"Предпринимательство и деньги связаны так же, как любовь и секс"
Фото - КМЭФ

Что такое предпринимательство и как стать успешным в бизнесе? Эта тема стала одной из ключевых на Киевском международном экономическом форуме, прошедшем на днях в столице. Чтоб обсудить тему предпринимательства, модератор дискуссии, управляющий партнер международной компании Boyden Global Executive Search Алексей Долгих собрал в президиуме четверых украинских бизнесменов, чьи истории и имена еще не успели надоесть слушателям.

Как стать успешным предпринимателем, стоит ли приобщать к своему делу детей и как продолжать заниматься бизнесом после неудач гостям форума рассказывали президент Международной корпорации Гранд Владимир Спиваковский, основатель торгово-производственной группы компаний Текстиль-Контакт Александр Соколовский, собственник кондитерской компании АВК и платежного сервиса EasyPay Владимир Авраменко и основатель и CEO RedHead Family Corporation Владислав Бурда.

LIGA.net выбрала самые интересные высказывания предпринимателей.

Что такое предпринимательство

Владимир Спиваковский, президент Международной корпорации Гранд
За последние 30 лет я реализовал более 50 разных бизнес-проектов, из которых 40 стали успешными, 10 - не очень. На мой взгляд, предпринимательство - это комбинационный стиль мышления и жизни, когда разрозненные элементы собираются в системную конструкцию, позволяющую изготавливать продукцию, которая приносит деньги. В этом определении вся цепочка предпринимательства. Если денег в конце нет, это уже не совсем то.
Сегодняшние предприниматели разительно отличаются от тех, которые были [в Украине] несколько лет назад. В связи с поведенческой экономикой, нелинейными решениями в бизнесе все логические схемы превратились в нелогичные. Уже ушли в историю одноходовые комбинации "купи-продай". И даже двухходовые комбинации становятся все менее распространенными, когда, например, кинотеатры совмещаются с попкорном, и на еде зарабатывают больше, чем на фильмах, или когда машины продаются вместе с последующим сервисом. И даже папа Римский вовлекает в церковь музыкантов, потому что иначе паству туда не протолкнуть.
Есть многоходовые комбинации. Вот, например, врач. Врач, который просто врач, зарабатывает 8000 грн. Доктор, который знает английский, может позволить себе большую практику, будет зарабатывать уже 20 000 грн. Если он знает еще и компьютер и может диагностировать болезни, это уже 40 000 грн. А если он пойдет учиться менеджменту и бизнесу, то создаст свою клинику и больше не будет смотреть в правую колонку в ресторанном меню на цены.
Многоходовую комбинацию осуществил за 50 лет Китай, когда изначально планировалась одна чашка риса на человека, затем две чашки, на следующем этапе уже сказали, что рис - это гарнир. И если спросить, какое качество у предпринимателя должно присутствовать в будущем, ответ будет очень неожиданным. Ведь в поведенческой экономике прибыль не всегда является основным показателем. Сегодня можно быть убыточной компанией и повышать при этом капитализацию. Сегодня предпринимательство - это страсть. В поведенческой экономике логика часто не срабатывает.
Владимир Авраменко, основатель и владелец компании АВК и сервиса EasyPay
Сегодня модно говорить о роботизации, искусственном интеллекте. Но я считаю, что основное для предпринимательства - это натуральный интеллект, это мы с вами. В нашей стране уровень интеллекта нации, уровень образования достаточно высок. Каждый из нас уже положил на алтарь своего дела определенные усилия. Поэтому мы прежде всего должны учитывать в предпринимательской деятельности уровень развития общества, а уже потом внедрять искусственный интеллект и роботов.
Мой опыт предпринимательства равен возрасту независимой Украины. С 1991 года общество кардинально изменилось. Тогда все были воспитаны в духе Советского Союза. Дух предпринимательства был "персоной нон-грата", его нельзя было исповедовать, проявлять. К первым предпринимателям относились очень подозрительно - это были люди второго сорта. Когда моя жена, гуляя с ребенком, сказала подругам, что муж занимается производством конфет, ей сочувствовали, мол, какой-то непутевый муж попался. Мы все чувствовали такое презрительной отношение общества. И я сегодня очень рад, что страна и общество поняли, что будущее Украины - за нами, что предпринимательство - это фундамент экономики Украины.
Владислав Бурда, основатель и CEO RedHead Family Corporation
Я отец четверых детей. Мои дети рождены в разных браках, у всех разные ДНК, поэтому непонятно, кто из них способен стать предпринимателем. Что для меня предпринимательство? Если смотреть сегодня на мировые компании, то 80% у них составляют активы, 20% - гудвилл (стоимость деловой репутации - Ред.). Так вот, предприниматели для меня - это люди, которые создают гудвилл, это мастера создания вот этой добавленной стоимости.
Самое главное для любого бизнеса в первом поколении - создание богатства. Во втором поколении бизнес всегда переформатируется. И если вы смогли воспитать человека, который сможет понять, как работает бизнес в первом поколении, то у вас есть все шансы этот бизнес сохранить. Если вы создали структуру компании, которая позволяет контролировать действия менеджмента второго поколения, то вероятность, что бизнес удастся сохранить - 90%.

