Минфин США оценил состояние экономики России: если бы не агрессия, ВВП был бы на 5% больше
Фото: EPA

Министерство финансов США считает, что агрессия против Украины нанесла значительный ущерб экономике России. Если бы Владимир Путин не начал войну, ВВП России был бы на 5% больше, пишет Financial Times со ссылкой на отчет министерства.

Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: коротко о важном
В документе, с проектом которого ознакомилась FT, главный экономист министерства по вопросам санкций Рэйчел Лингаас пишет, что российская экономика оказалась под значительным давлением как из-за самой войны, так и из-за санкций. Вторжение и оккупация украинских территорий способствовали быстрому росту расходов, обесцениванию рубля, росту инфляции и напряженности на рынке труда из-за сокращения трудовых ресурсов.

Как следствие, Россия значительно отстала от других стран-экспортеров энергоносителей.

Американский Минфин обращает внимание на то, что Путин постоянно хвастается тем, что российская экономика продолжает расти, а уровень безработицы находится на исторически низком уровне. Но это, говорится в отчете, связано с военно-промышленным комплексом, поглощающим экономические ресурсы и искажающим реальное состояние экономики. Проще говоря, военная продукция учитывается в ВВП, но на уровень жизни в России никак не влияет.

Повышение зарплат также в основном объясняется социальными льготами, связанными с войной и высокими зарплатами в оборонной промышленности. При этом реальные зарплаты в России до сих пор остаются ниже, чем были до незаконной оккупации украинского Крыма в 2014 году.

По оценкам американского Минфина, эмиграция в России достигла исторических максимумов: в 2022 году из страны уехали 668 000 человек. Утрата человеческого капитала еще больше ослабит потенциал российской экономики, пишет Лингаас.

  • В начале 2023 года Bloomberg Economics посчитал, что к 2026 году размер ВВП России будет на 8% меньше, чем мог быть, если бы Путин не отдал приказ атаковать Украину. В деньгах это $190 млрд, что примерно равно всему годовому ВВП таких стран, как Венгрия или Кувейт.