"Мертвые петли" кабельного Интернета
23f51bb345b21e5b0151a12cf741cbe2.jpg

Если современному режиссеру придет в голову воспеть "типовые" характеристики современной многоэтажки, он вряд ли обойдет вниманием "типовые" кабельные сети, без которых сегодня сложно представить интерьер многоквартирных домов. Чего стоит киевским операторам Интернет-доступа "дотянуться" до каждого дома и какие трудности подстерегают провайдера, решившего покорить Киев с помощью бухты кабеля, редакция ЛІГАБізнесІнформ выясняла у действующих на рынке компаний и регуляторов рынка.

Кабельная "резня", демпинг и другие "радости" рынка

По свидетельствам очевидцев, в киевском кабельном Интернете все средства хороши. "Например, приходит компания А в дом, ставит свой контейнер с оборудованием и оттуда тянет кабели к абонентам. Приходит компания Б, ставит свой ящик рядом. Потом идет к абоненту и предлагает нереальные скидки за переподключение на себя, например, полгода бесплатного Интернета, а потом еще полгода с 50%-ной скидкой. Допустим, абонент согласился. Тогда компания Б идет к ящику компании А и переключает кабели в свой контейнер (по сути воруя кабель и оплаченную работу по монтажу этого кабеля). Поскольку они (кабели) не маркированы, отследить такие ситуации практически невозможно. ЖЭКи за этим не следят. Также как и за состоянием сетей. Это как парковка в Киеве: платишь за место, а не за обязательства охраны машины. Ущерб от вырезки кабелей и воровства по нашей компании ежемесячно может составлять до $10-15 тыс.", - рассказывает глава "IPNet" Дмитрий Грищук.

Интересно, что на воровство и порчу кабелей жалуются не только легальные, но и "серые" провайдеры. Последние также добавляют, что в обычных жилищных хозяйствах доступ к установленной технике открыт и не охраняется, а если и охраняется каким-то образом, то всегда можно "договориться". "Если подвалы и чердаки закрыты, доступ получается с помощью электриков и сантехников ЖЭКа", - рассказал представитель провайдера, который предпочел остаться неназванным.

Еще один пример нечестной конкуренции приводят в ассоциации "Телекоммуникационная палата Украины": некоторые операторы, зайдя с услугами в какой-то из микрорайонов, организовывают встречи с жителями кооперативов, ведомственных домов, ОСББ и др., и рассказывают "какие они хорошие и какие у них дешевые услуги" и одновременно предлагают председателю кооператива, ОСББ и т.д. определенные личные преференции, попросту - взятки, если в этом жилом доме компания будет единственной. И поскольку, как правило, эти операторы работают через представителей, собирая наличные деньги, а не через банки (тем самым появляется возможность "утаивания" части собранной выручки), то "сэкономленные" на уплате налогов деньги могут идти и на покрытие таких преференций.

Отдельного упоминания заслуживает демпинговая политика. По словам некоторых участников рынка, в России и Польше ARPU составляет порядка $20 на массовых пакетах. В Украине такие показатели были года два назад, а сегодня это - около $10, то есть, более чем вдвое меньше.

"С одной стороны, телекоммуникационные компании не хотят инвестировать, а с другой - когда кто-то вложил деньги, пытаются войти в дом бесплатно, с аналогичными услугами, еще и демпингуют", - говорит по поводу сложностей этой "среды обитания" генеральный директор ЗАО "Датагруп" Александр Данченко.

Очень многих проблем в "общении" операторов между собой можно было бы избежать, по мнению участников рынка, самым очевидным путем - путем переговоров. "Многие описанные проблемы зачастую возникают не от того, что провайдеры не умеют договариваться. Наоборот, национальные операторы ("Укртелеком", "Датагруп", "Вега", "Beeline") договариваются и пытаются решить проблемы, но есть более мелкие игроки, которым не выгодно идти на уступки друг другу. Глобально причина в том, что рынок межоператорских отношений плохо регулируется", - резюмирует А.Данченко.

