Как Андрей Здесенко создал украинского конкурента P&G. 5 инсайтов из статьи Forbes
Корпорация Биосфера Андрея Здесенко в коронакризис сумела запустить производство подгузников – абсолютно новое для Украины. Но мало кому известно, что подгузники – случайная идея в бизнесе Здесенко, а его другие проекты часто терпели крушение.
LIGA.net пересказывает историю Здесенко и его бизнеса в пяти самых ярких фактах.
Кто такой Андрей Здесенко
Андрей Здесенко – бизнесмен из Днепра, который сумел выстроить целую империю из разных бизнесов. Свою карьеру начинал на Южмаше, затем торговал медикаментами, был дистрибутором средств гигиены. И однажды решил: вместо того, чтобы продавать, можно делать свое.
В 1997 году Здесенко основал корпорацию Биосфера, сейчас она состоит из трех заводов в Украине и одного в Эстонии, выпускает товары для дома и гигиены под 13 торговыми марками, самые популярные – Smile и ФрекенБок.
По итогам 2020 года выручка Биосферы достигнет $250 млн, на $30 млн больше, чем в 2019-м. Общий объем инвестиций в корпорацию за 20 лет ее работы бизнесмен оценивает в $50 млн.
Случайные подгузники
Появлению подгузников в бизнесе Здесенко помог случай. Турецкий заказчик не смог выкупить линию у итальянского производителя оборудования, тот начал искать других покупателей. Здесенко рискнул и выкупил оборудование за 6 млн евро с дисконтом в 10%. Для сборки в Днепр приехали итальянские специалисты, но в связи с карантином и закрытием границ в марте им пришлось экстренно вернуться домой.
Чтобы не срывать проект, завершали работу итальянцев, которые давали подсказки по видеосвязи, украинские работники Биосферы.
Так в Украине запустился конкурент мировых гигантов P&G и Kimberly-Clark Corporation. Новый бренд подгузников назвали Bambik. Они дешевле, чем у конкурентов: 40 штук pampers Baby Dry Plus стоят 317 грн, 42 подгузника Huggies Classic – 285 грн, а 40 украинских подгузников Bambik – 250 грн.
В планах Здесенко – запуск премиум-подгузников из органических материалов под новым брендом Smile baby.
Ресторанный факап и мода
В активе предпринимателя не только успешные проекты. В 2014 году он купил франшизу немецкой ресторанной сети Vapiano. И прогорел. В этом году продал бизнес, потеряв, по его словам, 90% всех вложений.
По крайней мере, на словах Здесенко ни о чем не жалеет: ресторанный бизнес дал ему множество полезных контактов.
Кроме ресторанов, у владельца Биосферы есть еще один бизнес – модный. Он развивает сеть бутиков премиальной одежды Сharisma Fasion Group. Сейчас она состоит из восьми бутиков. Здесенко лично утверждает дизайн всех товаров.
Карантин как стимул
2020-й стал для его бизнеса вызовом. Тотальный локдаун на 2 месяца оставил компанию без важного канала сбыта в ритейле. Но вместо того, чтоб отправлять сотрудников в неоплачиваемый отпуск или увольнять, Здесенко принял непопулярное решение: он повысил зарплаты всем мерчендайзерам и торговым представителям. Продажи в итоге не снизились, но и не выросли, несмотря на то, что в ассортименте Биосферы много востребованных во время эпидемии позиций.
Зато пандемия помогла Биосфере открыть новые рынки. Ежемесячные поставки товаров Биосферы в Англию, Швейцарию и Францию Здесенко оценивает в 1 млн евро.
Есть и новые проекты. Сейчас биосфера готовит к запуску линию по производству нетканого полотна для салфеток за 16 млн евро.
Кроме того, карантин вдохновил Здесенко на новую идею – разработку приложения, в котором покупатель сможет сам собрать набор из различных товаров Биосферы. Цены в нем будут ниже розничных даже с учетом курьерской доставки, поскольку в цене не будет ретробонусов и маржи супермаркетов.
Амбиция для IPO
Ключевая задача Биосферы – развитие экспорта. Здесенко надеется, что торговля на внешних рынках позволит компании нарастить оборот до $500 млн следующий шаг - IPO Биосферы. Если все удастся, он намерен отойти от управления и сосредоточиться на проектах, которые помогают развиваться талантливым бизнесменам.
Фундамент такого сценария Здесенко закладывает уже сейчас. Он постепенно делится долей в Биосфере с ключевыми сотрудниками. Топ-менеджеры Ирина Нестеренко и Владислав Гуристримба владеют 5% акций корпорации. Сейчас Здесенко выбирает еще 3-4 сотрудников, которым готов передать небольшие доли в бизнесе.