Секреты успешных предпринимателей

Спиваковский: В одной из своих книг я честно описал. как делаются все мои 50 дел, все мои проекты с секретами, деньгами, расчетами. У меня было много проектов, которые стоили много слез, крови пота. Главное - дожимать последний миллиметр, на который обычно уже не хватает сил. На слайде показано, что ожидает каждого предпринимателя на протяжении всего пути.

"Предпринимательство и деньги связаны так же, как любовь и секс"
Фото - Владимир Спиваковский

И самое печальное заключается в том, что этот проклятый 1 мм требует столько же усилий, как и весь предыдущий путь. Однажды дедушка меня на берегу моря спросил, кем я хочу стать. Я решил выпендриться, и сказал, что хочу быть моряком. Дед подумал, и переспросил: а почему бы тебе не стать лучшим в мире моряком? Абсурдность этой фразы не подлежит никакой логике, но я ее пронес через всю жизнь.

Однажды я решил совершить покушение на мировую систему образования в мире и разобраться, что в ней не так. Вы представить себе не можете, что я обнаружил: образование в мире оказалось единственной отраслью, которая никогда не слышала слова маркетинг. То есть никогда не задавалась вопросом чему и как учить, а главное - зачем. И я обрадовался, решив, что если такого нет, мы это сделаем. Сегодня я помогаю с реформой образования в Калифорнии, Гонконге, Дубае и в нашей стране. Вместо обычных уроков у нас теперь кейс-уроки, которые доступны на онлайн-платформе. Я получил патент патентного бюро США. И теперь никто в мире не имеет права такое повторять. Главный секрет предпринимателя - понять, чего в мире нет и как его создать, как занять нужную свободную нишу.

Александр Соколовский, основатель группы компаний Текстиль-Контакт

Для многих предпринимателей успех - это доходность, место в рейтинге Forbes. Но для меня это все же гармония и способность получать удовольствие от того, что делаешь. Если среди всех состояний бизнесмена не доминирует усталость, то это и есть успех.

Нужно обязательно успевать развиваться, читать, уделять время семье. Ведь бизнесмен без крепкого тыла в семье умножает на ноль всю свою работу. Мне также помогают соцсети - когда нужно что-то выплеснуть, я пишу в Facebook о проблеме. Так проблемы могут решаться. Но на то, чтоб писать, надо время.

Авраменко: У многих в голове еще живет совковый подход, когда предприниматели слывут злыми дядями и тетями. Между предпринимательством и деньгами такая связь, как между любовью и сексом. Конечно, когда стартап начинает свое дело, а потом получает признание в виде денег, возникает новая шкала. Успешные предприниматели начинают заниматься благотворительностью. Ведь в какой-то момент становится ясно, что деньги не греют.

Бурда: Все 25 своей предпринимательской деятельности я посвятил тому, чтоб понять, почему я именно этим бизнесом занимаюсь. Я пытался пойти от корней: когда мне было шесть лет, родители развелись. Я остался с мамой и пытался понять, почему отец ушел и как выжить. Когда родился мой первый ребенок, у жены пропало молоко, и выжить необходимо было уже моему ребенку. Я активно подключился к этой задаче. Все мое предпринимательское ДНК было направлено на то, чтоб помочь выжить моему сыну. Так появился дистрибуционный бизнес - сеть Антошка. Сыну нужно было все это для развития.

Хороший предприниматель - как хороший архитектор, всегда надеется что компания его переживет. Но компания - не оперный театр. О том, что она будет жить дольше, чем создатель, надо позаботиться заранее. Так я стал анализировать своих детей. И старший сын стал финансовым директором компании, второй сын занимается в компании недвижимостью и в этом он преуспел. Главное - успеть передать эстафету, причем не детям, а профессиональным менеджерам. При этом дети должны быть вовлечены в процесс, понимать, как все работает. В противном случае возникает аналог английской королевы, которая с принцем Чальзом уже пропустила период, когда можно было ему передать полномочия.

Самый главный секрет в том, чтобы найти призвание каждого ребенка, понять суть его предпринимательского ДНК, и определить место в бизнесе так, чтобы этим бизнесом как и оперным театром, могли наслаждаться.

