Дорогой нацперевозчик. Так ли плоха МАУ, как ее не любят украинцы
20.01.2016, 08:23

ac169682c8147ada6ab6e318de12419d.JPG
Каковы основные проблемы у крупнейшего национального перевозчика и за что на самом украинцы не любят МАУ
Для крупнейшей украинской авиакомпании МАУ начало 2016-го оказалось богатым на события. Правда, совсем не те, которым были бы рады в авиакомпании. Так, 15 января Boeing 737, направлявшийся из Киева во Львов, вернулся в аэропорт вылета из-за появившегося в салоне запаха горелого пластика. На следующий день еще один самолет МАУ выкатился при посадке за пределы взлетно-посадочной полосы в аэропорту Жуляны. Еще одно воздушное судно отложило вылет 18 января по маршруту Киев-Вена из аэропорта Борисполь. Причина - трещина в иллюминаторе самолета.

Участившиеся зимой инциденты добавили поводов критикам нацперевозчика вспомнить о плохом сервисе, старых самолетах и дорогих билетах. Подобные обвинения для МАУ не сюрприз. Компанию давно обвиняют в монополизме, искусственном ограничении конкуренции и чуть ли не во всех других бедах украинской авиации.
Впрочем, чтобы разворушить соцсети, совсем не обязательно, чтобы у МАУ ломались самолеты. Компанию критикуют, даже когда она пытается провести в общем-то безобидную PR-акцию в честь своего 23-летия. По условиям конкурса, первая тысяча пользователей, опубликовавших фото или видео с поздравлением МАУ и хештегом #uia23, могли получить 50%-ную скидку на перелет. За один день украинский сегмент Фейсбука разделился на поклонников и антагонистов МАУ. Часть хвалила МАУ, надеясь на скидку, другие осуждали первых за продажность, а авиакомпанию - за жадность и плохой пиар.
Такая реакция на акцию и злорадство по поводу малейших неудач отлично демонстрируют различие в восприятии национальных брендов между украинцами и европейцами. Например, для немцев авиакомпания Lufthansa - национальная гордость, стоящая в одном ряду с Mercedes и BMW, а итальянцы, когда их Alitalia была близка к банкротству, требовали от правительства спасти ее.
ЛІГА.net разбиралась, действительно ли МАУ так плоха, как считают украинские путешественники, и что нужно сделать авиакомпании, чтобы ею гордились на родине.
Имидж - все!
Рынок авиаперевозок имеет свою специфику, и оценить качество услуг - довольно нетривиальная задача. Здесь нет консолидированного рейтинга, ранжирующего авиакомпании по эффективности или безопасности, поэтому уровень компании на фоне конкурентов оценить сложно. Новость, всплывшая в конце прошлого года, что МАУ вошла в тройку худших авиакомпаний мира, на самом деле более чем двухгодичной давности. Сравнить перевозчиков в Украине можно, основываясь на рейтинге, ежемесячно публикуемом Госавиаслужбой (ГАС). Но и эта информация не может быть полностью объективной, поскольку МАУ на многих маршрутах конкурирует с зарубежными перевозчиками, а с украинскими несопоставима по размерам.
"Этот рейтинг формируется, исходя из пропорции количества отказов техники, инцидентов, аварийных случаев и т.д. на количество самолетовылетов или перевезенных пассажиров, - рассказывает директор компании Стиль-Авиа Евгений Хайнацкий. - В Украине МАУ просто не с кем сравнивать -ни по объемам выполняемых операций, ни по количеству авиатехники. Для примера, в ЯнЭйр эксплуатируется сейчас один Boeing 737-400, налет на это ВС - 100-120 часов в месяц. Другой перевозчик - АзурЭйр - имеет три Boeing 737-800 со средним налетом на одно ВС 300-350 часов в месяц. У МАУ более 30 разнотипных ВС, средний налет в месяц - от 250 до 450 часов (в зависимости от того, какого типа рейсы - регулярные или чартерные). Вопрос: какая вероятность неисправности ВС и, как следствие, задержки рейса и последующих рейсов у этих трех перевозчиков? Безусловно у МАУ, поскольку у нее больше флот и больше рейсов".
По словам Хайнацкого, МАУ ничем не уступает по безопасности полетов и надежности техники сопоставимым по размерам европейским компаниям. "Важно разделять вопросы безопасности и сервиса. Все авиакомпании, независимо от уровня обслуживания, являются примерно одинаково безопасными, - говорит эксперт авиаотрасли Сергей Хижняк. - За этим следят авиационные власти страны, в которой зарегистрирована штаб-квартира перевозчика, проводя регулярные проверки. В случае обнаружения нарушений авиакомпания лишается сертификата эксплуатанта и больше не может выполнять полеты и перевозить пассажиров. Сложившийся имидж МАУ - это, скорее, вопрос слабого маркетинга и PR".

