Жесткая оккупация – эти слова, наверное, ярче всего описывают жизнь в городе Энергодар, что в 120 километрах от Запорожья. С 4 марта Энергодар – оккупированная россиянами территория. Здесь до прихода российской армии проживало до 53 000 человек, преимущественно – сотрудники крупнейших в Украине электростанций, Запорожской ТЭС и АЭС. Энергодар – столица украинской энергетики.

С начала августа враг активно обстреливает Энергодар и окрестности атомной электростанции. Ко всему прочему оккупанты заминировали часть территории крупнейшей в Европе АЭС, загнали в два энергоблока станции военную технику и обстреливают из нее расположенные по соседству города Никополь и Марганец.

Читайте также: Ядерный шантаж. Зачем России Запорожская АЭС и как она использует ее против Украины

Эти угрожающие действия, которые могут стать причиной ядерной катастрофы, серьезно обеспокоили мир. 42 страны ООН призывают РФ создать на АЭС демилитаризованную зону. Россию же такой вариант не устраивает, полную ответственность за происходящее в Энергодаре враг переводит на украинских военных.

Как живет Энергодар спустя пять месяцев оккупации, об этом и многом другом рассказал LIGA.net мэр города Дмитрий Орлов, который сейчас работает из Запорожья.

О российских пыточных, репрессиях и обстрелах Энергодара

На грани катастрофы. Как это – жить у самой большой в Европе АЭС, которую обстреливает РФ
Дмитрий Орлов, мэр Энергодара (Фото: zoda.gov.ua)

– Что сейчас происходит в Энергодаре? В последнее время из города поступает много сообщений, что Россия все чаще обстреливает его и окрестности Запорожской атомной электростанции.

– Сейчас в Энергодаре ежедневно десятки "прилетов". Взрывы слышны день и ночь. Обстреливают местное население, Запорожскую АЭС.

Вчера в результате обстрелов пострадали несколько местных жителей Энергодара, один человек погиб. Он работал на Запорожской атомной электростанции.

Есть разрушения инженерных сетей. Неделю назад одна из российских ракет попала в подстанцию "Луч", поэтому почти весь город остался на некоторое время без воды и электроэнергии.

Энергодар фактически был на грани гуманитарной катастрофы. Однако проблему удалось решить. Сейчас в городе нет только поставок газа.

– Сколько на сегодня в Энергодаре проживает людей? Есть ли у них возможность покинуть город и выехать на подконтрольную украинским военным территорию?

– Возможность такая есть. Но у оккупантов есть определенные ограничения, они не всех пропускают. Чтобы уехать из Энергодара, людям приходится стоять в очередях около четырех суток. Это по состоянию на данный момент.

До оккупации в марте этого года в городе проживало до 53 000 человек. Четвертая часть – сотрудники Запорожской атомной электростанции. Сейчас половина города уже уехала.

– Сотрудников атомной электростанции также выпускают?

– Есть случаи, когда выпускают.

На грани катастрофы. Как это – жить у самой большой в Европе АЭС, которую обстреливает РФ
Фото: Sergey Ilnitsky/ EPA

– Что происходит с людьми, оставшимися в Энергодаре?

– Россия начала репрессии против мирного населения еще с первых дней оккупации. Они до сих пор продолжаются. Около 1000 человек уже прошли российские пыточные. Их закрывают в подвалах: один находится в Энергодаре, второй – за городом.

В конце февраля – начале марта оккупанты поняли, что их здесь не ждут с хлебом и солью. Поэтому они преследуют людей с проукраинской позицией, хотят "приучить" к "русскому миру". Путем подвалов и пыток, но мы же понимаем, что заставить людей поддерживать оккупацию у них не получится.

Поэтому люди массово выезжают, сдают позиции оккупантов, рассказывают, где они проживают или где находятся штабы россиян и их техника.

– Есть ли сейчас у жителей города доступ к информации с украинской стороны? Вы рассказывали, что россияне начали готовиться к так называемому "референдуму" в Энергодаре, усилили в городе агитацию, проводят репрессии.

– Они регулярно глушат в городе связь и мобильный интернет, поэтому у населения свободного доступа к информации сейчас нет. Стационарного интернета нет.

Относительно "референдума" у меня нет никакой информации.

О работе банков, аптек и магазинов и о ядерном шантаже россиян

– Опишите, пожалуйста, как сейчас работают в городе магазины, аптеки и банки? У людей есть возможность купить лекарства, еду?

– Украинские банки и аптеки не работают. Долгое время лекарства продавались под открытым небом, под жарким солнцем на базаре и с капотов авто. Но в последнее время оккупанты открыли несколько аптек в изъятых у владельцев помещениях. Правда, нет информации о качестве медикаментов, которые там продают. В основном их привозят из Крыма.

