Цена репутации или, Кто в Украине защищает инвесторов от дискредитационных атак
Прошлый год стал худшим для Украины за последние 20 лет с точки зрения прямых иностранных инвестиций. Инвесторы вывели из страны почти на $900 млн больше, чем вложили. Основные причины очевидны – пандемия и плохой инвестклимат.
В конце 2020 года, индекс инвестиционной привлекательности Украины опустился до уровня 2013 года, а 78% глав компаний считают текущий инвестклимат неблагоприятным, такие данные экспертного исследования Европейской бизнес ассоциации.
Среди причин бизнес чаще всего упоминает стандартный набор проблем: несовершенство судебной системы, бюрократия, нестабильное налоговое законодательство, проблемы (чаще всего, искусственно созданные) с контролирующими и правоохранительными органами.
Я занимаюсь бизнесом в Украине с 2006 года. Со своего опыта могу сказать, что существует еще один фактор, который редко упоминается в контексте инвестклимата в нашей стране. Это пренебрежение к институту бизнес-репутации. Черный пиар – очень частое оружие в недобросовестной конкурентной борьбе. Как следствие, ответственный и международный бизнес часто становится мишенью дискредитационных кампаний.
Казалось бы, подобные дела должны решаться в судах, а клевета должна наказываться по закону. Но здесь мы снова возвращаемся к болезненному вопросу несовершенства законодательства, независимости и объективности украинских судов. Это замкнутый круг, результат которого – токсичность украинского рынка для инвесторов.
Свежий пример – история с компанией BF&GH Travel Retail, оператором дьюти-фри магазинов в международных аэропортах Борисполь и Жуляны.
В апреле в Украине поднялась волна борьбы с контрабандой. Мы работаем в трех странах, и я могу с сожалением сказать, что в Украине это действительно одна из самых больших проблем. Моему бизнесу было бы крайне выгодно, чтобы с нелегальной торговлей всех подакцизных товаров покончили.
Но именно здесь и по этому направлению на меня и на компанию началась информационная атака.
В начале апреля, СНБО опубликовал свой список контрабандистов, это вызвало большой информационный резонанс. Некий Евгений Плинский, называющий себя тележурналистом, опубликовал свой вариант дополнения списка контрабандистов, где было упомянуто и мое имя. Ранее он также опубликовал псевдо-расследование, основанное на проводившейся в тот момент таможенной проверке, где была упомянута компания BF&GH Travel Retail в контексте обвинений в контрабанде сигарет. Никаких информационных запросов компания от него напрямую не получала. А проверка не выявила никаких нарушений в работе магазинов нашей компании.
И, конечно, у меня есть вопрос – что это было? Попытка "хайпонуть" на горячей теме, запустить дискредитационную кампанию в чьих-то интересах и за чьи-то деньги? Для меня очевидно, что и то, и другое.
Но это не суть важно. Зерна недостоверной информации уже упали в информационную почву, много раз перепечатаны другими медиа, и живут своей жизнью, независимо от того, какое решение по защите чести и достоинства примет суд – а он обязательно будет.
И получается, не важно, что BF&GH Travel Retail никогда не занималась контрабандой, ни разу не имела проблем с законностью, не получила ни единого протокола о нарушении со стороны таможенных органов и успешно проходила все налоговые проверки. Репутация для нас – ключевой актив, именно она позволяет быть партнером крупнейших международных игроков рынка Dury Free. BF&GH Travel Retail – подразделение всемирно известной компании Gebr. (более чем 2000 магазинов европейского формата Duty Fre, более 40 млн клиентов).
В подобных ситуациях хорошо проявляется незащищенность бизнеса перед информационными атаками. Ты можешь работать с международными партнерами с кристально чистой репутацией, платить сотни миллионов налогов, но тебе все равно много месяцев ждать решение суда в деле о клевете. И даже когда суд подтвердит твою правоту, то общество не изменит мнения о заказчиках и исполнителях дискредитационной кампании. В Украине уже в принципе вполне толерируют подобный стиль ведение дел, а за клевету в медиа не предусмотрены какие-либо серьезные наказания.
С моей точки зрения, наказание за заведомую ложь и клевету должна быть гораздо весомее.
Никто почему-то не думает, что в мире институт репутации превыше всего. Репутация бизнеса – это и есть деньги, которые предприниматели привлекут и инвестируют в Украину, или заплатят налоги.
А так мы получаем ситуацию, когда на одной чаше весов бизнес, который привел в Украину международных инвесторов, создал сотни рабочих мест, исправно платит налоги и чтит свою репутацию, а на другой стороне – неподтвержденная или даже сфабриковання информация, подхваченная некачественными медиа. И результат этого "взвешивания" – удар по репутации от тех, для кого слово репутация вообще ничего не значит.
В Украине при каждой власти говорят о важности и необходимости привлечения инвестиций в экономику. Петр Порошенко создавал Инвестиционные советы, Владимир Зеленский обещал приставить к каждому инвестору "инвестняню", а на практике воз и ныне там – инвестор остается наедине со всем ворохом проблем, которые ему обязательно будут создавать на каждом шагу.
Мне кажется, раз в Украине годами не меняется отношение к людям, которые готовы инвестировать свои деньги, платить налоги и создавать рабочие места в стране, уже давно назрела широкая общественная дискуссия: "Что же мы на самом деле хотим от инвесторов? Рассматриваем их, как "дойных коров" здесь и сейчас, или считаем, что масштабные инвестиции, – это единственный реальный способ вытащить украинскую экономику из третьего мира в первый, а, значит, и всю страну.
Поверьте, этот вопрос задает себе каждый, кто решился вложить сюда свои деньги.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.