Содержание:
  1. Невидимые блокировщики
  2. Без воды, туалетов и горячей пищи
  3. Коррупция в помощь
  4. Взяли дела в свои руки
  5. Пополняем запасы
  6. Поляки блокируют польские фуры

С начала ноября в Польше блокируют пограничные переходы для украинских грузовых автомобилей. Фронтменом протеста является член антиукраинской партии "Конфедерация" и одновременно владелец транспортной компании Рафал Меклер.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

Список требований протестующих, к которым присоединилась только часть польских перевозчиков, сводится к тому, чтобы максимально ограничить доступ украинских перевозчиков на территорию ЕС. А в перевозках грузов между Украиной и ЕС у польских перевозчиков был приоритет. Частичная блокада перехода в Медыке началась 23 ноября, а с 27 она должна была стать полной.

Около восьми утра 28 ноября возле пограничного пропускного пункта Медыка, в 15 километрах от Перемышля тихо. Погода снежная и легковых автомобилей в сторону Украины почти нет. Подъезд же к переходу грузовых фур в Медыке блокируют уже почти неделю – с 23 ноября.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

Блокирование пограничных пропускных пунктов на территории Люблинского воеводства – севернее Медыки – началось еще в начале ноября. Разрешение польских властей на акцию протеста на границе выдано на срок от 3 ноября 2023 года до 3 января 2024 года.

Невидимые блокировщики

В нескольких сотнях метров от границы на обочине дороги рядом с пешеходным переходом вижу официальных протестующих. Около 5 человек и не менее десятка полицейских и полицейских машин.

Условные протестующие вместе с полицейскими в ярких зеленых жилетах с надписями "Полиция" на спине курят сигареты и мирно общаются. Краем уха слышу отрывки разговоров. Звучит так, будто обсуждают какую-нибудь потенциальную проблему.

Читайте также

Позже станет ясно, что говорили, вероятно, о контракции украинских водителей заблокированных грузовиков. Польские водители спрашивают присутствующих полицейских, должны ли они что-то сделать "в этой связи".

Рядом стоит большая палатка, в которую время от времени заходят и выходят "протестующие". На палатке надпись "Обманутое село". Рядом на дереве висит баннер с надписью "Дорожный транспорт – национальное богатство". Больше вокруг никого нет. Изредка в направлении границы или села Медыка проезжают легковые автомобили и счастливцы на грузовых фурах, кого наконец-то выпустили из очереди.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Надпись на плакате: Дорожный транспорт – национальное богатство, Фото: Екатерина Прищепа

Приблизительно в километре отсюда – подальше от границы – уже начинается очередь из заблокированных грузовиков, простирающаяся на десятки километров вглубь Польши. Польские власти не разрешают грузовым автомобилям создавать сплошную очередь и разбивают ее на сегменты. Поэтому группы фур можно видеть вдоль трассы в сторону границы где-то от Пшеворска (55 километров от Медыки) и вплоть до точки в нескольких сотнях метров до пограничного пропускного пункта.

За порядком в очереди следят полицейские, машины которых стоят в начале каждой из колонн. Они следят, чтобы фуры не поехали без разрешения.

Еду в Перемышль и, встретившись с водителем, начинаю пограничную мини Одиссею. На территории Перемышля, от которого до границы 15 километров, группу фур отогнали на одну из идущих "на вылет" дорог из города параллельно границе. Иду туда, чтобы посмотреть и поговорить.

Без воды, туалетов и горячей пищи

Фуры растянулись вдоль перемышлянской улицы на 4 километра. Их здесь несколько сотен. И это лишь часть тех, кто ожидает возможности пересечь границу. В начале этого сегмента очереди собралась группа людей в ярких оранжевых и зеленых жилетах.

Они пытаются запустить заглохший пикап, помогают девушкам-волонтеркам, перегоняющим машины для ВСУ. В группе водители грузовиков из Львовской, Хмельницкой, Николаевской и Запорожской областей. Начинаю расспрашивать о делах.

"Мы в этой точке стоим уже с восьми вечера со вчерашнего дня, – говорит Василий, водитель из Львовской области, – неизвестно, когда продвинемся вперед".