Имидж МАУ существенно подмочил ряд скандалов, сопровождающих авиакомпанию в последние годы.
"МАУ - крупнейший перевозчик, и любой неприятный инцидент идет в негатив, который имеет свойство накапливаться. Кроме того, МАУ были на слуху в связи с несколькими скандалами, такими как война с компанией Свисспорт, Атласджет, банками, Госавиаслужбой и прокуратурой по уплате сборов и т.д. В этих конфликтах МАУ выглядела негативной стороной, которая пытается всех учить жить по своим правилам, написанным только для них. И с этим МАУ не справилась. Перевозчик не смог объяснить причины и мотивы своих действий так, чтобы это было понятно широкой публике", - говорит партнер юрфирмы Анте Андрей Гук, представляющий интересы авиакомпании Атласджет-Украина, которая больше года не могла начать полеты в Украине (по одной из версий, по причине противодействия со стороны МАУ и выходца из авиакомпании, экс-главы Госавиаслужбы Дениса Антонюка. - Ред.).
В то же время Гук подчеркивает, что инцидентов с самолетами МАУ не больше, чем у других авиакомпаний. "Такие вещи, как последние происшествия, это вполне штатные инциденты. Такое случается", - говорит эксперт.
Шаг в публичность
В 2015 году МАУ попыталась изменить стиль коммуникации с аудиторией, пытаясь стать публичнее, прозрачнее и понятнее для украинцев. Компания презентовала обновленную стратегию развития, в которой обозначила цель - стать первой низкотарифной сетевой компанией в мире. Совладелец МАУ Арон Майберг дал несколько резонансных интервью СМИ, в которых на пальцах объяснял, что такое МАУ, куда она идет и почему такая компания нужна украинцам.
Читайте также Арон Майберг: Разве "монополист" - это ругательство?

Только тогда стало известно, что у МАУ самый молодой в Украине флот и низкие тарифы. "У нас цены ниже, чем у мировых лоукостов. В 2015 году наши тарифы на час полета составили $33. У Ryanair в 2014-м - $36, и Easyjet - $59", - уверял Майберг. По его словам, авиакомпания использовала все свои ресурсы, чтобы максимально снизить тарифы (этим объяснялась отмена бесплатного питания на ряде рейсов). Дальнейшие шаги должно предпринять государство: снизить аэропортовые сборы, налоги и цены на топливо в украинских аэропортах.
"У МАУ очень адекватное соотношение по цене-качеству, - говорит Андрей Гук, представляющий услуги компании-конкуренту. - Просто при отсутствии большого конкурента весь негатив проецируется в негативный образ МАУ. При этом позитив воспринимается намного сложнее. Обществу не интересно, что несколько тысяч сотрудников имеют работу, что развивается и поддерживается сеть маршрутов, которыми другие компании бы не летали, что в целом цены ненамного отличаются от иностранных перевозчиков, а в некоторых случаях и ниже. Кроме того, у украинце есть стереотип, что иностранное - хорошо, украинское - плохо. А когда еще и есть много мелких подтверждений - вот и общий негатив".
По словам экс-замминистра инфраструктуры Александра Кавы, МАУ нужно больше внимания уделять не только развитию бренда, но и сервиса, и продукта.
"Например, во флоте МАУ есть много лайнеров, которые раньше летали в парке других авиакомпаний. Ничего предосудительного в б/у самолетах нет - так поступают многие. При этом при поступлении во флот МАУ авиакомпания не приводит салоны к единому своему стандарту, что делает услугу предсказуемой для клиента. Пассажиры без труда могут узнать, где самолет летал раньше, по пряжкам ремней безопасности с логотипами, например, Air France или Sabena, надписям в салоне на французском или испанском языке. Кресла также остаются от предыдущих эксплуатантов, а не приводятся к единому продукту авиакомпании по цвету и конструкции. Все это создает впечатление неряшливости авиакомпании по отношению к пассажиру. Хотя приведение салона б/у самолета к единому стандарту стоит недорого", - отметил Кава.
Монополист
Одна из главных претензий к МАУ - монопольное положение на рынке. Сегодня во флот компании входит 31 воздушное судно (ВС). Только за прошлый год ее пассажиропоток вырос на 26% и достиг 4,9 млн.
Читайте также Игра в монополию: выигрывает ли МАУ от ухода Wizz Air
"Доля МАУ сейчас на рынке среди украинских авиакомпаний составляет 77%, что довольно много (без учета иностранных авиакомпаний, которые летают в города Украины), - рассказывает Александр Кава. - При этом маршрутов, где МАУ является единственным перевозчиком, не так уж много. На большинстве линий есть альтернативные иностранные перевозчики, которые дают возможность грамотному пассажиру выбрать наиболее подходящий для себя вариант".
С ним соглашается Гук: "Если брать воздушные линии, где есть ограничения, - там можно говорить о признаках монопольного положения. Но таких линий немного. В большинстве случаев со стороны другого государства есть перевозчик-конкурент. Многие пассажиры приходят к мнению, что отсутствие конкуренции сказывается на свободе МАУ в построении цен и сервисе. Но это только так кажется. Учитывая уровень платежеспособности населения, у авиакомпаний в Украине нет большого окна для злоупотреблений".

