рост, предложение ориентировано на ребят 25-30+, которые хотят не только подрабатывать, но и закрепиться там», - рассказывает Пашкина из rabota.ua.

Конкуренцию по зарплатам Польша проигрывает, но предлагает мигрантам более либеральные условия: работа с первого дня пересечения границы, подача прошения на вид на жительство в последний день легального пребывания в стране, объясняет журналистка, работающая в Польше Елена Бабакова.

Мнение о том, что Польша более комфортна в вопросах интеграции поддерживает и Василий Воскобойник: «Почти все крупные польские города имеют украиноязычные версии сайтов, активно открываются украинские школы, можно получить временное вид на жительство. Даже не так сложно стать гражданином».

Эксперт по вопросам миграции, доктор экономических наук Андрей Гайдуцкий считает, что Германия не сильно уступает Польше в легкости адаптации. По его словам, проблема языкового барьера и "акклиматизации" нивелируется в Германии благодаря выходцам из Польши, России и Украины, которые управляют около 100 000 малых и средних предприятий.

Гайдуцкий считает, что Германия выходит на новый уровень борьбы за украинцев. И то, какие масштабы примет миграция в крупнейшую экономику ЕС, зависит и от того, какие последующие инструменты для привлечения мигрантов использует Германия. Они могут быть "пассивные". Например, выдача вида на жительство на время работы. Или "активные" - выдача гражданства или суммы до 5 000 евро в случае трудоустройства на два года и более.

Пустеющая страна

В конкуренции за украинские рабочие руки выигрывают все, кроме отечественного бизнеса, который не без основания переживает, что дефицит сотрудников может стать катастрофическим. Согласно Госстату, за границей находятся 1,3 млн украинских трудовых мигрантов, данные ООН и экспертов более пессимистичны от 2 до 4 млн. По прогнозам Global Economy Watch, в 2019 году Украина потеряет почти 1,5% трудовых ресурсов и станет мировым лидером по этому показателю.

Чтобы люди перестали уезжать нужен стабильный рост зарплат до уровня незначительно уступающему европейским, сейчас разница с Польшей в 2-3 раза. А это значит, украинскому бизнесу надо учиться эффективности, адаптироваться к изменениям на рынке труда. Если этого не произойдет, то очень скоро Украина, как самый активный донор трудовых ресурсов, превратится в самый пустой рабочий рынок Европы.

Диана Манучарян