Изменения климата – один из ключевых вызовов для всего мира сегодня. Украина пока в малой степени включена в эту дискуссию и еще меньше – в разработку решений. Но избежать участия в этих процессах не удастся. И потому что Украина должна нести свою долю ответственности за противодействие изменениям климата, и потому что политика других стран по большому счету не оставляет нам большого выбора.

Так, 14 июля Еврокомиссия представила обширный документ о механизме Control Border Adjustment Mechansim (CBAM) – новой европейской системы налогообложения импортируемых товаров, которые оставляют большой углеродный след.

Читайте также

На кого распространяется CBAM

Эта система будет направлена на определенную группу импортных товаров из фактически всех стран мира (кроме Исландии, Норвегии, Швейцарии и Лихтенштейна, а также таких регионов как Бюзинген и Хельголанд (Германия), Ливиньо (Италия), Сеута и Мелилья (Испания)).

Это будет касаться такой продукции и ее производных:

- цемента;
– электроэнергии;
– удобрений;
– железа и стали;
– алюминия.

Теоретически, CBAM может не распространяться на электроэнергию из стран, которые будут выполнять определенные требования:

- общность энергетической системы с ЕС (ENTSO-E);
– развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ);
– принятие программ о достижениях климатической нейтральности (климатическое действие);
– наличие прогресса на пути к налогообложению выбросов;
– система торговли выбросами в электричестве должна быть финализирована до 2030 года;
– страна приняла эффективные меры по недопущению импорта в ЕС электроэнергии от третьих сторон, которые не отвечают требованиям развития ВИЭ и климатического действия.

Торговый представитель Украины Тарас Качка уже заявил, что Украина будет среди тех стран, по которым CBAM на электроэнергию не будет применяться.

Не очень понятно, на чем основан его оптимизм. Украина до сих пор далека от полной интеграции в ENTSO-E – европейской сети операторов системы передачи электроэнергии, объединяющей 43 оператора в 36-ти странах европейского континента.

Так же власть вносит законопроекты, которыми вводит акцизы на зеленую энергетику, а также ретроспективно пересматривает "зеленый тариф", чтобы уменьшить объемы задолженностей перед производителями ВИЭ (при этом даже компромиссные решения выполнять в полной мере не готова).

Торговля выбросами углекислого газа не сдвинулась с мертвой точки, а постановление Верховной Рады №1704-IX о надзоре за выбросами и их оценке было с боями принято только в конце летней сессии парламента. Согласно этому документу Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов должно разработать методику расчета и оценки выбросов, а Министерство здравоохранения – оценку ущерба от выбросов.

В Украине достаточно актуален дискурс о том, что ЕС должен делать для нашей страны какие-то особые условия в вопросах экологии. В частности, до представления Евросоюзом механизма CBAM, активно комментировали, что Украине должны дать преференции по металлам, цементу, а по факту этого уже не будет точно. По вопросу спецрежима насчет электроэнергии – если анализировать требования CBAM, Украина еще очень далека от такого спецрежима.

Поэтому, такая ситуация выглядит, как надежды власти "пропетлять" от неизбежных изменений и требований к Украине, в частности, и отложить все неприятное на потом.

По датам

Пока ориентировочно с 2023-го по 2025 год будет вестись полный учет и все процедурные вопросы по CBAM, кроме непосредственно платы по нему. Начало оплаты по CBAM может произойти не ранее 2026 года.

Логика нового налогообложения

Сравнить внутренних производителей ЕС с импортерами по углеродному налогообложению, именно на это направлен CBAM. Внутренние производители сейчас обязаны покупать квоты на выбросы через европейскую систему торговли выбросами (ETS – Emissions Trading System). Импортеры же должны будут покупать CBAM-сертификаты по углеродному следу, который оставляет их продукция.

Если импортер уже платил углеродные налоги на свою продукцию, они могут быть вычтены из объема платы за CBAM. Это дополнительный стимул, чтобы другие страны присоединялись и внедряли углеродное налогообложения для преодоления проблемы изменения климата.

