Содержание:
  1. Из рекламы – в пельмени
  2. Из туризма – в фермеры
  3. Из детского лагеря – в интернациональную онлайн-школу

Коронакризис стал испытанием для малого и среднего бизнеса. По данным Европейской Бизнес Ассоциации, каждая пятая компания оказалась перед выбором – считать убытки или закрыться.

Самые предприимчивые смогли перестроить производство и начать выпуск востребованных в карантин товаров. Мы писали о них здесь.

Другим предпринимателям пришлось хуже – в карантин их основной бизнес оказался оказался на мели. Почему бы не придумать что-то новое? 

LIGA.net собрала три истории украинских предпринимателей, которые рискнули начать все заново. И не проиграли.

Из рекламы – в пельмени

Они победили коронакризис. Три истории предпринимателей, которые начали бизнес в карантин
Александр Кравченко. Фото – Facebook Александра Кравченко

Александр Кравченко – маркетолог с 15-летним стажем. В его резюме – работа в украинском подразделении компании "Евросеть", компании "Домотехника", собственный интернет-магазин парфюмерии, основанный сервис продажи развлечений Emozzi.ua, разработка программ лояльности для Samsung, турфирмы "Поехали с нами" и Укрсиббанка, создание чат-ботов и продвижение брендов в соцсетях.

Весна 2020-го перевернула карьеру с ног на голову – Кравченко радикально сменил сферу. Он стал лепить пельмени.

Решение пришло не от хорошей жизни. В марте клиенты стали отказываться от сотрудничества из-за неопределенности, вызванной коронавирусом. "Около 75% моего дохода плавно рухнули в неизвестность", – вспоминает он. 

Кравченко задумался: чем заняться, чтобы минимально ощутить кризис? "Сначала я вернулся к давней идее об открытии кофейни, – рассказывает он. – К счастью, реализовать ее не успел – в карантин они тоже оказались не в лучших условиях".

Пока предприниматель размышлял о будущем, один из друзей внезапно попросил слепить ему пару килограмм куриных пельменей. "Я слепил, и по сарафанному радио через соцсети стал обрастать клиентами", – рассказывает Кравченко.

Он подал заявку на регистрацию торговой марки Mister Pelmen, создал аккаунты своего нового бизнеса в Facebook и Instagram. Продвигал продукт через блогеров и лидеров мнений – доставлял продукцию в обмен на отзыв в соцсетях.

Уже через три месяца заказов стало больше, чем возможностей их выполнить – Кравченко пришлось арендовать помещение, купить оборудование для производства и заморозки пельменей, нанять в команду четверых поваров для лепки продукции.

Инвестиции в новый бизнес предприниматель оценивает примерно в $20 000, большую часть, по словам Кравченко, ему "надонатили" в счет будущей продукции ставшие постоянными клиентами друзья. Таких инвесторов у него около десяти. Заказы мистер пельмень, как в шутку себя называет Кравченко, принимает самостоятельно, периодически включаясь и в процесс лепки. 

Они победили коронакризис. Три истории предпринимателей, которые начали бизнес в карантин
Фото – Facebook Мистер Пельмень

Кравченко утверждает, что объемы производства достигают 2000 кг пельменей в месяц.

При цене в 230-300 грн за кг, в зависимости от вида продукции, это дает около 500 000 грн выручки.

Увеличился и ассортимент. Кроме пельменей в продаже появились другие полуфабрикаты: вареники, котлеты и чебуреки. На подходе голубцы, зразы и блины.

Но конкурировать с крупными производителями полуфабрикатов типа "Ермолино", "Дрыгало", "Геркулес" Кравченко не планирует. "Мои конкуренты – это крафтовые производители замороженных полуфабрикатов, которые продаются в небольших розничных сетях натуральных продуктов –"Молоко от фермера", "Эколавка" и другие", а также проект Игоря Сухомлина "Балувана Галя"– говорит предприниматель.

Пока продукция Mister Pelmen доступна только для жителей столицы. 

Свое будущее он связывает именно с кулинарией. Сейчас он на время передает рекламные дела коллегам, чтобы полностью сосредоточится на новом бизнесе. К концу года Кравченко ставит перед собой амбициозную цель – нарастить объемы продукции в четыре раза до 8000 кг в месяц и расширить сбыт на пригород столицы.

Из туризма – в фермеры

Они победили коронакризис. Три истории предпринимателей, которые начали бизнес в карантин
Ирина и Антон Чесноковы. Фото – из личного архива.

До карантина Антон и Ирина Чесноковы занимались туристическим бизнесом в семейной компании "Агентство Ирины Чесноковой". С весны он замер. "Вся деятельность полностью прекратилась с марта, мы просто закрыли офис и пошли домой – прятаться от вируса", – рассказывает Антон. 

Очень быстро стало понятно, что эта история надолго. Чем жить дальше? "Прогулки до холодильника и обратно удовольствия не доставляли, и в апреле Ира, посмотрев видео в YouTube, и изучив множество публикаций, загорелась заняться выращиванием микрогрина", – рассказывает Чесноков. Идея ему понравилась.

Микрогрин – молодые побеги растений, которые растут 5-10 дней до первых 2-4 листков, которые используются как добавка в пищу, так и как декор. Популярен микрогрин горошка, моркови, редиса, салата, базилика, рукколы и других растений.

