Содержание:
  1. Между миром и войной
  2. Что говорят цифры о рынке труда
  3. Как компании готовятся встречать ветеранов
    1. Возвращение и переобучение
  4. Что делает и как стимулирует государство
    1. Поощрить трудоустройство
    2. Новое обучение
  5. Какое отношение к ветеранам должно выработать государство

Андрею Собковскому 20 лет, он работал проводником Укрзалізниці. За год до войны был призван на срочную службу, где и встретил полномасштабную войну. В результате ракетного удара военный проводник лишился обеих ног. Однако менее чем через год после ранения мужчина вернулся в Укрзалізницю. После ранения он начал развивать коммуникационные навыки и теперь дистанционно работает в контакт-центре УЗ.

Читайте нас в Telegram: главные новости коротко

"Это было нашим концептуальным решением: железная дорога – одна большая семья, мы не могли оставить наших героев без возможности снова интегрироваться в мирную жизнь", – говорит LIGA.net спикер пассажирского направления Укрзалізниці Анастасия Золотарева.

История проводника Андрея – пример того, как раненых военных можно интегрировать в гражданскую жизнь и экономику страны. Это доказывает: часть ветеранов даже после ранений может и хочет работать, ключевое – способность бизнеса адаптировать работу под новую реальность.

Как украинский бизнес готовится встречать с фронта своих сотрудников, получивших ранения, и ищут ли они сейчас работу? Об этом в разборе LIGA.net.

Между миром и войной

По данным ООН, в ходе первой фазы войны было ранено более 16 700 военных и мирных жителей. Более 11 000 ветеранов получили инвалидность в результате войны, свидетельствует исследование Киево-Могилянской академии (данные 2019 года). Как изменилось это число после большого вторжения – пока неизвестно. Из озвученных цифр – по состоянию на конец 2022-го погибли до 13 000 украинских защитников, говорили в Офисе президента. 

Открытый вопрос – сколько раненых рано или поздно смогут вернуться на гражданскую работу.

За год до полномасштабной войны украинские ветераны массово сталкивались с проблемой поиска работы, рассказывали в Программе реинтеграции ветеранов IREX. По их данным, 59% ветеранов испытывали сложности в поиске рабочего места, 32% – ощущали, что их не хотели брать на работу.

Сейчас из-за военного положения раненых не могут уволить с военной службы, объясняет LIGA.net ветеран войны и основатель юридической компании "Миллер" Маси Найем. После тяжелого ранения в феврале 2023 года Найем основал ОО "Принцип". Организация призвана заботиться о правах военных, в том числе раненых.

Работа после войны. Что предложат бизнес и государство ветеранам с инвалидностью
Фото: Masi Nayyem/Facebook

В таком же положении после ранения и сам Маси. Официально он и его раненые побратимы все еще в составе Вооруженных Сил. К тому же раненые продолжают получать заработную плату в ВСУ и выплаты за ранения, добавляет Найем.

Скорее всего, из-за этой совокупности факторов раненые военные еще не обращались в ОО "Принцип" по вопросам трудоустройства, предполагает Маси.

Читайте также: Чтобы было удобно всем. Как восстанавливать города с учетом безбарьерности

Что говорят цифры о рынке труда

LIGA.net спросила у портала Work.ua, что сейчас происходит на рынке труда с предложениями работы для людей с инвалидностью. Вот ключевые данные в трех графиках.

Всего людям с инвалидностью доступно 7% всех вакансий на Work.ua. Этот показатель неизменен, по меньшей мере за последние четыре месяца. Резюме, в которых указана инвалидность, составляет 0,64% от общего количества. Сейчас это 492 резюме от общего количества в 76 338. Сколько из них ветеранов войны – неизвестно.

Больше возможностей для работы – в торговле, среди рабочих специальностей и ІТ.

Также более 300 вакансий – в медицине и фармацевтике, свыше 200 – в дизайне, логистике и финансовом секторе.

Как компании готовятся встречать ветеранов

Среди последствий российского вторжения – ранения, травмы, инвалидность воинов. Их реинтеграция в общество становится отдельной важной задачей. О том, как бизнес готовится к этому, мы спросили у пяти крупных компаний, где работают десятки тысяч специалистов. Ответы предоставили три из них: холдинг Метинвест Рината Ахметова, железорудная группа Ferrexpo Константина Жеваго и пассажирское подразделение Укрзалізниці.

Работа после войны. Что предложат бизнес и государство ветеранам с инвалидностью
Фото: EPA

На фронт ушли 8000 сотрудников Укрзалізниці, 7000 – Метинвеста, 600 – Ferrexpo. 

Возвращение и переобучение

В опрошенных компаниях сохраняют рабочие места за мобилизованными, ответили там. Часть этих сотрудников вернулась со службы, к сожалению, с ранениями. Пятеро таких специалистов Метинвеста уже готовятся вернуться к работе, как только официально завершат службу в ВСУ. Это сотрудники Запорожстали, Азовстали и ММК им. Ильича, говорят там. Как раненых готовят к возвращению?

Двое сотрудников завода Запорожсталь пошли на войну и утратили конечности. Один из них – технолог, другой – ковшевой. Чтобы вернуться к работе, им не придется переучиваться. "Этих людей ждут на предприятии, как только они завершат протезирование, реабилитацию и будут демобилизованы", – рассказали в холдинге.

