Уходящий 2021 год может остаться в памяти потомков тем моментом, когда Украина выбрала тупиковое направление экономической политики: промышленное лобби захватило все командные высоты и успешно продвинуло свои давние мечты в то время, как фискалам создали все условия для удушения среднего класса, прежде всего – упрощенного налогообложения, во многом определяющего успех постиндустриальных отраслей и микробизнеса.

В результате имеем де-факто поворот назад, если не прямо в совок, то в уходящую индустриальную эпоху. И это, к сожалению, не случайность: власть имущие едины с обывателем в том, что экономическое развитие = развитие производства (именно материального), а само слово "развитие", в свою очередь, означает искусственное стимулирование и прочие активные действия государства, в противовес естественному рыночному процессу.

Все это, среди прочего, будет способствовать увековечению коррупции и олигархии, с которыми президент Украины Владимир Зеленский обещал нещадно бороться – что, конечно, не исключает выборочного преследования отдельных коррупционеров и олигархов на потеху почтеннейшей публике.

На некоторое время даже вице-премьером по экономическим вопросам стал Алексей Любченко, открыто провозгласивший неомарксистскую и опровергнутую жизнью "теорию зависимости" своим кредо. К счастью, он недолго пробыл на этом посту, но, судя по направлению законотворчества, складывается впечатление, что большинство его коллег по исполнительной и законодательной власти мыслят примерно так же, только стесняются об этом открыто сказать. Иначе трудно объяснить конституционное большинство за "локализацию" закупок и почти конституционное – за "индустриальные парки": скупать голоса имеет смысл только до 226…

Справедливости ради, все же, самые опасные хотелки лоббистов были из этих законов вычищены, но и без них представители промышленного лобби отпраздновали победы в двух многолетних кампаниях (напомню, что оба законопроекта подавались еще в прошлом созыве ВР при активной поддержке главы профильного комитета Виктора Галасюка и сочувствии Владимира Гройсмана).

Очевидно, окрыленные этими успехами лоббисты будут продолжать дело борьбы за "развитие внутреннего рынка", под которым подразумевается эмиссионная накачка по образцу 1992-1993 годов – "золотого века" красных директоров. При этом, конечно, никого не интересует, что ни одна страна в мире не добилась устойчивого роста хотя бы в 5-7% в год за счет политики вытаскивания себя из болота за волосы, зато многие стали банкротами – ведь на кону крупный кусок…

Слышу возражения, что, мол, привилегиями не обделили и постиндустриалов, а именно IТ, для которого сделали специальную экономическую зону – Дія City. Однако, при ближайшем рассмотрении все оказывается наоборот: единственная привилегия там – это возможность платить налог на выведенный капитал (НнВК) вместо налога на прибыль, да еще и по половинной ставке.

Но это же тот самый НнВК, который наш президент, как и другие кандидаты, обещал ввести вместо глубоко и безнадежно коррупционного налога на прибыль для всех! И то, что его ввели для одного сектора, – скорее плохо, чем хорошо, потому что в таком виде и без перезагрузки налоговой он вряд ли сможет показать все свои преимущества, а вот злоупотребления вполне возможны. И такая ситуация будет прогнозируемо использована против реформы, тем более, что Даниил Гетманцев известен как ее заядлый противник.

В остальном же условия Дія City на данный момент ничем не лучше и не хуже существующей 3-й группы единого налога (ЕН), однако вход в эту "зону" платный, и на шлагбауме стоит "дядя", не говоря уже о других условиях, не способствующих здоровому развитию сектора.

Но главное, что в этом проекте невооруженным глазом просматривается "двухходовочка": сначала нейтрализовать основную и представляющую немалую силу массу компаний, использующих ФОП как субконтракторов, а избавившись от них – развернуть наступление на фриланс как таковой и искоренить возможность оказывать услуги юридическим лицам.

То есть фактически убить все остальные постиндустриальные индустрии – потому что Украина и в нынешней ситуации не может удержать кадры, а если за "услуги" нашего государства придется отдавать треть поступлений, то и подавно. А тем временем – поднять налоги и для IТ, чтобы окончательно зарезать курицу, несущую золотые яйца. Ну а потом заявить "и где эти ваши креативные индустрии?".

Не забыли законодатели и вторую часть среднего "креативного" класса – микробизнес, обслуживающий домохозяйства. Таким предпринимателям еще принятыми в пресловутом турборежиме законами 128-129 было предписано поголовно установить РРО (или поставить программные), что означает, как минимум, возвращение поводов для проверок, а, значит, возможностей доить микробизнес и изничтожать его по заказу конкурентов из крупных торговых сетей.