"Сначала мы хотели выращивать дома пшеницу на подносах и готовить из нее полезный сок на специальной соковыжималке, – вспоминает Антон. - Я собрал дома стеллажи с лампами, и мы начали проращивать пшеницу". Затем супруги втянулись в новое дело, познакомились с опытными фермерами, поставщиками семян, и расширили ассортимент – на домашней ферме появилась зелень редиса, руккола, базилик, зеленый горошек. 

Вести бизнес на дому оказалось некомфортно. Как только в Киеве запустился общественный транспорт, Чесноковы решили переехать поближе к туристическому офису.

Сворачивать совсем свой прошлый бизнес предприниматели не планировали, потому по максимуму автоматизировали все процессы на ферме. В оборудование Чесноковы вложили около $1500. Около половины уже вернули, говорит Антон.

Едва получив первый урожай, они совершили рейд по ресторанам с предложением купить их зелень.

"Тогда рестораны работали только на вынос, и мы не ожидали большого спроса", – рассказывает Чесноков. На удивление почти сразу появились первые заказчики. Названия заведений не раскрывают – боятся конкуренции.

Они победили коронакризис. Три истории предпринимателей, которые начали бизнес в карантин
Фото – Антона Чеснокова

Большинство крупных городских ферм-конкурентов продают в основном срезанную или фасованную зелень. Чесноковы предлагает живые растения, которые продают в специальных боксах – фруктовых лотках. Сейчас на ферме одновременно прорастают около 180 таких боксов. 

Стоимость одного зависит от вида зелени, за лоток просят – 35-60 грн. Производственные мощности компании можно расширить примерно вдвое, говорит Антон. 

Еще одна фишка: доставкой зелени занимается служба, которая развозит продукцию электровелосипедами. "Когда на электробайке привозят микрогрин, выращенный без всяких удобрений под энергосберегающими лед-лампами, это о вызывает уважение", – говорит Антон.  

Всего за полгода новой деятельности он понял: городское фермерство – выгодный бизнес. Главное – найти покупателя. Поэтому поиск клиентов не прекращается никогда.

Из детского лагеря – в интернациональную онлайн-школу

Они победили коронакризис. Три истории предпринимателей, которые начали бизнес в карантин
Олег и Елена Василевские. Фото – из личного архива.

Бизнесмен Олег Василевский с супругой Еленой 12 лет занимался организацией корпоративных бизнес-тренингов и образовательных лагерей для школьников под брендом Jamm. В его проектах ежегодно обучались более 2000 детей.

В 2020-м планировали расширение, но карантин заставил пересмотреть планы. Коронавирус парализовал ивент-индустрию почти на полгода.

Во время коронавируса мы обзвонили родителей по поводу регистрации в летние лагеря, но они сказали, что им нужно думать, как выжить в новой реальности на дистанционной работе. Буквально за три дня мы создали дистанционный лагерь", – говорит Василевский. 

Первую неделю тестировали его бесплатно, затем ввели оплату – 1000 грн в неделю. 

В начале карантина предприниматель задался целью во что бы то ни стало продержаться до осени, чтобы не закрыть компанию, как делали многие его конкуренты. Летом Василевского осенила идея создания международной онлайн-школы с дистанционным обучением. 

По его оценкам, в Украине около 2 млн учеников старшей и средней школы, для части из них дистанционный формат оказался продуктивнее привычных походов в шкоу. Почему не предложить им новую услугу?  "Мы с женой занимаемся педагогической деятельностью 26 лет, я всегда говорил, что школа – это последнее, куда я буду лезть. Но вышло иначе", – говорит он. 

В запуске проекта помог личный опыт.

Они победили коронакризис. Три истории предпринимателей, которые начали бизнес в карантин
Олег Василевский. Фото предоставлено героем публикации

"Моя дочь три последних года училась дистанционно. Но у нее не было класса, она не знала, кто учится с ней, не хватало социализации", – говорит Василевский. Сыновьям такой формат не подошел – не хватало самоорганизации для дистанционного обучения, нужно было постоянное кураторство, сопровождение. 

Предприниматель с супругой и командой проекта обзвонили несколько десятков потенциальных клиентов, и за 45 часов расспросов выяснили: спрос на услугу будет.

Инвестиции в Jammschool Василевский не разглашает, говорит, что это частные деньги партнеров, которые поверили в идею. Срок окупаемости проекта – три года при наличии 50 учеников. Но может выйти быстрее. В первый набор записались 140 желающих из 5-11 классов. Половина из них пользуются услугой супервайзинга - сопровождение ребенка куратором в течение учебного процесса, как раз этого не хватало в онлайн-формате его собственным детям.

Новый проект взлетел не сразу – изначально предприниматели поставили слишком высокую цену на свои услуги. Сейчас базовая стоимость – 2300 грн в месяц. В новой онлайн-школе учатся дети со всей Украины, а также из Литвы, Египта, Ирана, США и Словакии, говорит Василевский.

Он уверен, что коронавирус стал драйвером развития дистанционного образования в Украине. А период карантина – идеальное время, чтобы создать школу с удаленным обучением.

Несмотря на то, что дистанционное обучение в Украине никак не урегулировано законодательно, за два месяца команде проекта удалось получить лицензию на предоставление образовательных услуг, набрать персонал, запустить онлайн-систему для уроков. 

Свой прежний бизнес – образовательные лагеря – предприниматель отложил до лучших времен. 

"У меня на визитке написано "генеральный мечтатель", – говорит Василевский.

Иногда мечты действительно сбываются. Даже в кризис.