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Василий, водитель фуры из Львовской области, Фото: Екатерина Прищепа

Он ожидает возможности пересечь границу уже пять дней, как и его коллеги по несчастью в этой группе. Один из водителей – Александр. Его отец, тоже водитель, пересекал границу после начала польской блокады через пункт в Дорогуск-Яготине несколько дней назад. Александр говорит, что отец провел в очереди на границе 17 дней.

На мой вопрос, пробовали ли они поговорить с блокировщиками границы, Андрей, водитель Николаевской области, говорит: "Нас к ним не пускает полиция. Боятся за них".

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

Фактически выглядит так, что физическую блокировку водителей на границе от имени неизвестных протестующих осуществляет польская полиция. Полицейские, которых вблиз границы отправили десятками, охраняют сегменты автоочереди у границы. Они следят, чтобы фуры двигались согласно порядку. Этот порядок, по словам водителей, определяют блокировщики. Самих же блокировщиков у границы может быть 5-7 человек. И их присутствие там репрезентационно-контрольное.

Спрашиваю водителей о том, как выглядит их быт. Хуже всего, говорят они, это невозможность нормально помыться и поесть горячей пищи. Основа гигиены для них сейчас – влажные салфетки. Привязанные к загруженным машинам, они не могут ночевать в мотелях, потому что должны были бы оставить машину в очереди на трассе в нескольких километрах от своего потенциального ночлега.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

Еще одной проблемой является недоступность туалетов. Несколько дней назад шеф полиции в Перемышле распорядился привезти и поставить два мобильных туалета для водителей в очереди на территории Перемышля.

"Но это два туалета на 4 километра, в случае необходимости нужно бежать до 2 километров в одну сторону", – объясняет один из водителей.

Несколько дней подряд заблокированным в очереди привозили ежедневно горячую пищу местные волонтеры и местная пожарная служба. Но расходы на питание начинаются от 50 злотых в день на человека. Это около 500 гривень. К этому нужно добавить расходы на топливо, чтобы обогревать кабину грузовика. Это еще примерно 1000 гривень в день.

Коррупция в помощь

Спрашиваю у водителей, что они думают о требованиях польских блокировщиков.

"Им не нравится наша электронная очередь, – говорит Василий, – раньше мы все стояли в живой очереди на границе. А с апреля месяца ввели электронную очередь. И к границе подъезжаешь уже, когда она подходит. Ждать от момента регистрации в системе нужно дней 5-7. Полякам не нравится, что все это время нужно быть в Украине. Раньше они просто платили взятки на таможне и проезжали быстрее".

Василий и коллеги также напоминают, что незадолго до начала блокады границы как раз закончилась забастовка польских таможенников. Те, в рамках спора с правительством о повышении зарплат, проводили таможенный контроль и оформление грузов демонстративно медленно, что также не способствовало быстрому пересечению границы.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

Василий возвращается из Литвы, куда вез из Украины сою. Обратно везет автозапчасти. На вопрос об обвинении польскими перевозчиками украинцев в том, что те отбирают у поляков работу, Василий и его коллеги говорят, что они ездят между Украиной и ЕС. В ЕС везут украинские товары, а обратно экспорт из разных стран. Поэтому эти перевозки не являются "законными заказами" для польских перевозчиков.

Пока разговариваем с водителями, их коллегам удалось запустить один из волонтерских пикапов и они берутся за другой. Прощаюсь с ними и направляюсь дальше – ближе к границе.

Взяли дела в свои руки

Подъехав к началу колонны грузовиков, стоящей ближе к границе, вижу группу людей в тех же ярких жилетах – это тоже заблокированные водители. Рядом стоят два полицейских автомобиля. Полицейские внимательно следят за водителями, а теперь и за мной.

Подхожу и начинаю разговор. К моему удивлению, из группы украиноязычных водителей вперед выталкивают поляка. Яцек – польский водитель, который вместе с украинскими коллегами почти неделю заблокирован на подъезде к границе в Медыке. В его грузовике – электрокабель, который ждут в Тернополе.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Крайний слева – польский водитель Яцек, Фото: Екатерина Прищепа

Яцек напоминает, что среди организаторов блокировки границы следует искать не только польских перевозчиков, боящихся конкуренции с украинцами на маршрутах между ЕС и Украиной. Там также и владельцы фирм, ранее зарабатывавших на перевозках между ЕС, Россией и Беларусью. Таким образом, они намекают на компенсацию своих потерь.

