Борис Шестопалов: Кризис – шанс для Украины стать глобальным поставщиком хлеба
На правах спонсорства
С приходом коронакризиса многим компаниям приходится переписывать свою историю, меняя планы, стратегии, оптимизируя процессы. И первыми к таким трансформациям должны быть готовы производственные предприятия, на плечи которых ложится огромная ответственность по обеспечению людей товарами первой необходимости. И в этом случае фраза «Хлеб – всему голова» - не просто пословица, а призыв к производителям самого необходимого продукта организовать свою работу так, чтобы потребитель не почувствовал сложностей, которые испытывает сегодня любая компания.
Совладелец холдинга HD-group Борис Шестопалов в интервью рассказывает о том, как работает его предприятие в период карантина и кризиса, какие вызовы стоят перед бизнесменами сегодня.
Справка. «HD-group» – Группа компаний, которая была основана в 1998 году как ГК «Хлебодар» в г. Запорожье. В состав Группы входят зерноперерабатывающие предприятия, заводы по производству хлебобулочных и мучных кондитерских изделий, завод по производству джемов, варенья, бакалеи, компании по организации закупок и логистики.
В 2017 году в Группе стартовала масштабная трансформация. Изменения произошли по шести основным позициям: кластеризация бизнес-направлений с разработкой ключевых показателей эффективности; переход от иерархической к матричной системе менеджмента с созданием support hub, который поддерживает все бизнес-направления; создание операционного хаба (back office), создание офиса по оценке проектов; разработка системы раннего реагирования и использование оперативной внутренней коммуникации.
В 2019 году ГК «Хлебодар» была трансформирована в ГК «HD-group». Сегодня HD-group функционирует как агрифуд платформа, выступая сервисным центром с набором аутсорсинговых функций на B2B рынке – от производства товаров (в рамках действующих производственных направлений) до оказания сервисных услуг по организации закупок и логистики.
- Коронавирус поставил бизнес во многих странах буквально на грань выживания. Как этот период переживает ваша компания?
- Могу сказать, что все предприятия работают сегодня в штатном режиме. За прошедшие пять недель карантина мы уже привыкли к чувству тревоги, теперь для нас это почти норма. Правда, поскольку мы пищевая компания, и все наши производства сертифицированы по системе HACCP, адаптироваться к требованиям по безопасности – маски, дезинфекция – нам было несложно, такой режим соблюдается и в некарантинное время. При этом сейчас у меня лично очень плотная коммуникация с каждым предприятием – мы созваниваемся каждый день и обсуждаем ежедневно все текущие вопросы и стратегические задачи тоже.
На период карантина мы разработали и внедрили собственные правила работы, ужесточили пропускной режим, попросили партнеров отложить аудиты и посещения компании, сменили алгоритм работы с поставщиками.
И если ранее каждой утро у меня на столе лежала сводка об объемах реализации продукции, то сегодня в первую очередь смотрю на статистику заболеваемости коронавирусом и состояние здоровья сотрудников. Мы очень тщательно отслеживаем ход тестирования сотрудников, чтобы не подвергать опасности здоровых членов трудового коллектива и иметь возможность вовремя изолировать людей, которые с заболевшими могут контактировать.
Мы стараемся объяснить сотрудникам, что работа в режиме эпидемиологической опасности – это наша новая реальность, которая, вероятно, будет с нами теперь всегда. Очень важно научиться с этим жить ответственно. Я думаю, что мы готовы к таким угрозам.
- Есть ли сегодня на предприятиях холдинга заболевшие? Многие компании берут на себя расходы по лечения от COVID-19 своего персонала. А как в HD-group?
- Безусловно, мы готовы помогать тем, кто, не дай Бог заболеет. Для этого мы создали специальный медицинский гуманитарный фонд, 500 000 грн которого – это целевые средства только для лечения сотрудников, если это будет необходимо. А если средства этого фонда останутся не использованными, мы направим их на оздоровление детей наших сотрудников в ближайшем сезоне, когда это будет возможно.
Кроме этого, все наши сотрудники застрахованы. Мы проверили и убедились, что страховая компания, с которой мы сотрудничаем, будет покрывать выплаты в случаях, когда выплаты не будут осуществлены государством. Хотя, как вы знаете, лечение заразившихся на коронавирус, финансируется государством. Мы готовы оказать максимальную поддержку своим сотрудникам, если возникнет такая необходимость.
- Вы – производитель товаров первой необходимости, а именно, хлебобулочных изделий. Расскажите, изменился ли спрос на вашу продукцию с оглашением карантина?
