Кино и Армия. Ревизия четырехлетней работы Порошенко
Летом 2014-го в Администрации президента написали Стратегию 2020, в которой прописали 25 четких критериев успешности страны. VoxUkraine выяснил, сколько заданий из своей собственной Стратегии выполнил Петр Порошенко за первые четыре года у власти.
Хорошо или плохо работает украинская власть? Любой таксист знает, что отвратительно. Но если вы не таксист, не оппозиционный политик и не раненный пропагандой телезритель, то вряд ли сможете быстро и содержательно ответить на этот вопрос. Во-первых, ни у президента, ни у парламента, ни у Кабмина нет четких критериев оценки работы. К тому же, с одной стороны, власть в Украине часто распределена коллективно безответственно, а с другой – обязанности и полномочия президентской и «кабминовской» ветви пересекаются. Но иметь объективную, основанную на фактах оценку работы правительства, парламента и президента критически важно: без этого демократия обречена на поражение в противостоянии с популистами или олигархами.
VoxUkraine фокусируется на оценке работы парламента и правительства. Для этого мы разработали непростые аналитические продукты, такие как ККД депутата или Рейтинг эффективности министров. И давно хотели «измерить» пользу президента. Это непросто. Но иногда судьба дарит исследователям подарки. Для нас им стала «Стратегия стабильного развития Украины – 2020». Отличие этого документа, рожденного в кабинетах Администрации президента летом 2014-го, от стопки других пылящихся на Банковой стратегий в том, что авторы прописали президенту очень четкие KPIs: места Украины в международных рейтингах, размер ВВП, объем инвестиций и т.д. Четырехлетие президентства Порошенко – хороший повод посмотреть, как он справляется с заданиями, которые сам же себе установил в начале своей президентской карьеры. Что мы и сделали в исследовании «ЗНО для президента: как Петр Порошенко справляется с заданиями, которые сам себе установил четыре года назад».
Вначале о хорошем (для президента).
Из 25 критериев 2 выполнены и даже перевыполнены. Речь идет о граничном размере дефицита бюджета в 3% ВВП и количестве украинских фильмов. Из плохого – оценить вклад гаранта в их достижение сложно. Дефицит бюджета держит в узде программа с МВФ, а 33 фильма, вышедших в прокат в 2017-м, во многом еще результат щедрого финансирования киноиндустрии «попередниками».
На этом безусловные победы президента заканчиваются. Но до дедлайна Стратегии 2020 еще полтора года, или около 30% от всего срока, поэтому прогресс выполнения задания на 70% в 2018-ом может считаться успешным результатом.
Таких результатов немного, а точнее – один: военные расходы. Составители Стратегии поставили задачу повысить финансирование военных до 3% ВВП. Точно посчитать этот же показатель «на сейчас» сложно: в 2014-м в военные расходы записали бюджет Министерства обороны, который был около 1% ВВП. Сейчас в сферу нацбезопасности и обороны входят 14 ведомств, которым решением СНБОУ гарантировано финансирование минимум в 5% ВВП. Если же посчитать только бюджет Министерства обороны в 2018-м, то это около 2,6% ВВП.
Еще один неплохой для президента показатель – увеличение количества профессиональных военных в украинской армии: через полтора года должно быть 5,6 человека на 1000 населения. В конце 2017-го было чуть менее 4-х.
Кроме объективных успехов украинской армии неплохо выглядит и «полицейский» KPI Порошенко: в стратегии показатель доверия граждан к милиции (полиции) был на уровне 70%. Сегодня он чуть меньше 40%, и тренд ниспадающий.
Какая судьба оставшихся 20 показателей? У большинства нет даже теоретических шансов быть выполненными. Наибольшая неудача - это экономические цели. Цель Стратегии – $16 000 ВВП на человека (по ПКС) к 2020 году. Когда документ писался, на каждого украинца приходилось около $8500 (сейчас чуть больше $8700). Чтобы достичь цели в $16 000, украинская экономика должна была расти на 15% в течение пяти лет подряд. Как? За счет чего?
Более реалистичным был показатель прямых иностранных инвестиций – $40 млрд за пять лет. За 2014-2017 годы в Украину зашла в лучшем случае пятая часть от этой суммы. Неспособность власти привлечь значимые иностранные инвестиции – большое поражение лично Порошенко. Без инвестиций Украине трудно показать ощутимый экономический рост. Значит, не стоит ожидать кардинального улучшения благосостояния большинства украинцев. А беднеющий народ – легкая добыча популистов.
Среди критериев Стратегии есть и такой показатель, как благосостояние граждан. В Администрации президента не стали искать легких путей и брать готовые показатели, а решили разработать вместе с Мировым банком новый индикатор украинского «добробуту». Найти хоть какие-то результаты наработок не удалось. Используя статистику Госкомстата, можно подсчитать, что доходы значительной части работающих украинцев уже вернулись к докризисному уровню и даже превысили его. У пенсионеров доходы восстанавливаются гораздо медленнее: в 2017-м они были более чем на 20% беднее по сравнению с докризисным уровнем.
Другие печальные части рейтинга – борьба с коррупцией, судебная система, образование и спорт. Средний прогресс выполнения в этих сферах – 15-20%. Почти треть KPIs, как это ни парадоксально, невозможно оценить в цифрах. В семи критериях из-за некорректного задания, использования несуществующего показателя или недоступных данных мы не давали финальную оценку прогрессу выполнения.
Краткий вывод: большинство показателей Стратегии 2020 не будут выполнены. А многие индикаторы были изначально невыполнимыми из-за необоснованного завышения.
Что это говорит о работе Петра Порошенко как президента? Как минимум, что президент (и/или его команда) неадекватно оценивал сложность украинских проблем летом 2014-го и собственные возможности. Он сам взрастил завышенные ожидания у украинцев, и глубина сегодняшнего народного разочарования Петром Порошенко частично обусловлена крушением этих больших иллюзий.
Школьные учебники истории не любят и сложные KPIs. Каждому президенту в учебнике условного 2040-го достанется от силы строчка-две. Наверное, что-то близкое к: Кравчук не упустил свалившуюся в руки независимость, но совершенно не знал, что с ней делать; Кучма начал важные экономические реформы, создал олигархат и политическую коррупцию, Ющенко рассказал украинцам об их прошлом, но бездарно упустил шанс показать нормальное будущее, Янукович – ну, ясно; Порошенко – совсем не ясно. Сохранил страну, сдержал Россию, привел Украину в ЕС или поддержал систему патронализма, не провел критически важные реформы (или даже мешал им) и стал президентом, при котором украинцы лишились остатков веры-уважения к государству? Не знаю. Март 2019-го покажет.
Борис Давиденко, Александр Надельнюк, VoxUkraine