Содержание:
  1. При чем здесь психология
  2. Как ошибаются в инвестициях
  3. Почему бизнес должен смотреть внутрь человека
  4. Как продолжить знакомство со сферой

Прогнозирование и "чтение" своего поведения или поведения других, поиск ответной реакции – таким осознанно или на "автопилоте" пытается заниматься каждый. Для инвестора (особенно начинающего), вероятно, это настроенное самообладание и "холодная" оценка рисков. Для предпринимателя является едва ли не основной задачей угадать настроение потребителя, навыки подопечных. Психология пытается помочь в понимании этих процессов.

LIGA.net спросила бизнес-аналитика и практикующего инвестора и ученого из сферы, как осознанно начать использовать базовую психологию в инвестициях и бизнесе.

При чем здесь психология

Справедливости ради следует сразу признать: не так много инвесторов и бизнесменов целенаправленно изучали психологию, что не мешает им успешно достигать своих целей. Уверен, есть множество примеров, когда человек интуитивно или логически находит лучшие решения.

В то же время иногда у некоторых может появляться желание осознать и систематизировать процессы, которые иногда трудно проконтролировать. Это может касаться чего годно: неудачных попыток бюджетирования, переоценки или недооценки рисков, сложностей в построении отношений с потребителями/подчиненными партнерами.

 

"Бизнес основывается, с одной стороны, на базе сильной финансовой логики, а с другой – на сильном социальном интеллекте, социальной инженерии, – говорит психолог Виталий Лунев. – Поскольку это противоположные по своему содержанию признаки, иногда люди с сильной финансовой логикой начинают неудачно заниматься социальной инженерией, и наоборот".

Когда не учитываются особенности личности, по его словам, команда проигрывает дважды, потеряв специалиста и получив дилетанта. Ведь некоторые, казалось бы, неоднозначные признаки характера могут быть использованы предпринимателем в пользу.

"На практике определенные психологические знания помогают субъективно распределять клиентов или бизнес-партнеров по группам или категориям. Далее, основываясь на эмпирических данных, каждый решает, какие отношения целесообразнее всего строить", — отметил Роман Кошовский, бизнес-аналитик и соучредитель сервиса для управления и анализа инвестиций FIREkit.

Как ошибаются в инвестициях

Бизнес-аналитик поделился мнением Бенджамина Грэма, известного инвестора и экономиста из США, который назвал самого инвестора его ключевой проблемой и даже злейшим врагом. По словам Кошовского, отдельные черты поведения могут оказывать значительное влияние на отношение к деньгам, риску и на возможность получения лучших или худших показателей.

Очевидно, что особенности внутреннего мира могут поддерживать или подавлять развитие дела или успешность инвестиций. Большинству может быть непросто признать, что они сами могут являться частью проблемы.

Например, Кошовский для помощи с этим приводит классификацию поведенческих погрешностей от эксперта по поведенческим финансам Дэниела Кросби. У каждого из них есть несколько четких примеров поведения, которые могут вредить.

Эго-риски "подкармливают" наше собственное чувство компетентности любой ценой, даже при отсутствии компетенций. Речь о чрезмерной самоуверенности, подтверждающем предубеждении и эффекте владения.

Эмоциональные риски заставляют воспринимать риск из-за временного эмоционального состояния. Здесь просматриваются эвристический аффект, предвзятость оптимизма или негативизма, а также склонность к компенсации риска.

Риски внимания склоняют к искаженной оценке информации, когда заметность преобладает над вероятностью. Эта категория в жизни проявляется как эффект привязки, предубеждения внимания, эффект фрейминга.

Риски консерватизма являются результатом желания только получения прибыли или как минимум выхода в ноль, не признавая потери как перспективу. Это принятие статус-кво, неприятие потерь, предупреждение нулевого риска и гиперболическое дисконтирование.

Информационные риски реализуются, когда неполные, ложные или неправильно взвешенные данные приводят к соответствующим решениям. Проблемами могут быть некачественная гигиена источников информации и неумение отсекать шум.

По словам соучредителя FIREkit, специалисты при консультировании учитывают особенности психологии партнеров и клиентов. Они оценивают, как человек может переносить риски, неудачи, потери, а также определяют приемлемые сроки и доходность инвестирования.

"Кому-то подойдут более рисковые опции — акции, недвижимость, альтернативные инвестиции, а у кого-то будет хороший сон только тогда, когда большинство капитала вложит в облигации", — отмечает Кошовский.

По его словам, каждый инвестор может для себя выработать определенные правила или эвристики, которых он хочет придерживаться. Тогда влияние типичных недостатков будет меньше, а значит, и шансы на успех больше. Это работа с пониманием своей психологии и особенностей, проработка сильных и слабых сторон, умение извлекать уроки из рынков капитала и персональных финансов.

