На сколько хватит воды для охлаждения ЗАЭС. Энергоатом и МАГАТЭ разошлись в оценках
Генеральный директор МАГАТЭ Рафаэль Гросси заявил, что запасов воды для охлаждения реакторов Запорожской АЭС может хватить на несколько месяцев. Однако в Энергоатоме уточнили, что этот сценарий реалистичен, когда все блоки станции работают.
Гросси сообщил, что после подрыва плотины Каховской ГЭС уровень воды в водохранилище продолжает падать. По состоянию на вечер среды он снизился примерно на 2,8 м от отметки к моменту прорыва дамбы – до 14,03 м. По словам Гросси, скорость падения уровня несколько замедлилась – до 5-7 см в час, тогда как в первый день катастрофы она достигала 11 см/ч.
Если уровень упадет ниже 12,7 м, ЗАЭС не сможет перекачивать воду из водохранилища, указывается в сообщении.
Готовясь к такой ситуации, ЗАЭС непрерывно пополняет запасы воды из Каховского водохранилища, пока это возможно. В частности, закачивает ее в большой охлаждающий пруд, сбросный канал и другие водоемы рядом со станцией.
"Этих полных резервуаров для охлаждения всех шести реакторов, а также отработанного топлива хватит на несколько месяцев", – говорится в сообщении.
Комментарий Энергоатома
В Энергоатоме добавили, что, согласно последней информации, уровень воды в Каховском водохранилище в районе Никополя по состоянию на 09:00 8 июня составляет 13 м, а в пруду-охладителе Запорожской АЭС – 16,6 м, и этого вполне достаточно для обеспечения потребностей станции.
Там также напомнили, что энергоблоки ЗАЭС не работают с сентября 2022 года, а потому с тех пор активного испарения воды из пруда-охладителя не происходит.
"По правилам безопасности, при потере воды из Каховского водохранилища, действительно, если блоки работают, то без дополнительных источников подпитки в таком состоянии станция может работать месяц-полтора. После этого нужно перевести блоки в холодное состояние, и в таком состоянии станция может находиться годами", – объяснил президент ГП "НАЭК "Энергоатом" Петр Котин в телемарафоне.
Он добавил, что главной опасностью может быть разрушение охлаждающих прудов.
"Тогда будет очень большой вопрос и проблемы с охлаждением топлива, которого там очень много", – подытожил Котин.