"Серые" собратья

Полулегальный и нелегальный сектор в сфере фиксированного Интернет-доступа в Киеве очень развит. По различным оценкам это - от 30% до 50% всех действующих провайдеров. "На телекоммуникационном рынке столицы сегодня порядка половины Интернет-провайдеров работают полулегально и непрозрачно. Большинство из них - небольшие компании с 1-3 тысячами абонентов, которые не имеют понятия о законных правилах работы на рынке. Учитывая, что с каждого клиента такие провайдеры получают в среднем 70-80 грн., а на обслуживание каждого из них тратят около 20 грн., их рентабельность нередко достигает 100-200%", - рассказывает заместитель начальника управления связи, информатизации и защиты информации Киевской городской государственной администрации Владимир Бабенко.

Такие компании (не занесенные в реестр регуляторного органа) не боятся требований относительно использования исключительно сертифицированного оборудования, соблюдения проектно-сметной документации (да и по наличию ее как таковой) и отчетности об абонентах, рассказали в "Телекоммуникационно палате". Такие требования являются общими для лицензированных (операторская деятельность) и нелицензированных (провайдерская деятельность) услуг.

В результате инвентаризации 10 тыс. киевских домов в 2009 году было обнаружено 20 тыс. надземных линий связи (т.н. "воздушки") общей протяженностью до 1 тыс. км. Довольно часто такие линии прокладываются без соблюдения технических требований и стандартов безпопасности, просто потому, что "воздух никому не принадлежит"

"Проверки соблюдения стандартов в области телекоммуникаций происходят примерно раз в год, но только тех, кто зарегистрировался в реестре субъектов коммуникаций. А если нет в реестре - то и не попадаешь в план по проверкам. Соответственно, такой "провайдер" получает дополнительное преимущество - не нужно заботиться ни о сертификации оборудования, ни о проектной документации, ни о качестве сигналов - а ведь все это снижает себестоимость", - рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ директор ассоциации "Телекоммуникационная палата Украины" Константин Грицак.

В отношении к "серым" операторам законные участники рынка и городские власти единодушны: Киевская администрация собирается решать эти проблемы не так в регуляторном, как в административном порядке. О таких нарушителях будет информироваться Государственная инспекция связи при НКРС и другие уполномоченные органы.

Впрочем, некоторые полностью легальные участники рынка надеются, что микропровайдеры долго не продержатся. По мнению директора по управлению и развитию новых продуктов компании "Киевстар" (которая недавно присоединилась к операторам - провайдерам кабельного Интернета) Виталия Ворожбита, мелкие компании покинут рынок из-за нехватки долгосрочных инвестиций: "Мелкие фрагментированные игроки с рынка уйдут, потому что нужно развиваться, нужно вкладывать деньги, а у них этой возможности нет".

Сети на бумаге

Если компания решила продавать услугу фиксированного доступа в Интернет, ей предстоит провести большой объем "бумажной" работы. Так,не менее чем за месяц до начала деятельности она, согласно ст.42 Закона Украины "О телекоммуникациях", должна уведомить о своем желании Национальную комиссию по вопросам регулирования связи (НКРС), которая после получения заявки в течение недели вносит провайдера в реестр, о чем ему и сообщает отдельным письмом. Телеком-оператору в данном случае нужна была бы еще и лицензия на вид деятельности, но Интернет-провайдеру лицензировать свою деятельность не требуется.

"Львиная доля небольших, т.н. "серых" провайдеров не удосуживается даже заявить о своем намерении работать на рынке телекоммуникаций в качестве провайдеров телекомуслуг, - рассказал президент компании "Воля" Сергей Бойко. - Такие субъекты зачастую рассуждают так: зачем легализовать свою деятельность и иметь регулятора, который будет что-то требовать? Ведь тогда придется отчитываться и за качество оборудования, и за количество абонентов, и за соблюдение проектно-сметной документации".

Как заметили в НКРС, подобная мотивация и, как следствие, деятельность без уведомления регулятора, может привести к неприятным для провайдера последствиям в виде изъятия прибыли (ч.2 ст.75 Закона "О телекоммуникациях").

Далее компании необходимо разработать рабочий проект сети и утвердить его (получить соответствующий ордер на временное нарушение благоустройства территории) в Главном управлении по благоустройству г.Киева, согласно Правилам по благоустройству г. Киева.