Почему бизнес должен смотреть внутрь человека

Есть множество факторов чисто психологической природы в этой сфере, которые предприниматель может использовать в своем деле. Лунев называет в списке многочисленные факторы: в частности, социокультурные, нейропсихологические и нейроперсонологические, стили привязанности, способность к поддержанию постоянства отношений и договоренностей, механизмы психологической защиты, а также уровень организации личности или психическая конституция человека.

Например, согласно некоторым концепциям, можно разделить людей на условных невротиков, первертов и психотиков. Люди психотического уровня, по словам Лунева, имеют склонность быть несколько неструктурированными в реалистичности своих замыслов и идей, которые часто гениальны, однако они, так сказать, "проваливаются" в состояния, которые можно описать как "бред". Их поэтому часто называют "прожектёрами", которые имеют двести проектов, даже если ни один из них не срабатывает. Они часто говорят о деньгах, которых у них нет, свои нереализованные проекты они воспринимают как опыт, а на предложение начать продавать спички будут часами рассказывать, как захватят рынок. "Обычно люди психотического уровня способны создавать очень шикарные идеи, – отмечает Лунев. – Проблема в том, что им сложно и практически невозможно это реализовать".

Людям первертивной конституции присуще постоянное влечение к нарушению правил, законов, договоренностей. Для них обычно навязывать свое желание. Если перверт сотрудничает, можно быть уверенным, что он уже выстроил схему на шаг вперед, лишая веры в другие возможности. "Если вы хотите заниматься, условно говоря, рэкетом, то вам лучше всего искать себе партнера-перверта, — советует психолог. — Ни договоренности, ни совместно оговоренные принципы для него не существуют, он всегда избегает критики и требует полной веры, при таких условиях можно создать сложные системы, которые будут работать. Часто такого человека больше всего оскорбляет, когда вы указываете ему на какие-то договоренности".

Невротическая личность имеет "зрелые" психологические механизмы, сравнивая с предыдущими. Это люди, которые хорошо тестируют реальность. Единственное страдание невротика, а значит, тенденция тормозиться – конфликт можно/нельзя, хочу/не хочу, когда, условно, у первертов этот конфликт решен, а у психотиков он отсутствует. Поэтому очень часто невротики становятся их жертвами. "Однако такие люди лучше способны популяризировать и реализовать "оригинальные психотические" идеи, иногда при поддержке или участии первертивных лиц. Они больше подходят для организации просоциального бизнеса", — считает Лунев.

В то же время он подчеркивает, что такое разделение достаточно условно. Более того, следует учесть контекст культуры ведения бизнеса, который условно делится на "американскую мечту", европейские традиции и, собственно, наши, где бизнес часто воспринимается как попытка противопоставления частных инициатив государству и институтам.

По словам Лунева, например, существует услуга предпартнерской медиации, когда перед соглашением перспективных партнеров специально несколько дней истощают переговорами, даже если договоренность готова в первый день. Такие "мучения" якобы помогают увидеть реальные желания людей.

Как продолжить знакомство со сферой

Роман Кошовский признает, что тестирование может восприниматься как чрезмерное вмешательство, но, по его мнению, оно может дать каждому лучшее понимание своих преимуществ и зон роста. Он советует систему оценивания типа Майерс — Бриггс или личностный тест PrinciplesYou от команды Рэя Далио. Также, по его словам, могут быть ценными выводы из тестов Cliffton Strengthsfinder и Caliper Profile, которые дают более глубокое понимание.

"Еще одна интересная категория – это "Поведенческие финансы 2.0". Это новая волна подхода к более глубокому пониманию отношений людей с деньгами, которая также предполагает осознание приоритетов ради того, чтобы подбирать более реалистичные и нужные для человека цели, а не просто фокусироваться на сумме и времени", — рассказывает практикующий инвестор.

По его словам, BeFi 2.0 охватывает все 7 измерений денег в жизни: зарабатывание, расходование, сбережение, инвестирование, ссуды, защита и благотворительность. То, насколько мозг ориентируется в перечисленных понятиях, будет определять, какое множество интересных возможностей для роста можно заметить.

"Более глобальная идея – это начать понимать и относиться к себе как к другому. Неужели я такое мог сделать? Неужели я такое хотел? Неужели я такой?" – советует психолог.

Виталий Лунев считает, что фактически из каждого можно сделать финансового успешного человека. Просто необходимо выстроить комбинацию из факторов-компенсаторов.

В то же время он подчеркивает, что индивидуальные свойства человека — это как тело, которое можно специально одевать в разные вещи. Это может все равно оставаться на уровне игры, поэтому важно выстраивать правильную конфигурацию людей в проектах.