"Ни отдохнуть, ни поработать". Бизнес опять недоволен карантином. У него есть аргументы
Фото - depositphotos.com
Содержание:
  1. Валерий Пекар, экономист, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы
  2. Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии
  3. Если завтра локдаун. Что будет с экономикой, кто пострадает больше и есть ли у власти план
  4. Андрей Здесенко, основатель и СЕО корпорации Биосфера
  5. Игорь Мазепа, генеральный директор Concorde Capital
  6. Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine
  7. Дмитрий Борисов, совладелец Семьи Ресторанов Димы Борисова
  8. Ольга Смаль, совладелица сети салонов красоты

С 8 по 24 января в Украине будут действовать жесткие карантинные ограничения. Такое решение правительство приняло на заседании в среду, 9 декабря.

Будет запрещено посещение спортзалов, фитнес-центров и бассейнов; проведение массовых мероприятий (кроме официальных спортивных соревнований), работа ресторанов и рынков. Не будут работать учебные заведения, кроме садиков.

Читайте нас в Telegram: проверенные факты, только важное

В белом списке оказались кафе в аэропортах, магазины, которые торгуют продуктами, средствами гигиены и средствам связи. Продавать другие группы товаров можно только при условии адресной доставки. Парикмахерские и салоны красоты смогут работать по предварительной записи.

LIGA.net спросила у бизнесменов и экономистов, что они думают о новых ограничениях и как локдаун может повлиять на экономическую ситуацию в стране.

Валерий Пекар, экономист, преподаватель Киево-Могилянской бизнес-школы

Очень хорошо, что правительство заранее предупреждает предпринимателей, а не внедряет внезапные решения. Очень хорошо, что правительство оценило разрушительные последствия локдауна в декабре и отказалось от него.

Но нужен ли локдаун в январе, непонятно: стоило бы посмотреть на экономическую и эпидемическую ситуацию в конце декабря.

Другое дело – параметры локдауна. В наших условиях основной канал распространения коронавируса – общественный транспорт, а он будет работать; одновременно закрывается непродовольственная торговля, которая в целом ничем не грозит с точки зрения эпидемии. Сравните плотность людей, длительность пребывания, качество вентиляции, контроль со стороны персонала в зимней маршрутке и в магазине обуви или канцтоваров.

Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии

Этот формат и сроки карантина мне кажутся больше политическими, чем научно обоснованными. С одной стороны, власти отказались от карантина в декабре, что хорошо с точки зрения влияния на экономику. Это более активный месяц, чем январь. Также, в отличие от весеннего карантина, не будут закрывать общественный транспорт и садики, что уменьшит негативное влияние на экономику и, особенно, не благосостояние более бедных семей, в том числе с детьми.

С другой стороны – закрытие непродовольственной торговли, где вероятность заражения минимальна, после периода коллективных праздников без особых ограничений, выглядит абсолютно нелогично.

Более того, власти никак не ограничивают возможности заражения для людей старшего возраста, количество которых существенно возрастет именно в период праздников – массовые службы в церквях и семейные празднования разных поколений, часто проживающих в разных населенных пунктах.

Именно поэтому мне кажется, что решение в первую очередь политическое, и больше отвечает на требование части общества "делайте хоть что-нибудь".

Читайте также

Если завтра локдаун. Что будет с экономикой, кто пострадает больше и есть ли у власти план

Андрей Здесенко, основатель и СЕО корпорации Биосфера

К локдауну отношусь крайне негативно – это несвоевременное и неадекватное решение по принципу "ни отдохнуть, ни поработать". Те, кто собирался провести время с семьей, уехать в отпуск, активно провести каникулы, сходить в ресторан или на шоппинг, будут заперты дома. Те, кто собирался работать в это время, тоже будут закрыты или ограничены. В итоге нас ждет напряжение в обществе и удар по бизнесу.

Проигрывают все: сервис закрыт, розница нестабильна, производители теряют поставки, банкам и арендодателям не платят, очередная волна банкротств. Мы как будто рубим сук, на котором сидим, при этом стреляя себе в ногу – такая же польза для экономики от этого решения.

Присоединяйтесь к Instagram LIGA.net – здесь только то, о чем вы не можете не знать

Игорь Мазепа, генеральный директор Concorde Capital

Не вижу смысла вводить локдауны ни с 23 декабря по 15 января, ни, тем более, с 8 по 24 января. Говорил много раз и еще раз повторю: нужно решать не следствие, а причину проблемы – отвратительную государственную систему здравоохранения, из-за которой над людьми постоянно висит дамоклов меч.

Как только политикам хватит ума провести нормальную медреформу, ввести совместную оплату пациента и государства и обязательное медицинское страхование, а не разворовывать колоссальные средства, которые, кстати, выделяются на медицину государством, всем сразу станет намного легче и спокойнее.

Более того, если они дадут возможность нормально работать бизнесу и пополнять бюджет, а не кормить проверяющих. В результате выиграют все. А COVID-19 – это новая болезнь, с которой нам жить еще долго. За это время можно окончательно угробить мелкий и средний бизнес.

