Кейс Херсонской нефтеперевалки: как "сгорает" АРМА
За последние пять лет в Украине появилась масса новых ведомств, которые объединены одной главной задачей – борьбой с коррупцией. Это и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП), и Национальное антикоррупционное бюро (НАБУ), и Нацагентство по предупреждению коррупции (НАЗК). Сегодня, 5 сентября, начал работать и Антикоррупционный суд. До последнего времени мало мелькало в эфире еще одного новообразование – Нацагентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученных от коррупционных и других преступлений. Сокращенно АРМА. Но первые же вызовы, работа с большими проектами вызывают разочарование. Почему?
Весной прогремела история с конкурсом на управление резиденцией Межигорье. Под нажимом журналистов договор с победителем конкурса отменили. Как выяснилось, компания не отвечала заданным критериям. Но в августе развернулась история, которая может затмить даже этот случай.
Речь о Херсонском нефтеперевалочном комплексе.
Если кратко, - это один из пяти активных "нефтяных" пунктов по приемке нефтепродуктов с моря наряду с Одессой, Черноморском, Южным и Николаевым. Его особенность в том, что он выступает вещественным доказательством в деле Сергея Курченко, и в 2014 году был передан на хранение и в управление государственному "Предприятию по обеспечению нефтепродуктами" (ПОНП). В конце июля следственный судья Киевского районного суда Одессы передал управление перевалкой в АРМА. Заседание прошло за закрытыми дверями, уведомление ПОНП отправили на старый адрес, хотя во всех реестрах давно значится другой. Но это была лишь прелюдия.
23 августа 2019 года АРМА подписывает договор на управление перевалкой с неким ООО Вествайт Трейд. При этом делает это без открытого конкурса, как того требует законодательство о госзакупках и, в конце концов, буква и дух самого закона об АРМА. На это замечание АРМА заявила, что воспользовалась нормой о выборе победителя из списка управителей, которые ранее заносятся в специальный шот-лист. Однако агентство так и не смогло объяснить, почему не был объявлен конкурс даже среди управителей, как это делается в других случаях, о чем можно узнать на сайте АРМА? Результат на сайте был опубликован, а объявление о конкурсе почему-то нет...
Далее.
Агентство заявило, что в "конкурсе", неизвестно когда и как объявленном, было восемь участников. Но в списке управителей, который размещен на сайте АРМА, находим только две компании, обладающие "нужным" профилем. Характерно, что обе были внесены одновременно и всего за пару дней до подписания контракта с Вествайт Трейд (как выяснилось позже, имя победителя в АРМА знали даже раньше внесения в шот-лист, но об этом ниже).
Вернемся к необходимости проведения открытого конкурса на ProZorro. Этого требует закупка любой услуги стоимостью более 200 000 грн. Неужели управлять нефтеперевалочным комплексом стоит $8000 в год? В договоре с Вествайт Трейд говорится, что компания получит 20% от прибыли. Учитывая, что прибыль от услуг перевалки в 2018 году составила 28 млн грн, управляющий получил бы 5,5 млн грн. Как видим, это немного больше, чем 200 000 грн. Конкурс на ProZorro надо было проводить обязательно.
Хорошо, давайте разберемся, кому отдали имущество, под которое Курченко взял в свое время у Национального банка Украины 800 млн грн или $100 млн?
Я работаю в сфере изучения топливного рынка более 20 лет и ни разу не слышал о фирме Вествайт Трейд. Оно и неудивительно, образована она была в конце 2018 года. Я спросил у нефтетрейдеров, никто это ООО "не опознал". Так за какие такие заслуги она была выбрана АРМА для управления стратегическим объектом? При этом отдана даже без оценки его стоимости.
В недрах сайта АРМА находим любопытный документ, который говорит о том, что победитель был известен заранее. За четыре дня до "конкурса" АРМА заключает договор на услуги по оценке имущества, в котором уже пишет, что платить по нему будет Вествайт Трейд. Понятно, что за четыре дня оценку нефтеперевалочного комплекса с нефтегаванью, резервуарным парком и наливными эстакадами провести невозможно. Но через четыре дня агентство подписывает договор с никому неизвестной компанией. И как подписывает! Делает это в пятницу, 23 августа, в 17.00. А в 18.32 нотариус Змысловская визирует его. К чему такая спешка?
Этот вопрос не так прост, как кажется. Как я отмечал выше, пять лет перевалка находится в управлении ПОНП, учредитель которого – Минэнергоугля. Это не какая-то "фирмуля" без роду-племени, а госкомпания. Какая вообще необходимость в смене управляющего, тем более, - в такой срочной? Ни АРМА, никто другой претензий к эффективности управления объектом не высказывал. В Херсоне представителей АРМА даже никто не видел. ПОНП работает с прибылью, платит дивиденды, налоги, задолженности не имеет, финплан утверждает в Кабинете министров. Несмотря на это, АРМА не сочла нужным даже пригласить госкомпанию на конкурс.
Обратим внимание на хронологию событий, они происходят за неделю до первого заседания Верховной Рады и перезагрузки правительства. Думаю, в этом и есть основная причина спешки и всех описанных событий. Ушел глава Минюста Павел Петренко, который курирует АРМА. Не вызывает сомнений, что отправится туда же и менеджмент чудо-агентства.
Отсюда и ответ на другой вопрос: кто стоит за Вествайт Трейд? Если в общем, то кто-то из прежней власти, Народного фронта или БПП. В любом случае это станет ясно, как только новый управляющий приступит к работе. Скрыть это можно лишь одним способом – если отменить конкурс и его результаты, как это сделали в случае с Межигорьем.
Но, если там хотя бы "обложились бумагами", то в деле передачи нефтеперевалки легитимность решения трещит по швам. Странно, что в АРМА, укомплектованной сверху донизу бывшими юристами, этого не понимают. И уж совсем непонятно, как можно делать такие сделки, имея перед глазами массу печального опыта?
Выход один: провести открытый конкурс, в котором смогут принять участие профессиональные участники рынка, имеющие опыт, активы и репутацию, от чего напрямую будет зависеть дальнейшая эффективность работы государственного актива.