Так же не работают крупные ритейлеры – АТБ и Сильпо. Работают только небольшие местные сети, но им непросто. С помощью наших международных партнеров и благодаря работе нашей областной военно-гражданской администрации есть возможность доставлять в Энергодар гуманитарку – продукты питания, лекарства, а также детские средства гигиены.

Каждый день она уходит из Запорожья в Энергодар небольшими партиями. Конечно, на всех гуманитарки не хватает, но мы стараемся, прежде всего, обеспечить всем необходимым незащищенные слои населения, в том числе лиц с детьми с инвалидностью, многодетные семьи и т.д.

На грани катастрофы. Как это – жить у самой большой в Европе АЭС, которую обстреливает РФ
Дмитрий Орлов (фото: Facebook/Дмитрий Орлов)

– В августе провокации РФ возле Запорожской атомной электростанции участились. На ваш взгляд, с чем это связано? Россияне угрожают миру ядерной катастрофой, они действительно способны на это пойти?

– Мне сложно понять логику оккупантов. То, что мы сейчас видим, – они обстреливают противоположную сторону Каховского водохранилища, Марганец, Никополь и другие населенные пункты. Обстреливают Энергодар. Обстрелы происходят либо с территории Запорожской АЭС, либо рядом с ней.

Конечно, они понимают, что Вооруженные Силы Украины не могут ударить в ответ. Одно из предположений – они имитируют таким образом, что Энергодар обстреливают украинские военные и оправдывают присутствие своих военных на атомной электростанции.

Грубо говоря, они отвечают на свои обстрелы самих себя.

– Сейчас украинские власти прилагают немало усилий, чтобы Россию признали на мировом уровне страной-террористом. Обстрелы Энергодара и атомной электростанции – это не может быть попыткой россиян помешать Украине?

– Возможно и такое. Мы можем предполагать все что угодно, но как оно там действительно – знают только они.

– Еще была версия, – ее озвучивал президент Энергоатома Петр Котин, – что обстрелами АЭС враг якобы хочет обесточить электростанцию. Это, мол, входит в план, как ее отсоединить от украинской электросети и присоединить к энергосистеме России. Уничтожение на прошлой неделе опор линии электропередач в Херсонской области, которые соединяют Украину с оккупированным Крымом, может помешать россиянам это сделать?

– Это технический вопрос. Более компетентно вам могут это объяснить в Энергоатоме. Мое личное мнение – Запорожскую АЭС они оккупировали именно для этого. Другой экономической выгоды в оккупации такого города, как Энергодар, я не вижу.

О МАГАТЭ, отопительном сезоне и похищении подопечного

– Обстрелы атомной электростанции обнажают еще одну важную проблему – отсутствие доступа к АЭС экспертов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЕ). Вам известно, почему за почти шесть месяцев им этого не удалось и идут ли какие-то переговоры по этому поводу?

– Это не ко мне. Это – к Энергоатому. Мне неизвестно.

На грани катастрофы. Как это – жить у самой большой в Европе АЭС, которую обстреливает РФ
Дмитрий Орлов (фото: Дмитрий Орлов/Facebook)

– В мае стало известно, что в Энергодаре остановилась Запорожская теплоэлектростанция. Есть ли риск, что в городе так и не начнется отопительный сезон и местным жителям придется переезжать этой зимой куда-нибудь в другое место, чтобы не замерзнуть?

– Основной поставщик тепла в городе – Запорожская атомная электростанция. Запорожская ТЭС снабжала определенные районы города горячей водой, но АЭС обеспечивает теплом и горячей водой почти весь город.

Действительно, ТЭС не работает с мая. Однако есть определенные шаги, которые она может предпринять, чтобы возобновить поставку горячей воды, а затем – и тепла, в том числе в первый и второй микрорайоны города.

Сейчас эти решения уже на стадии исполнения.

– В марте россияне проводили обыски в вашей квартире в Энергодаре. У вас есть информация, что они там делали и куда исчез ваш первый заместитель Иван Самойдюк?

– Знаю, что они сломали дверь в квартиру и что-то постоянно выносили. Затем они туда заселили какую-то многодетную семью и те продолжили выносить из дома бытовую технику и мебель. Они не нашли там ни оружия, ни чего-либо другого. У меня самого трое детей, какое оружие?

Иван Самойдюк был похищен 3 марта, прошло 149 суток, как он попал в плен. Что с ним происходит сейчас и где он находится, к сожалению, неизвестно ни мне, ни его родственникам. Мы постоянно поддерживаем связь.