Вопреки обывательскому представлению, практически никакого отношения к уплате налогов фискализация не имеет, поскольку ФОПы 2-й группы(а это львиная часть торговли и услуг населению) платят фиксированный ЕН, поэтому если и скрывают обороты, то в основном для того, чтобы не связываться с РРО, которые сейчас обязательны с 1,3 млн грн годового оборота. Не помогает она и бороться с контрабандой, как об этом заявляют лоббисты, – хотя бы потому, что документы под "левый" товар легко купить у пресловутых "конверт-центров", чьи интересы, по сути, и продвигают фискализаторы.

Правда, в ответ на массовые протесты предпринимателей, в начале года при президенте создали специальный консультативно-совещательный орган – "Раду з питань сприяння розвитку малого підприємництва", которому поручили решить ряд наболевших вопросов, и прежде всего тот, который вызвал протесты. Но наработанный ею компромиссный законопроект так и не был зарегистрирован, а следующий уровень компромисса – отложить фискализацию и таки наработать взаимоприемлемое решение – не был внесен в повестку дня. Таким образом, власть решила в интересах лоббистов "ломать об колено" микробизнес. Скорее всего, эта история будет иметь весьма бурное продолжение, но пока что ФОПы массово готовятся закрываться и уходить в тень, как уже сделали это их коллеги в 2010 году, когда Украина потеряла 2,2 млн легальных рабочих мест в секторе микропредприятий.

Ну и "вишенка на торте" – очередной пакет популизма: "президентский университет" (вместо настоящей работы по спасению ситуации в образовании), "национальный авиаперевозчик" (пустая трата денег), очередное повышение минимальной зарплаты, теперь уже до половины средней (на самом деле – сугубо фискальная мера, ничего общего не имеющая с борьбой с бедностью), "экономический паспорт" (очередной государственный инвестиционный фонд), "кредиты каждому под 5%" (за счет каждого же)…

Естественно, бОльшая часть всего этого – просто приглашение к дерибану, которое никак не сочетается с необходимостью срочно сокращать фискальное давление, душащее рост.

Впрочем, одно предвыборное обещание, данное среднему классу, выполнено: налоговая амнистия объявлена и действует. Вот только почему-то крайне мало нашлось желающих ею воспользоваться… А все потому, что и здесь скрывается "двухходовка": объявить амнистию на заведомо непривлекательных условиях, продемонстрировать ее неэффективность и в ответ исполнить давнюю мечту налоговиков – ввести косвенные методы контроля доходов физлиц, ради которых все и затевалось. Минфин уже вовсю готовит соответствующий законопроект, а налоговики, наверное, пришивают дополнительные карманы в предвкушении…

Все вместе взятое означает, что Зеленский, как и его предшественник в свое время, отвернулся от среднего класса. Правда, в отличие от Порошенко, в конце 2016-го объявившего, по сути, "мир дворцам, война коттеджам", Зеленский собирается не на шутку воевать с олигархами – во всяком случае, из их слуги превратиться в арбитра.

Но на кого он, в таком случае, предполагает опереться? Остаются только "промышленники", "пролетариат" и пенсионеры с бюджетниками… Вот как раз и прожиточный минимум, вместо того, чтобы просто поднять до "фактического", в худших социал-демократических традициях привязали к средней зарплате. То есть вместо борьбы с абсолютной бедностью – "богатые (точнее, опять-таки средний класс) поделятся с бедными" в порядке выравнивания доходов, что, естественно, подразумевает дальнейшее увеличение экономических размеров правительства, и, соответственно, торможение роста.

Если события пойдут в этом направлении, то экономике Украины кранты: замешанная на "теории зависимости" комбинация из промышленной политики и экономического левого популизма – типичный яд, многократно испытанный в Латинской Америке. Действовал безотказно даже в XX веке, когда словосочетание "промышленное развитие" еще не стало оксюмороном. И тем более угнетающим будет такое сочетание в наше время, когда догнать развитые страны за счет дешевой рабочей силы уже невозможно в принципе – не говоря уже о "внутреннем рынке". Это путь в тупик.

Все же в конце года забрезжил какой-то лучик света: никто иной, как тот же Гетманцев, анонсировал нечто, звучащее как настоящая, долгожданная, налоговая реформа – с радикальным снижением нагрузки на зарплаты и реформой корпоративного налога.

Правда, обо всех заложенных туда "ложках дегтя" мы узнаем, только когда соответствующий законопроект будет опубликован. Пока известно только, что НнВК будет вводиться "по польской модели", только для предприятий с оборотом до 200 млн грн в год, – при том, что в самой Польше эту модель признали неудачной и распространили новый корпоративный налог на всех. А в наших условиях не исключена еще одна "двухходовочка", описанная выше применительно к НнВК для Дія City …

Вдобавок министр финансов уже успел объявить о своем категорическом несогласии даже с такой ограниченной реформой. Так что борьба продолжается – будем надеяться, что в наступающем году удастся хоть немного отвернуть к выходу из тупика.