Ценообразование CBAM будет привязано к ценам торгов на ETS. По прогнозам аналитиков, цены таких квот могут очень сильно колебаться – до 2030 года цена выбросов увеличится с 55 евро до 90 евро за тонну.

Влияние CBAM на Украину

Среди бизнесов всех странах вне ЕС, CBAM бесспорно вызывает беспокойство. Основные вызовы, по данным Еврокомиссии, – стоят перед Украиной, Турцией, Россией, Беларусью, Албанией, Египтом, Алжиром и Марокко.

Украина поставляет 5% всего импорта алюминия ЕС, 13% цемента, около 20% железа и стали.Все это – производства, которые оставляют значительный углеродный след. В общем, говорят, что около трети нашего экспорта в ЕС подпадет под действие CBAM. Учитывая, что товарный экспорт в ЕС – это около 38% от общего значения, имеем около 12% общего экспорта, которого будет касаться CBAM.

К сожалению, в Украине вопросу экологической модернизации предприятий никогда не уделялось достаточно внимания. Дальше считать экологизацию дорогой и экономически нецелесообразной больше нельзя. Уже совсем скоро выбросы предприятий станут прямым фактором дополнительных расходов компаний и их конкурентного проигрыша компаниям со всего мира. Поэтому необходимо осознать, что экологичность – это о конкурентоспособности экономики и долгосрочном развитии.

В то же время вообще прямых потерь для компаний не избежать. GMK Center говорит о 150-200 млн евро падения в экспорте украинских компаний, попавших под CBAM, и снижении их финансовых результатов на 105-200 млн евро в год. Но без необходимого обновления оборудования и "зеленых" инвестиций торговые потери Украины будут только больше. Мы можем оказаться вне глобальной конкуренции.

Также, потенциальные даже миллионные потери не сравнятся с теми потерями, которые понесет экономика в результате глобального изменения климата – от потерь от стихийных бедствий, снижения урожаев и их уничтожения, до ценности потерянных человеческих жизней.

Что делать Украине?

Во-первых, стоит окончательно принять и поставить среди приоритетов развитие зеленой экономики, которая является экономикой ближайшего будущего. После введения систем мониторинга и доступа общественности к данным о выбросах, стоит как можно быстрее разрабатывать механизмы системы торговли выбросами. Это, в частности, отмечают наши европейские партнеры. Вице-президент Европейской Комиссии по межведомственным отношениям и прогнозированию Марош Шефчович призвал к разработке детальной дорожной карты по этому вопросу.

Кроме того, нам необходимо остановиться и отойти от постоянной поддержки угольных шахт и других сверхзагрязнителей, перейдя к модели трансформации экономики и энергетического сектора. Миллиарды субсидий не должны идти на то, что вредит нам сейчас и может привести к экономической и экологической катастрофе уже через 5-10 лет.

Государственная политика по экологизации экономики должна быть разумной и взвешенной. И бизнес, и государство должны делать свою часть работы. Надо понимать, что цена экологизации – высокая, и она должна быть равномерно распределена между всеми вовлеченными. Конечно, в украинских условиях всегда есть угроза того, что крупный бизнес пролоббирует себе дотации, а малый и средний бизнес вынужден будет и налоги платить, и самостоятельно модернизироваться за собственные средства.

Украине придется повышать налог на выбросы углерода, но необходимо четко зафиксировать, что этот ресурс должен быть целевым и должен направляться в настоящую зеленую модернизацию экономики.

Приоритетами для нас должны стать развитие возобновляемых источников энергии, средств накопления и сохранения энергии, замещение ископаемых топлив на биологические альтернативы – биогазы и водородные соединения, создание лучших условий для деятельности постоянных моделей бизнеса, энергоэффективность зданий. Все это должно лечь в основу нашего курса на достижение энергетической независимости, экологической устойчивости и экономического развития на годы вперед.

В любом случае, мы не можем снова позволять себе засунуть голову в песок, как страус. CBAM – реальность здесь и сейчас. Так же как и изменения климата. Ключевой вопрос – хватит ли украинскому государству смелости и способности противодействовать этим вызовам.