Громкие признания: факапы опытных бизнесменов

Бурда: Моя самая большая неудача состояла в том, что мы набрали огромное количество кредитов до 2008 года и неожиданно для себя обнаружили, что не в состоянии их обслуживать. Мы не умели рассчитать левередж: нам давали деньги - мы брали. И когда банки попросили досрочно вернуть кредиты, для меня это стало сюрпризом, ведь я считал, что у них есть определенный объем депозитов, в размещении которых под проценты они заинтересованы. Оказалось, что после кризиса сократились лимиты, изменились возможности банков, головные офисы иностранных банков, которые уходили из Украины, потребовали вернуть деньги, и все банки пришли к нам.

Для меня это был шок, я точно на это не рассчитывал. Оказалось, что мой бизнес не в состоянии генерировать деньги - они все были закопаны в товарных запасах, дебиторке, расширении рабочего капитала. На бумаге все было очень хорошо.

Самый главный урок, который мы извлекли из всего этого, - за прошедшие 10 лет мы научились быть бизнесом, который умеет генерировать кэш. Иначе бы мы просто разорились. Сегодня мы практически ничего не должны банкам. Если говорить о том, как этого достичь - смотреть на шаг вперед. Будучи СЕО, мыслить в перспективе прибыли и наличности. Первую половину своей предпринимательской жизни я потратил на создание бизнеса, вторую - на то, чтобы из него извлечь деньги. И в методах извлечения бизнеса нужно быть очень изобретательным.

Авраменко: В моем случае самой большой проблемой оказалась сезонность - летом шоколадные изделия мало потребляются, они тают. Летом мы теряли, зимой зарабатывали. Это меня терзало несколько лет. Затем меня пригласили помочь с развитием предприятия по производству мороженного на Волыни. Я погрузился, за два года создал реальный успешный бизнес. Но я не нашел синергии с моим основным, кондитерским бизнесом. Вернувшись в АВК, я понял, темп развития компании без моего участия стал хуже. Потому пришлось подымать бизнес заново.

Второй опасный момент - зона комфорта. Когда все планы выполняются, продажи растут, цифры красивые - ждите беды. У нас такая история произошла перед началом российской агрессии - 70% продаж были завязаны на Россию. Много лет наши фуры со сладостями ехали от Калининграда до Магадана. Но интуиция мне подсказывала, что все не может быть хорошо. И вскоре за эту зону комфорта мы очень дорого заплатили, потеряв активы в Донецкой и Луганской областях.

Соколовский: Наш крупнейший вызов - когда около $12 млн мы потеряли в зоне АТО. Надеялись, что что-то вернется. Сейчас надежд уже не питаем. Как говорил Уинстон Черчилль, успех не окончателен, неудачи не фатальны, значение имеет лишь мужество продолжать. Это должен понимать каждый предприниматель.

Кроме того, мы потеряли несколько миллионов долларов, когда пытались создать в Украине отечественную Zara - магазин Туссо. Мы создали целую сети из почти 10 магазинов. Но когда после кризиса пошли серьезные убытки, проект похоронили. Причина - мы выбрали формат магазина для всей семьи раньше, чем он стал востребованным в нашей стране. По той же причине не сработал и наш оптовый центр - специальное организованное пространство для оптовиков. Легальное предложение победила контрабанда.

Спиваковский: Лет 10-12 назад я решился профинансировать франчайзинговую школьную сеть по примеру нашего лицея Гранд. И вскоре зарекся от таких проектов. Оказалось, что нельзя гарантировать качество образования, надлежащий уровень педагогов. Это не гамбургеры в Макдональдсе продавать. Я решил, что будет более логично перевести образование в онлайн, ведь такими, какими они были тогда, школы точно оставаться не могут.

Потом я выяснил, что такой горе-инвестор не я один. Например, Билл Гейтс вложил $100 млн в школу в Редмонде, но все накрылось медным тазом. Марк Цукерберг перед рождением своего ребенка также инвестировал в школу $100 млн. Илон Маск, мой кумир, создал школу для 25 детей, среди которых 5 его собственных. И ничего хорошего из этого не вышло.

Почему даже самые богатые люди не могут успешно инвестировать в образование? В чем проблема? Оказалось, что такими инвестициями система образования не умеет пользоваться. Учится только сейчас. Вот, например, сейчас в ОАЭ $500 млрд инвестируют в образование. Это и есть будущее. Вокруг системы образования начинают крутиться сумасшедшие деньги. Система потому и жалкая, архаичная, отсталая, что там пользуются непроизводительным ручным трудом. Уже везде машины, технологии. И только в школе по-прежнему учебники и указки.