Свою позицию в отношении монополизма Арон Майберг озвучил в интервью ЛІГА.net: "Я хочу спросить: монополист - это ругательство? Если гипотетически представить, что вдруг не взлетит Атласджет, остальные уйдут с рынка, а западные перевозчики перестанут летать, тогда МАУ станет монополистом? МАУ будет виновата в этом? Я считаю, что вопрос не в том, монополисты мы или нет. Вопрос в том, злоупотребляешь ты этим положением или нет. Если я монополист и при этом честно отношусь к рынку, никто не может обо мне ничего плохого сказать. А если злоупотребляю положением - тогда нужно отвечать по всей строгости закона.
Жизнь без МАУ
Станут ли авиабилеты дешевле и придут ли в Украину лоукосты, если предположить, что МАУ последует примеру АэроСвита и прекратит полеты? Нет. "Лоукосты и цены - это не вопрос присутствия на рынке МАУ, - поясняет Андрей Гук. - Это вопрос платежеспособности, состояния экономики, регуляторных ограничений и прав ведения бизнеса". При этом уход с рынка настолько масштабной компании - негатив для экономики.
"Если по каким-либо причинам перевозчик остановится, выиграют иностранцы и проиграет государство Украина, - прогнозирует Евгений Хайнацкий. - Иностранцы увеличат доходность и прибыльность, Украина получит около 3 000-4 000 безработных (это не только авиакомпания, но и сотрудники аэропортов, обслуживающих компаний и т.д.)".
Несмотря на негатив для экономики, Александр Кава подчеркивает, что государство не должно финансово поддерживать частные компании (в конце 2014 года МАУ обратилась к правительству с просьбой о выдаче стабилизационного кредита в размере $ 100 млн сроком на десять лет. - Ред.).
"Надо осознавать, что свято место пусто не бывает и на рынке вместо одной авиакомпании появляется другая. Например, место обанкротившейся в 2002 году швейцарской национальной авиакомпании Swissair быстро заняла авиакомпания CrossAir, которая сразу сменила бренд на Swiss. После банкротства венгерского флагмана Malev в 2012 году также не произошло ничего сверхъестественного. Нишу быстро заняли лоукост-авиакомпании, увеличившие после этого количество своих рейсов из аэропорта Будапешт. В 2015 году пассажиропоток аэропорта Будапешт, который был базовым для Malev, достиг 10,3 млн человек, что на 21% больше, чем в 2012 году", - объясняет свою позицию Кава.
Читайте также Меняйся или умри. За что МАУ должна благодарить AtlasJet
Читайте также Меняйся или умри. За что МАУ должна благодарить AtlasJet
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Последние новости
Комментарии