Остальная бумажная работа, как рассказал директор Телекомпалаты К.Грицак, для провайдера будет выглядеть как серия договоров на:

1. размещение оборудования непосредственно в жилых домах с балансодержателем этих домов или с юридическим лицом, которое осуществляет управление неделимым и общим имуществом жилого комплекса по доверенности собственника имущества;

2. аренду места в кабельной канализации электросвязи (ККЭ) для наружных магистральных и субмагистральных участков телекоммуникационной сети с балансодержателем ККЭ, в конкретном случае - с "Укртелекомом";

3. потребление электроэнергии телекоммуникационным оборудованием с энергосбытовой организацией, имеющей лицензию НКРЭ на продажу электроэнергии, в конкретном случае - с "Киевэнерго";

4. аренду помещений для размещения головных станций, серверных, и другого телекоммуникационного оборудования;

5. аренду помещения для инфраструктуры обслуживания телекоммуникационной сети и абонентов.

В целом же работа с договорами особых проблем для провайдера не составит: с "Укртелекомом", по словам участников рынка, работает проверенный временем механизм, пусть и медленно. Основные "сюрпризы" могут поджидать провайдера во время реализации пункта 1.

Когда "последняя миля" может стать зеленой

Довольно много проблем у компаний, занимающихся предоставлением услуги доступа в Интернет, возникает на участке "последней мили" или же "последних метров" - от оборудования компании до непосредственно квартиры клиента.

Согласно ст.31 все того же Закона "О телекоммуникациях", порядок использования инфраструктуры под кабельную сеть определяет собственник инфраструктуры в договоре - это может быть государство (государственное предприятие), территориальная община, частные компании. При этом, если тарифы на аренду городской собственности (коллекторы, мостовые переходы и т.д.) установлены решением Киевгорсовета от 22 января 2009 года №6/1061, которым разрабатывается методика расчета и порядок использования арендной платы за использование и прокладывание телекоммуникационных сетей, (в нем тарифы зависят не только от характеристик сети, но и от оценочной стоимости арендуемого под сеть имущества), то тарифы на аренду объектов коммунальной районной собственности (то есть, собственно, жилые дома, куда и ведет "последняя миля") регулируются произвольно, решениями райсоветов, соответственно с положениями Закона "Об аренде государственного и коммунального имущества" (ч.2 ст.19). При этом, соотношение первого (принадлежащего общине города) и второго (принадлежащего общинам районов) вида собственности, по словам главы "IPNet" Д.Грищука, соотносится примерно как 5% к 95%.

А принятие документов по тарификации доступа к коммунальной собственности, как заметил глава ассоциации "Телекоммуникационная палата Украины", иногда может рассматриваться районными властями как дополнительный источник пополнения местного бюджета.

Как рассказала заместитель генерального директора компании "Адамант", член Рабочей группы по вопросам кабельной канализации эелктросвязи Татьяна Дорошенко, не существует единой процедуры прокладывания сетей внутри здания, поэтому каждый раз с каждым владельцем дома оператору приходится договариваться отдельно, и отдельно устанавливать тарифы. На широкополоный доступ (ШПД) в Интернет, в зависимости от конкретного собственника, заключаются различные типы договоров. С коммунальными предприятиями это, как правило, договоры аренды, с ОСББ - на размещение оборудования. Различные балансодержатели - ООО также устанавливают тарифы по-своему: так одна из киевских компаний просит за сети в своем новопостроенном доме до 3,60 грн. с домохозяйства, или же более 2000 грн. с дома, всего "за несколько коммутаторов". По словам Т.Дорошенко, с Дарницкой районной администрацией у компании "Адамант" ранее действовали договоры аренды, но с некоторого времени администрация решила поднять тарифы и арендная ставка по новым условиями составила до 60% арендуемого имущества, или же до 80 грн. за кв. метр, хотя один коммутатор, установленный в здании, никогда не занимает площади даже в метр.

Аналогичную ситуацию описывает и Д.Грищук: "В Дарницком районе Киева на данный момент нужно платить райадминистрации за доступ в квартиру, плюс еще заключать отдельный договор с УЖХ по прокладыванию сетей. При этом с конца 2008 - начала 2009 года не подписан ни один новый договор с государственными собственниками, а счета выставляются по старым договорам, разорванным ранее этими же собственниками в одностороннем порядке".

