Содержание:
  1. Возвращение выручки – как вопрос агроэкспорта объединил НБУ и правительство
  2. Что говорят в Нацбанке о выручке?
  3. Схемы невозврата валюты
  4. Что дальше?

Нацбанк, осенью вдвое сокративший сроки возврата валютной выручки агроэкспортерам, допускает сокращение срока по другим биржевым товарам. Кроме зерновых.

Об этом сообщил заместитель главы Национального банка Украины (НБУ) Юрий Гелетий.

"В настоящее время на проработке вопроса относительно других биржевых товаров, чтобы также стимулировать возвращать экспортную выручку в это тяжелое время для государства", – сказал он на пресс-брифинге в НБУ 14 марта.

Регулятор утверждает, что подобные предыдущие инициативы уже вернули в страну сотни миллионов долларов.

LIGA.netразбиралась с тем, почему НБУ, которого в этом поддерживает правительство, занимается этим вопросом, и чего бизнесменам ждать дальше?

Возвращение выручки – как вопрос агроэкспорта объединил НБУ и правительство

Как сообщили LIGA.net в пресс-службе регулятора, объем невозвратов и превышений сроков расчетов за последние 10 лет составляет $7,17 млрд по состоянию на первое марта 2024 года.

"В то же время не весь объем соответствующих операций следует относить к невозвращенной экспортной выручке или к "черному экспорту". Предельные сроки расчетов по экспортным операциям могут нарушаться по объективным причинам, а валютная выручка – возвращена через определенное время", – подчеркнули специалисты службы.

Этот вопрос не один год обсуждается между аграриями и налоговиками. Чтобы нарушений не было, налоговая служба начисляет пеню за каждый день просрочки. Аграрии оспаривают эти решения в судах. Так было еще до войны.

Практика свидетельствует – в этих спорах истина посредине, в 50% случаев суды становятся на сторону экспортеров, в то время как другая половина претензий налоговиков признается.

Если учесть, что по делам, не касающимся возврата налоговой выручки, ГНА может проигрывать до 90% судов (данные офиса бизнес-омбудсмена. – Ред.), то "половинчатость" в таком случае вообще можно оценивать как эффективную работу. Особенно когда понимать специфику этих процессов и схем, по которым экспортеры работают.

Но с началом большой войны государство потеряло львиную долю доходов от экспорта металлов, а агропродукция стала основным источником получения валюты по стране, поэтому проблема приобрела другую специфику.

Справка
Металлургические предприятия Украины в январе-ноябре текущего года сократили поступления от экспорта черных металлов на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до $2 млрд 433,191 млн. Это 7,38% от общего объема поступлений от экспорта товаров, против 10,7% за 11 месяцев 2022 года.

За нее с тех пор взялись члены правительства и НБУ. Нацбанк, который в первый год войны вынужден был пойти на увеличение сроков до полугода (решением 5 апреля 2022 года), с 11 ноября 2023-го вдвое сокращает предельные сроки расчетов по операциям по экспорту агропродукции – со 180 до 90 календарных дней.

Справка
В 2022 году агроэкспорт впервые превысил 50% от общей массы, а в 2023 году перевалил за 60%. Такое увеличение произошло из-за уменьшения валютной выручки металлургических компаний. В настоящее время аграрии стабильно удерживают продажи на уровне $23 млрд.

В частности, в течение 90 дней должны рассчитаться за операции по экспорту: пшеницы, ржи, ячменя, овса, кукурузы, сои, рапса, семян подсолнечника, масла соевого, подсолнечного, рапсового, жмыха.

Те, кого это касалось, не были удовлетворены.

Это решение было принято по представлению Кабмина, которое НБУ получил накануне.

В начале ноября 2023 Кабинет министров принял новый порядок экспорта агропродукции, по которому делать это смогут только экспортеры, включенные в Государственный аграрный реестр, или компании, получившие лицензию на такой экспорт.

Что говорят в Нацбанке о выручке?

"Возврат валюты и ее продажа имеет прямое влияние на предложение валюты на рынке, следовательно, влияет на баланс", – отмечает заместитель председателя НБУ Юрий Гелетий.