"Весь этот протест организовали крупные бизнесмены, а маленькие люди, как я, страдают из-за этого", – говорит Яцек.

Яцек при этом не против идеи протеста как такового. И он даже сторонник возвращения системы разрешений для украинских фирм на возможность перевозок между ЕС и Украиной. Было бы меньше "отнятия работы", говорит он.

"Но эта забастовка подготовлена плохо. Нельзя закрывать все переходы на границе и оставлять таких людей, как мы, заблокированными и без какой-либо помощи", – говорит он.

На вопрос об отмене электронной очереди и связанных с этим взятках Яцек отвечает, что украинская сторона должна разобраться со взяточничеством на таможне.

Устав от многодневного ожидания на границе, Яцек решил действовать. Он организовал группу соседей из очереди. Среди них и коллеги-водители из той же фирмы, где он работает сам. Эта водительская группа выдвинула требования. Водители будут блокировать пешеходный переход на трассе, ведущей от границы в Перемышль, если блокировщики и полиция не увеличат количество машин, которые будут пропускать к границе в час.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

В момент, когда я разговариваю с Яцеком и его коллегами, к границе пускают по три машины в час. Полиция взяла на себя роль посредника в переговорах между водителями и блокировщиками.

Во время нашего разговора с Яцеком и его коллегами к нам подходит полицейский из охраняющих заблокированную колонну и говорит, что переговоры с блокировщиками еще продолжаются.

"Мы ждем уже два часа после выдвижения предложения, если через 30 минут не будет сдвигов, мы начинаем блокировку", – говорит Яцек.

Полицейский уверяет, что хорошие новости придут совсем скоро. Я тем временем иду пообщаться с остальными водителями в очереди.

Пополняем запасы

В конце колонны стоит фура иванофранковца Михаила. Он везет в Украину автомобильные запчасти из Гданьска. В Польшу он привез сельхозпродукцию. В блокировке пешеходного перехода он участвовать не будет. Но, как и все коллеги в очереди, слушает переговоры по рации.

Узнав, что я приехала к колонне на машине, Михаил спрашивает, не буду ли я вблизи какого-нибудь магазина и на обратной дороге не подброшу ли ему сигарет. Увидев движение, к нам присоединяется Николай, фура которого стоит в очереди на две машины впереди Михаиловой. Николай везет в Украину металлические изделия и у него тоже кончились сигареты. Водители не могут оставить свои грузовики более чем на несколько минут. А до ближайшего магазина сейчас километров 10.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

Я принимаю заказ и собираюсь в магазин "Бедренка", который стратегически расположен в Медыке в 100 метрах от пешеходного пограничного перехода из Украины. Большинство его клиентов – это украинцы из пограничных сел и городков, которые ходят в Медыку за покупками.

"Но если у границы будут наши с сигаретами, берите у них. У них дешевле", – поучает меня Михаил напоследок. Узнав цель нашей поездки к границе, таксист из Перемышля сразу везет меня к точке в Медыке, где украинцы продают контрабандные сигареты и алкоголь.

"Там будет дешевле", – объясняет он.

Как только я подхожу к группе женщин, ко мне отовсюду тянутся руки. В каждой из них по несколько пачек сигарет. Я чувствую себя как богатая американка в круизе по бедной стране. Закупив сигарет, возвращаюсь к Михаилу и Николаю, подбросив часть закупки Яцеку и его коллегам.

Увидев такси, к нам с Николаем и Михаилом подходит Юрий – водитель из очереди, который везет в Ровно кошачий корм. У Юрия в машине совсем не осталось еды. А запас воды на уровне одного стакана. И он ловит возможность съездить за покупками. Отправляемся в новый рейс в Медыку – на этот раз в "Бедренку".

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

Юрий закупается продуктами, сигаретами и водой. Когда возвращаемся к заблокированной колонне, въезжаем в свежую пробку. Яцек и его коллеги выполнили свою угрозу и начали блокировать дорогу Медыка-Перемышль.

