Предприниматели, погибшие вследствие войны: узбекский плов, специи и волонтерство Сардора
25 июля российские войска нанесли ракетные удары по Чугуеву в Харьковской области. Около трех ночи они попали в Дом культуры, в подвале которого местные скрывались от обстрелов. Из-под завалов спасатели извлекли тела троих погибших. Среди них – Сардор Хакимов, кулинар из Узбекистана, открывший в Чугуеве узбекскую столовую и магазин специй. Он готовил в Доме культуры плов и бесплатно угощал всех желающих.
Читайте нас в Telegram: главные новости коротко
"Его коронная фишка – это была улыбка"
36-летний Сардор Хакимов родился в Узбекистане. Когда он был подростком, его семья переехала в Украину. Здесь Сардор получил юридическое образование.
С 2000-го Хакимов жил в Северодонецке Луганской области. В 2014-м переехал в Чугуев Харьковской области.
До юриспруденции сердце у Сардора не лежало, вспоминает брат погибшего Мансур. "Он был очень образованным, но не захотел работать в юридической сфере. Родители хотели, чтобы он окончил университет. Он это сделал, чтобы не обидеть их. Но потом занимался тем, что очень любил. Он изначально хотел стать великим поваром и в то же время говорил, что хочет помогать людям", – рассказывает Мансур Хакимов.
Прежде чем развивать кулинарный бизнес, Сардор завоевал доверие жителей Чугуева.
"Его коронная фишка – это была улыбка. Он со всеми здоровался – знает этих людей или нет. Ну и его еда. Он мог привезти свою кухню в лес или на реку, если люди хотели отметить праздник на природе. Сардор выезжал со своими подчиненными, ставил шатер и готовил. Он использовал мобильные котлы, фургончики, генераторы. На День города ставил шатер на площади и раздавал людям еду. Так о нем и узнали", – рассказывает брат.
Мансур считает, что именно открытый характер, гибкость и нестандартный подход к бизнесу стали главным секретом популярности Сардора Хакимова, которого так полюбили жители Чугуева.
Местная жительница Наталья Бунина ходила в столовую Сардора. По ее словам, у него была очень вкусная еда.
"Плов был просто замечательный. Сочный, умеренно приправленный, рисинка к рисинке. Помню, как я ужасно сердилась, когда они опоздали на обед в День машиностроителя, как они тащили тяжелый котел с пловом на третий этаж... А с началом войны бесплатно кормили самым вкусным узбекским пловом жителей города. Просто так. Не ради пиара и дивидендов. А потому что нужно поддерживать друг друга", – рассказывает Наталья Бунина.
"Сардор был очень хорошим человеком. А его вкусный плов, сочный шашлык и шурпу невозможно забыть", – говорит знакомый погибшего, волонтер Руслан Овчаренко.
"Он никогда не требовал прибыли"
Дело Сардора Хакимова быстро развивалось, и вскоре он открыл магазин специй и столовую узбекской кухни, о которых знали все в Чугуеве.
Свой бизнес Сардор оформил на друга, которому доверял.
"Сардор не любил заниматься бухгалтерией, поэтому назначил человека, который все это делал. Если бы этот человек врал или воровал, перед законом отвечал бы он. Этот человек был администратором и занимался документами", — говорит Мансур Хакимов.
По словам брата, Сардор не требовал от сотрудников прибыли. "Он просто любил свое дело. Обычно на совещаниях просто спрашивал: какой доход в этом месяце? Ему говорили: 100 000 мы сделали. И они делили эти деньги. Сардор не проверял бухгалтерию. Он был очень скромным. И не показывал, что у него есть приличный доход, что он успешен… Нас так учили: жить скромно и не кичиться".
Сардор хотел через бизнес рассказывать о культуре и традициях родного Узбекистана. Он показывал, как плов едят руками, как готовить лагман или шашлык. "Он никому не говорил, что рецепт – это его секрет. Наоборот, если человек интересовался, он показывал".
Деньги, которые откладывал на расширение бизнеса, потратил на спасение местных
Дело Сардора набирало обороты. В его планах было открыть сеть магазинов.
"По пятибалльной шкале он был успешен на четыре. Если бы не война, достиг бы желаемого результата. Он мечтал иметь столовую, магазины специй, мяса, овощей, и все это должно было быть рядом. То есть вы зашли купить овощи, потом — за мясом, специями, а затем посетили кафе, спросили рецепт и так далее…", — рассказывает Мансур.
Сардор отложил деньги на расширение своего дела и только ждал возможности реализовать задуманное — должен получить разрешение на застройку. Но началась полномасштабная война.
24 февраля Сардор отправил свою семью – четырех детей и жену – в Узбекистан, а сам остался в Харьковской области и помогал местным — он готовил еду для всех желающих, раздавал ее бесплатно. Волонтерскую кухню обустроил в подвальном помещении Дома культуры, где раньше была одна из его кулинарных точек. Там волонтерил и ночевал.
Чугуев постоянно обстреливали.
"После начала полномасштабной войны дело Сардора не приносило доход. А то, что он заработал и отложил до 24 февраля, начал тратить на спасение местных. Когда он уже потратил собственные деньги, попросил у нас помощи. У него есть младший брат, я, есть еще двоюродные братья. Все мы давали понемногу", – говорит Мансур.
Родственники убеждали Сардора выехать из Украины к своей жене и детям, ведь у него было гражданство Узбекистана и он мог это сделать. Впрочем, Сардор не согласился. Он говорил: "Все хорошо, я здесь остаюсь".
В ночь на 25 июля Сардор традиционно оставался в Доме культуры, где уже около пяти месяцев действовала его волонтерская кухня. Но ночью российское оружие попало именно в Дом культуры, Сардор погиб под завалами.
Сейчас бизнес Хакимова заморожен. "Я занимаюсь гуманитарной помощью. А когда война закончится, жена Сардора вернется и все продолжит. Два сына, когда подрастут, продолжат его дело, а мы поможем, чем сможем… Сейчас же только работает магазин специй, там есть кухня, где мы бесплатно кормим людей", – говорит Мансур.
Автор: Ярослава Вольвач
Текст подготовлен платформой памяти "Мемориал", рассказывающей истории убитых Россией гражданских и погибших украинских военных, специально для Лига.Бизнес. Чтобы сообщить данные о потерях Украины, заполняйте формы: для погибших военных и гражданских жертв.