Он сообщил, что уже в декабре 2023 года по итогам анализа 200 агропромышленных компаний экспортная выручка выросла в 1,6 раза по сравнению с октябрем.

Но добавил, что правительство и НБУ анализируют состояние дел и по другим (не аграрным) видам продукции.

Нацбанк для этого усилил информационное сотрудничество с Гостаможслужбой и Госналогслужбой.

Схемы невозврата валюты

В НБУ убеждают, что знают о "креативных схемах обхода ограничений" и готовы этому противодействовать.

В феврале регулятор запретил закрывать валютный надзор, когда плата за экспорт происходит в гривне, и использование операций с обратной покупкой валюты – валютный своп.

Справка
Валютный своп – валютная операция, условия которой предусматривают продажу клиентами иностранной валюты с обратной покупкой на определенную дату в будущем с фиксацией условий этих операций (курсов, объемов, дат валютирования и т.п.) при заключении договора.

В НБУ называют эти схемы "креативными" в противоположность давно известным "традиционным".

О них LIGA.netуже писала. В частности, относительно "черного" экспорта.

Это покупка трейдером за наличные зерна у фермеров, и дальше — экспорт через цепочку посредников.

Здесь важны документы на зерно и подтверждение банковских переводов, поэтому есть схемы создания фиктивных документов – в частности, о происхождении и покупке такой продукции.

Кроме того, есть еще и "серые" модели экспорта зерна. Их принципиальное отличие в том, что купленное за наличный "черное" зерно смешивается с "белыми" партиями, приобретенными официально. Экспортером такого "микса" является легальная компания, которая, кроме заработка на перепродажах, еще и получает возмещение НДС.

"Здесь имеют место две схемы, когда требуют возмещения НДС за экспорт, потому что покупают по документам с НДС, а продают без. Плюс к тому, есть невозврат валютной выручки. И, если оценивать угрозы национальной экономической безопасности, то само невозвращение валютной выручки больше, ведь возмещение из бюджета НДС, как правило, откровенно "черные" экспортеры не получают, поскольку просто не проходят проверку", – объяснили LIGA.net в БЭБ.

Что дальше?

Власти размышляют над разными вариантами борьбы с валютными "уклонистами".

"Мы видим наращивание возвращений выручки агросектором, которое измеряется сотнями миллионов в месяц. Но это еще не конец, и мы продолжаем активное сотрудничество с правительством. В частности, по совершенствованию критериев к верифицированным экспортерам аграрной продукции", – говорит замглавы НБУ Гелетий.

В феврале 2024 стало известно, что Кабмин и НБУ настаивают на идее привязать возмещение НДС к возврату валютной выручки.

Правда, как сообщил председатель парламентского комитета по финансам, налоговой и таможенной политике Даниил Гетманцев, запуск такого сложного механизма связан с техническими сложностями.

По его мнению, для этого необходимо создать еще одну такую же сложную систему, как система электронного администрирования НДС, чтобы можно было отследить все эти операции. Ибо при этом есть тысячи контрактов, по каждому могут быть тысячи поставок, все их нужно свести в одно целое, в одну точку в режиме онлайн.

"Мы на уровне комитета решили вообще отказаться от этой нормы о возмещении НДС исключительно на основании возврата валютной выручки. Но Кабинет министров на ней настаивает. И уже два месяца, как мы ожидаем от правительства финальной редакции, которая позволит это реализовать. Я не верю в то, что она существует, но мы подождем", – описал ситуацию Гетманцев.

Предложений пока не поступало. К тому же против этой новации выступили отраслевые ассоциации.

Есть и другие предложения. В частности, свои варианты учета предлагает Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР).

"Биржевая торговля с ее прозрачностью имеет преимущества, поэтому, не исключено, можно было бы предложить автоматический возврат НДС в случае торговли на бирже на экспорт. Или, например, это давало бы доступ к перевозкам Укрзалізниці, потому что биржевая торговля позволяет спланировать загрузку. Я думаю, для многих не супер крупных компаний это было бы привлекательно. Тем более если они еще и смогут на бирже продать дороже", – отметил по этому поводу член НКЦБФР Арсен Ильин.