Евгений Шевченко, генеральный директор Carlsberg Ukraine

Правильнее говорить не о локдауне как таковом, а о целенаправленном локдауне именно ресторанной отрасли, в которой заняты миллионы украинцев. Это как лечить чуму кровопусканием, кровопусканием у бизнеса.

Сейчас бизнес очень чувствителен к любым решениям власти, поэтому карантинные ограничения должны быть продуманы и аргументированы. Пока эффект от них выглядит сомнительным и локдаун выходного дня стал тому подтверждением. Рестораторы отмечают, что принятые меры государственной поддержки для них почти не ощутимы. К примеру, нет решения об отмене либо сокращении коммунальных платежей, установлении 7% НДС для ресторанов и т.д.

На чем основывается решения закрыть тот или иной бизнес? Обладает ли наша власть статистикой распространения вируса в разных бытовых ситуациях? Последние исследования IARD (International Alliance for Responsible Drinking) показали: реальные риски передачи вируса в общепите колеблются от 1,4% (Нидерланды) до 5% (Великобритания). Это говорит о минимальном риске заразиться и о большом экономическом риске, несущем за собой безработицу, сокращение отчисления налогов, сокращения смежных областей и т.д. Я за аргументированные, обоснованные действия, но пока таких не наблюдаю.

Дмитрий Борисов, совладелец Семьи Ресторанов Димы Борисова

Статистически с 1 января и до 8 гости, к сожалению, и так слабо ходят в рестораны, потому что все ходят в гости друг ко другу доедать оливье. Посещаемость заведений в новогодние праздники слишком преувеличена.

А вот когда все наедятся оливье, холодцов и всего остального, наберут 3-4 кг, тогда начинают искать здоровую еду и исповедовать ЗОЖ с киноа, авокадо, лососем. Как раз в этот период будет продолжаться так называемый локдаун. Но на самом деле это никакой не локдаун, потому что все как работало, так и будет работать, кроме сервисных бизнесов. 

Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Facebook: главные бизнес новости

Послабление для заведений общественного питания – работа в новогоднюю ночь до 1.00 – тоже весьма странная уступка. Ведь Новый год – семейный праздник, и до часу ночи все находятся дома. Очень немного людей отмечают новый год в заведениях. Вполне возможно, часть молодежной аудитории пошла бы по барам. Но если они будут работать до часу, смысла в этом нет. 

Потому ограничения, которые анонсировал Кабмин, – очередная манипуляция, пыль в глаза, абсолютно глупая, неравноправная мера, которая не решает проблему распространения коронавируса. Это популизм, которому политики ищут оправдание.

Ольга Смаль, совладелица сети салонов красоты

Исходя из информации 9 декабря, индустрия салонов красоты может чуть-чуть вздохнуть, спокойно доработать декабрь и в январе готовиться к уже привычному для нас режиму работы — нам разрешили работать по предварительной записи, без возможности ожидания клиентами своих услуг внутри салона.

Собственно, в таком режиме мы работаем с момента окончания весеннего карантина, клиенты приходят на время записи, между их приемом — перерыв, это новая норма 2020-го. Конечно, коллеги по отрасли в тематических группах переживают о том, что все еще может поменяться несколько раз, но мы не в силах предсказывать будущее, и делать какие-либо прогнозы в данный момент бессмысленно.
Нужно также отметить, что январь — традиционно один из самых слабых месяцев в году и без всяких эпидемий. 

Мы давно выступали за прогнозируемый локдаун. Это формат, который сможет сдержать распространение болезни, и даст бизнесу возможность подготовиться к вынужденному перерыву в работе.

Однако любые подобные меры губительны для бизнеса при отсутствии государственной поддержки.

Принятые правительством меры поддержки пострадавшего бизнеса касаются далеко не всех и не решают проблему в принципе.

Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: только важное

Виктор Шевченко, совладелец группы логистических компаний Zammler

Решение ввести локдаун является абсолютно логичным, учитывая эпидемиологическую ситуацию в стране. Не совсем понятен выбор даты, а именно 8 января, ведь если цель – минимизировать контакты и уменьшить распространение вируса, то именно 1-7 января – период активного празднования, когда люди будут встречаться в кафе и ресторанах, ехать на курорты. Именно этот отрезок времени, на мой взгляд, довольно опасен для распространения вируса.

Подписывайтесь на рассылки LIGA.net – только главное в вашей почте

Если говорить о влиянии локдауна на крупный бизнес, то не думаю, что он будет ощутимым. Да, пострадает мелкий и средний бизнес, заведения развлечений, гостинично-туристическая сфера. Но, например, для логистики в B2B глобально ничего не меняется. За время карантина мы уже привыкли, переформатировали процессы, перевели управление в дистанционный режим. Адаптировались к новым условиям и клиенты. К тому же, традиционно январь считается неактивным периодом для бизнеса, более-менее "оживать" бизнес-активность начинает только в конце месяца.

Конечно, в целом мы чувствуем влияние карантина и коронакризиса на логистический бизнес, но именно локдаун 8-24 января не будет иметь каких-то существенных последствий.