- Да, действительно хлеб - один из тех продуктов, спрос на который должен быть стабильным и расти в период кризиса. Сначала карантина мы наблюдали рост реализации продукции, но сегодня он вернулся на докарантинный уровень.
- Госзаказ на ваши предприятия распространяется?
- Мы не получили никакого государственного заказа. Но все предприятия работают «на полную», круглосуточно.
- С введением карантина многие предприятия столкнулись с логистическими сложностями и нарушением цепей поставок. Ощутили ли вы это на себе?
- С логистикой проблем не было, наш закупочный центр работает как и раньше, очень эффективно. Мы определили 20 ключевых сырьевых позиций и позиций по упаковке, наращиваем их запасы, подписываем договоры с поставщиками об увеличении объемов отгрузки и о создании для нас страховых запасов на их складах.
- А изменился ли ассортимент? Ведь люди стали экономить, многие потеряли работу, покупательная способность продолжает снижаться.
- Наш ассортимент тот же, что и до карантина. Правда, сейчас абсолютно вся продукция – фасованная. Это, конечно, повлекло увеличение расходов на упаковочный материал, но цены на продукцию мы стараемся не повышать.
- При этом цены на пшеницу, основной ингредиент для вашей продукции, взлетели.
- Действительно, в отличие от прошлых лет, в этом году цена на пшеницу в начале апреля не снизилась. И мы были очень обеспокоены ростом цен на фоне растущего спроса на хлеб. Сейчас цена на муку – как в 2014 году, и ее нужно повышать. И мукомолы с правительством договариваются об ограничении экспорта нашей продовольственной пшеницы и государственных субвенциях для стабилизации ситуации на рынке. Эта процедура уже возымела свой эффект: мы видим незначительное снижение цен. И если такая тенденция сохранится, мы пройдем карантинный период до нового урожая без потерь и без повышения цен на продукцию в будущем.
Гораздо хуже обстоит дело с нишевым сырьем – рожью, цены на которую зашкаливают, ржаной хлеб превратился из массового продукта в элитный. Также мы ощущаем дефицит круп – не хватает овсяной крупы, собираем остатки овса по всей стране и в ближнем зарубежье.
В целом, я думаю, мы к концу года столкнемся с сильным дефицитом крупяной продукции и ростом цен на нее. Импорт исчезнет в связи с галлопирующим курсом валют, многие страны ограничивают экспорт из-за возросшей в карантин потребности внутри государств. И этот ажиотажный спрос, я считаю, не обоснован.
- А что с экспортом HD-group? Как его переформатировал карантин?
- Мы продолжаем экспортировать. Но эти отгрузки из-за закрытия границ пока какие-то «рваные». Но мы заключили несколько новых контрактов на поставки муки в Европу, на Ближний Восток. Я очень надеюсь, что вскоре экспортные поставки выровняются – наша продукция, как товары первой необходимости, будет востребована во всем мире. Особенно на фоне паники остаться голодными. Я думаю, что этот повышенный спрос на продукты питания затянется – люди слишком опасаются того, что им нечего будет есть.
Украина просто обязана использовать этот шанс, максимально упростив экспорт, разобравшись в проблематике возмещения НДС экспортерам.
Я очень верю в экспорт замороженного хлеба – спрос на него сильно вырос. И я думаю, что у нас есть все основания стать глобальным поставщиком хлеба в замороженном состоянии, продукции с добавленной стоимостью.
- Перспектива достаточно привлекательная. Но для этого нужно пережить нынешнюю ситуацию. Каков ваш рецепт выживания в условиях мирового пандемии и экономического кризиса?
- Конечно, все понимают, что за длинным карантином наступит затяжной спад экономической активности, и нас, вслед за волной мирового пандемии, может накрыть волной мирового экономического кризиса. В этих условиях сложно сказать что-то новое и поделиться каким-то уникальным опытом. Мы сосредоточились на следующих основных шагах: сокращение расходов; сохранение клиентов; несмотря ни на что - развитие продаж; внимательное слежение за ассортиментом; сохранение человеческого капитала и сохранения уверенности наших сотрудников в завтрашнем дне. Тем же сотрудникам, с которыми кризис заставит попрощаться, мы обещаем достойную финансовую компенсацию.
Любой бизнес, даже самые маленький и нишевый - часть глобальной экономической конструкции. Не может быть ситуации, когда весь удар кризиса претерпел только отдельный сегмент экономики. Поэтому важно во время кризиса провести переговоры с банками, арендодателями. Все стороны должны быть договороспособными, лояльными друг к другу. Только в таком случае украинская экономика не рассыпится, как карточный домик.