Если же сотрудники из-за травм не смогут выполнять предыдущую работу, им предложат переобучение. Для этого в холдинге создали специальное подразделение по работе с ветеранами войны с инвалидностью. Там изучают, как раненых можно вернуть "на подходящие вакансии, учитывая квалификацию", говорят в Метинвесте.

В Ferrexpo также разрабатывают программу для реинтеграции своих ветеранов. В первую очередь хотят минимизировать барьеры, которые у них могут возникнуть при адаптации на работе после возвращения с войны.

В компании пересматривают условия работы, чтобы люди могли работать по той же специальности по возвращении с войны, даже с инвалидностью. Задача – сделать так, чтобы травмы не влияли на возможность выполнять предыдущую работу, говорят в компании.

Для ветеранов там готовят шестимесячную обучающую программу, чтобы повысить или обновить имеющиеся квалификации, овладеть новыми навыками и продолжить работу в компании.

Главный актив группы FerrexpoПолтавский горно-обогатительный комбинат, производящий железорудные окатыши. Группой владеет бизнесмен и бывший народный депутат Константин Жеваго. 

В Укрзалізниці также готовят фундамент, чтобы возвращать ветеранов с инвалидностью к предыдущей работе. К примеру, для ветеранов УЗ, которые работали на пассажирском направлении, обустраивают рабочие места под их нужды и проводят переобучение, если "старую" работу нереально выполнять.

"Один из примеров – история 20-летнего проводника Андрея Собковского, который был мобилизован и в результате ранения лишился обеих ног. УЗ оплатила лечение, и после первого курса реабилитации мы предложили ему присоединиться к нашему контакт-центру. Сейчас он работает с обращениями пассажиров (дистанционно. – Ред.). В эти дни Андрей проходит курс реабилитации в клинике Protez Foundation в штате Миннеаполис, США", – рассказывает Анастасия Золотарева из УЗ.

С 24 февраля во всех подразделениях УЗ мобилизовали более 8000 человек. 819 железнодорожников были ранены, 353 – погибли. Еще не менее 123 потеряли жилье. Им (или семьям погибших) Укрзалізниця выплачивает компенсации в 1000–60 000 грн, в зависимости от обстоятельств.
Работа после войны. Что предложат бизнес и государство ветеранам с инвалидностью
Фото: EPA

Что делает и как стимулирует государство

Еще с 2016 года для компаний существует квота, согласно которой в компаниях со штатом 20+ человек 5% должны составлять льготные категории граждан, среди них и ветераны российско-украинской войны. Также для бизнеса есть требования трудоустраивать людей с инвалидностью. Они должны составлять 4% среднего количества штата, или одно рабочее место в штате на 8-25 человек.

Сейчас очевидно, что этих шагов недостаточно. Впрочем, если до 24 февраля работодатели не всегда с готовностью относились к трудоустройству ветеранов, сейчас отношение изменилось. 97% опрошенного бизнеса поддерживают трудоустройство у себя ветеранов. Подходы меняет и правительство.

Поощрить трудоустройство

В Минэкономики и Минветеранов не ответили на запросы LIGA.net относительно их решений, как возвращать к труду ветеранов с инвалидностью. Но о некоторых шагах уже известно.

В 2023 году Кабмин планирует утвердить Стратегию перехода от военной службы к гражданской жизни. Ее составляющая – переобучение ветеранов и поддержка их бизнеса (например – гранты до 250 000 грн на собственное дело).

Минэкономики также планирует создать новые финансовые стимулы для трудоустройства людей с инвалидностью и ветеранов. В феврале Кабмин утвердил частичную компенсацию зарплат. Бизнесу смогут полгода компенсировать 3350 грн, которые компания тратит на зарплату сотрудника с инвалидностью (это 50% минимальной зарплаты).

Новое обучение

Ветераны и люди с инвалидностью также могут получить от Госслужбы занятости ваучер на обучение одной из 70 новых профессий. Среди них – сварщик, повар, столяр, архитектор, ветеринар, киберспециалист.

Переобучение предлагают и непосредственно украинские вузы. К примеру, в Киево-Могилянской бизнес-школе запустили ІТ-курсы для ветеранов с инвалидностью. Также ІТ-курсы открыл фонд Life Line Ukraine вместе с КГГА. Отдельные курсы для ветеранов войск РЭБ запустила компания "Инфозащита".

Какое отношение к ветеранам должно выработать государство

В том, какой должна быть политика и госсервис по отношению к ветеранам, может помочь опыт США и Израиля, подсказывает ветеран и юрист Маси Найем. Это потребует адаптации данного опыта к украинскому контексту, добавляет он.

"Мы лечим ветеранов как героев. Даем им много возможностей для получения высшего образования, имеем много стипендий. Есть много других преимуществ: например, при аренде квартиры, бонусы на работе, если ты прошел войну. Различные механизмы для поддержки ветеранов, их интеграции и возвращения в нормальную жизнь", – рассказывает LIGA.net Йотам Полицер, руководитель организации IsraAID, которая помогает странам, где произошли войны или катаклизмы.

Читайте нас в Telegram: только важные и проверенные новости