Бой с тенью: Зачем налоговой зерно Glencore, Bunge и L. Dreyfus
bf677dd6779fc824c437cb0c07eab3c0.jpg

На прошлой неделе Государственная налоговая служба арестовала зерно трех крупнейших иностранных трейдеров работающих в Украине. Речь идет о Bunge, зерно которой арестовано в Николаевском порту, Glencore - в Ильичевском порту, и Louis Dreyfus - на терминале ТИС-Зерно. Арестованы части партии, готовые к отправке. Например, на Ильичевском зерновом терминале, арестовали 10 000 тонн зерна Glencore. Около 10 000 тонн арестовано у Bunge, информации об объеме заблокированного товара Louis Dreyfus нет.

В Налоговой причины ареста зерна не раскрывают. Участники рынка говорят, что фискалы ополчились против "серого" рынка зерна и компаний уклоняющихся от уплаты налогов, но ГФС действует настолько грубо и непродуманно, что ставят под угрозу выполнение экспортных контрактов.

ЛІГАБізнесІнформ выяснила, что искали налоговики в портах Украины и за что пострадали крупнейшие продавцы украинского зерна

Читайте также: Возродить село: дороги и офшоры как панацея

Схема на схеме

Операция началась минимум две недели назад. Например, зерно Bunge было арестовано в Ильичевском порту еще 17 июля. Товар Louis Dreyfus в ТИС-Зерно арестовали 24 июля, а Glencore в Николаеве 30 июля. Директор терминала ТИС-Зерно Игорь Чобитько сообщил ЛІГАБізнесІнформ, что обыски проводили сотрудники киевского отделения ГФС.

Эксперт по вопросам налогообложения ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса (УКАБ) Тарас Кузьмич предполагает, что ГФС искала и арестовала зерно "серых" посредников. "Происходит это так: у производителя зерна за наличные деньги покупается продукция (экспортерам запрещено покупать зерно за нал - ред.), которая потом специально созданной компанией отправляется компании-нерезиденту, и через цепочку посредников зерно попадает к международному трейдеру, - рассказывает Кузьмич. - Глобальные трейдеры не отслеживают происхождение продукции, им важны объемы, чтобы выполнить договоры". По его словам в этом году черный рынок в припортовой зоне сильно вырос в объемах.

Топ-менеджер консалтинговой агрокомпании, попросивший не раскрывать его имя, рассказал, как происходит минимизация налогов. "Посредники продают украинские зерно не напрямую глобальным трейдерам, а прогоняют его через офшоры. Это выгодно, поскольку в оффшорных зонах налоги гораздо ниже, чем в Украине, - говорит он. По его словам, компании таким образом избегают требование НБУ об обязательной продажи 75% валютной выручки в течение 90 дней. "Контракты, например, с Кипром компания заключает в гривне, а из офшора уже зерно продается за валюту. Таким образом трейдеры сохраняют на счетах своих офшорных подразделений валюту. Вариаций этих схем много- методов достаточно". СЕО группы агропромышленных компаний Risoil S.A. Шота Хаджишвили, рассказал, что эти схемы начали массово работать в нынешнем году, раньше они не использовалась.

Чобитько из ТИС-Зерно подтверждает, что налоговики искали нарушения в работе ряда контрагентов, с которыми сотрудничают глобальные трейдеры, а не самих трейдеров. "Под следственные действия попали операторы, обслуживающие компанию Louis Dreyfus: КАТ 21, Ривер трейд, Бугаро, Гранд Вол и другие", - рассказывает Чобитько.

Крупнейшим мировым экспортерам от этого не легче. В компании Bunge Украина говорят, что официального запрета на таможенное оформление всей партии нет. Но отправить корабль компания все равно не может - налоговая отказывается изымать арестованную часть партии и снимать арест с нее тоже не спешит. В Bunge полагают, что проблемы возникли из-за формальных претензий правоохранителей к компаниям-резидентам, которые выступают экспортерами части товара на судно и оценивают убытки от действий таможенников в $100 000.

Юристы компании собираются жаловаться в Американское Посольство, Американскую торговую палату и Кабинет Министров.

Читайте также: Дело Крука: Чем начальник Ильичевского порта не угодил Саакашвили


Экспорт под вопросом

Из-за ареста нескольких десятков тонн зерна под угрозой весь экспортный механизм. Замороженными оказались три партии. "Складские емкости заняты арестованным товаром, что приводит к транспортному коллапсу - на подъезде к терминалу находится большое количество транспорта с новым сырьем от различных трейдеров. Наше предприятие не имеет возможности проверить, кто именно везет это сырье. Количество такого транспорта с сырьем увеличивается ежедневно", - возмущается Игорь Чобитько из ТИС-Зерно. Дальнейшая блокировка грузов на предприятии, по его словам, приведет к полной остановке его работы.

С другой стороны работа "серых" посредников "ломает" рынок. Хаджишвили из Risoil S.A. говорит, что из-за посредников скупающих у фермеров зерно за наличные законопослушные компании не могут закупить зерно так как "серые" перекупщики предлагают цена на 15-20% больше (экономят на налогах).

"Я не думаю, что Bunge, Glencore, Louis Dreyfus в чем то виноваты. Груз находится на терминале, по качеству он соответствует. Покупая, я не должен нести ответственности за действия компании - продавца. Да, эти офшоры воруют у государства. Это не правильно. Но я, как трейдер не могу этого проверить", - возмущается СЕО Risoil S.A.

Тарас Кузьмич из УКАБа, говорит, что такие методы фискалов по борьбе с "серыми" компаниями ставят под угроз потенциал Украины как мирового игрока на рынке зерна. "Правоохранительные органы должны бороться точечно с конкретными организаторами таких схем и я уверен, что они могут их найти", - говорит Кузьмич.

Министр агрополитики и продовольствия Алексей Павленко так прокомментировал ситуацию: "В министерстве АПК этот вопрос также на контроле, но мы хотим, чтобы ГФС посмотрела объективно на картину и приняла решение оперативно. Мы пока что не видим посылок к тому, что идет какое-то блокирование экспорта, потому, что экспорт идет довольно мощно. - заявил министр на пресс-конференции в понедельник. - Мы будем настаивать на том, чтобы оперативно закончились следственные действия и мы двигались дальше. Нам необходимо, чтобы работа велась в плановом режиме, особенно в пиковые периоды, когда идет большая нагрузка на инфраструктуру. По словам министра, 2,5 млн тонн зерна уже отгружено на внешние рынки.


Денис Кацило
Мария Бровинская