Около двадцати человек ходят вереницей через пешеходный переход на дороге, из-за чего движение всего автотранспорта заблокировано. За действом наблюдают дополнительные наряды полиции. Среди полицейских уже видны офицеры.

В определенный момент приходит известие, что блокировщики границы согласились на микроуступки. Вместо трех машин в час, они теперь будут пропускать до границы 8 машин. Яцек и коллеги потребовали пропускать по 10, но соглашаются с предложением и организованно отступают с пешеходного перехода. Пробка рассасывается минут за 7. С ней исчезает и большинство полицейских, следивших за блокировкой перехода.

Поляки блокируют польские фуры

Возвращаемся с Юрием к его фуре. На радостях он приглашает меня подождать движения автомобилей у него в кабине. Соглашаюсь, потому что после нескольких часов хождения по снегу уже не чувствую ног почти до колен. Пока ждем проезда 8 фур, в результате чего Юрий и его коллеги по очереди должны приблизиться к границе примерно на 200 метров в течение часа, Юрий рассказывает о своей работе.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Кабина Юрия, работающего на польскую логистическую компанию, Фото: Екатерина Прищепа

Он работает на транспортную фирму из польского города Згожелец. Говорит, процентов 70% его коллег-водителей – украинцы. Владельцы фирмы – поляки. И Юрий стоит в очереди с грузовиком, зарегистрированным в Польше. Водителям платят за работу эквивалент 10-15% от стоимости выполняемого ими рейса. Спрашиваю у Юрия, переживает ли владелец фирмы из-за ситуации на границе.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

"Переживает, потому что из-за простоя фирма теряет прибыль. У них, по факту, меньше перевезенного товара за то же время. Я должен 1 декабря уже сесть на загруженную машину в Ровно и ехать ею обратно в Польшу, но я не успею", – рассказывает Юрий.

Условия, в которых пересечения границы ждут водители, владельца фирмы интересуют меньше. Он оставляет эти вопросы самим водителям.

После часа ожидания, очередь наконец-то движется и Юрий и его фура проезжают вперед заповедные сто метров. На часах около 14:00 часов. И это главный прорыв Юрия за эти сутки.

Читайте также

Я прощаюсь с Юрием и собираюсь назад в Перемышль, когда замечаю в очереди машин автомобиль с грузинскими номерами. Водитель Бадри везет лафету с легковыми авто из Гданьска во Львов. Его фирма выполняет подряд для получателя в Украине. В отличие от других водителей Бадри ездит в ЕС на основании специального разрешения на транспортные перевозки. Но стоит в очереди вместе со всеми.

Бадри знает об акции с блокировкой пешеходного перехода, потому что как и все коллеги в очереди слушает радиопереговоры соседей. Но участвовать в ней не хотел.

"Правительства должны договориться и прекратить это все", – говорит он.

"Это протест крупных бизнесменов". Репортаж с заблокированной польской границы
Фото: Екатерина Прищепа

Уже на обратном пути получаю телефонный звонок от Яцека. Он доволен своей акцией.

"Мы доказали, что не бросали пустых угроз. И с нами надо считаться. Здесь к нам приезжал какой-то мужчина из украинского консульства и просил, чтобы мы не блокировали переход, потому что он договорился, что будут пропускать по 5 машин в час. Мы через несколько минут блокировки добились больше, чем они за многие дни переговоров", – радуется Яцек.

Это было первое упоминание о том, что представители власти заинтересованных стран, кроме польской полиции и пожарных, интересовались ситуацией в Медыке.

На обратном пути в Перемышль слушаю по радио новости. Сообщается, что переговоры о разблокировании границы с Украиной продолжаются пока без успеха. Спрашиваю у водителя такси, что он думает о ситуации на границе. Тот уклоняется от ответа.

"Я не интересуюсь политикой, – говорит он, – но ясно, что это нужно прекращать. Власть по обе стороны должна договориться".

На следующий день в локальном Жешувском издании Газеты Выборчей (Жешув – административный центр Подкарпатского воеводства, на территории которого находится пропускной пункт Медыка) читаю краткую, на два абзаца, заметку о блокировании перехода Яцеком и коллегами.

Екатерина Прищепа специально для LIGA.net