По информации представителя "Телекоммуникационной палаты Украины", члена рабочей группы по вопросам кабельной канализации эелктросвязи Владимира Васильева, в Голосеевском районе города одно из коммунальных предприятий по обслуживанию жилищно-коммунального фонда подготовило проект, в соответствии с которым оператору, чтобы войти в дом, необходимо "преодолеть" около 36 этапов оформления, включая рассмотрение проекта, согласование теххарактеристик и т.д.

При этом стоит учитывать, что в договоре любой собственник постарается не давать гарантий по ремонту сети, что особенно актуально для старых построек, где слаботочные кабельные каналы в течение годов могут находиться в околоаварийном состоянии. Подвалы могут быть сырыми или затопленными, подвальные и чердачные помещения могут не закрываться. Кроме этого, во многих старых домах вообще не предусматривалось никаких каналов, кроме как под телефонные и телевизионные кабели. Поэтому провайдеру понадобятся новые кабельные стояки, но у города на них денег нет. Есть, правда, еще и дома, не принадлежащие государству.

"В отношениях с негосударственными собственниками ситуация вообще печальная. Приходишь в ОСББ, жилищный кооператив, частный ЖЭК, а там требуют по 400 гривень за контейнер. На Троещине могут попросить до 70-80 грн. в месяц (средняя выручка с пользователя, или ARPU, по рынку)", - рассказывает Д.Грищук.

Как рассказал корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ представитель небольшой компании - провайдера, "зато в таких домах подвалы в хорошем состоянии, сухие, и техника там надежно защищена". Но есть и другая сторона медали. "Довольно часто председатели кооперативов отказываются подписывать договоры об аренде и попросту не пускают в свои дома новые компании. Либо они уже подписали договор с компанией-конкурентом, и один из пунктов запрещает заключать договоры с другими провайдерами", - делится представитель провайдера.

Особый случай, если оператор или провайдер (это касается не только Интернета, а вообще услуг связи) договаривается о прокладывании сети в строящемся доме: тогда понадобится также договор с компанией-застройщиком.Для самой компании, по словам участников рынка, это вопрос крупных инвестиций: застройщики берут деньги за то, чтобы определенный провайдер проложил свою телефонную канализацию или оптику.

"Вход оператора на объект недвижимости сопряжен со многими сложностями. В первую очередь, это бюрократическая процедура согласования проектной документации со всеми государственными инстанциями", - рассказывает гендиректор "Датагруп". По его словам, отношения операторов с застройщиками в целом прозрачными назвать нельзя. При чем "непрозрачность" бъет не только по поставщику услуги: "Компания-клиент переезжает в другой бизнес-центр, где проложена сеть нашего конкурента. Фактически, для нас клиент потерян. И со стороны последнего тоже неудобства: развивая свой бизнес, он вынужден пользоваться услугами только той компании, которая навязана бизнес-центром. У него нет права выбора", - говорит А.Данченко.

И все равно - перспективно

Несмотря на все вышеописанные "ужасы", уровень проникновения по Киеву, да и по Украине в целом для фиксированной Интернет-связи остается низким (за 2009 год по некоторым оценкам - до 22%). Рынок привлекает новых игроков: так, совершенно недавно кабельный Интернет начал предлагать национальный телеком-оператор "Киевстар".

Сейчас на рассмотрении в ВР находится законопроект N533, в котором предполагается приравнять слаботочную канализацию к ККЭ. Таким образом, тарифы на нее будут устанавливать не местные власти, а единый регулятор рынка - НКРС. А повлиять на изменение нормы закона об аренде, которая и позволяет расхождение в тарифах, может и АМКУ, в случае, если признает территориальные общины монополистами, на территории которых возможно введение госрегулирования. И если по поводу конкретного регулятора во мнениях сходятся не все, то по поводу общих тарифов и операторы, и разработчики законов соглашаются: единые тарифы сделают работу на рынке прозрачнее и понятнее. По крайней мере для "белых" операторов.

Ольга КАРПЕНКО

Связь, IT: подборка новостей>>>Интернет: подборка новостей>>>