Закончился август, а значит, уже в ближайшие дни мы станем свидетелями очередного великого "свершения" действующего правительства – широкой общественности будут презентованы результаты так называемой, "общенациональной (всеукраинской) нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения". Попробуем разобраться, что скрывается за столь пафосным набором слов.

Хотя большая часть земель сельскохозяйственного назначения нашей страны, благодаря "вечному" мораторию, не является полноценным объектом товарно-денежных отношений, оценивать ее в деньгах все равно надо. Например, чтобы было с чего взимать земельный налог, арендную плату за государственные земли, пошлину при сделках и прочие налоговые платежи. Для этих целей в Украине исторически применяется некий загадочный суррогат стоимостной оценки земли под названием нормативная денежная оценка. Проведена эта самая оценка была в далеком 1995 году. Экономическая база для расчетов была еще более древней – экономическая оценка земель колхозов и совхозов Украинской ССР, датируемая 1988 годом. В дальнейшем, оценку ежегодно индексировали на основе индекса потребительских цен.

В достаточно узких академических и профессиональных кругах разговоры о необходимости переоценки сельскохозяйственных земель велись давно. Но утвердить правительственным постановлением разработанную еще в 2012 году новую методику оценки никак не получалось: то "злочинна влада" рухнула, то правительства менялись, то министр в отставку уйдет... Казалось, эта бюрократическая канитель круговых пересогласований никогда не закончится.

Но вот, в 2016 году, внезапно наступил долгожданный период политического штиля. Новую методику нормативной оценки сельскохозяйственных земель, изрядно "подшаманенную" в тиши министерских кабинетов, наконец одобрило правительство. Казалось бы, проблема решена. Все, кто хотел бы "обновить" оценочные показатели своих земель, отныне смогут это беспрепятственно сделать. Тем более, что методику специально упростили таким образом, чтобы ее беспрепятственно можно было проводить на базе имеющихся в распоряжении государственных органов сведений о почвенном покрове сельхозугодий или даже при полном их отсутствии. Но это только на первый взгляд.

Как известно, нынешнее правительство, впрочем, как и любое другое правительство независимой Украины, обожает реформаторские подвиги. Понятное дело, что эти самые подвиги надо совершать очень аккуратно – не дай Бог, невзначай нарушить стабильность устоявшихся в государстве финансовых потоков. Но вот если под видом подвига можно не только с важным видом попиариться перед телекамерами, но и походу освоить пару-тройку сотен миллионов бюджетных гривень, тут героизм подвига моментально возрастает до немыслимых высот.

Нынешнее правительство, впрочем, как и любое другое правительство независимой Украины, обожает реформаторские подвиги. Понятное дело, что эти самые подвиги надо совершать очень аккуратно – не дай Бог, невзначай нарушить стабильность устоявшихся в государстве финансовых потоков

Что же произошло с оценкой? К сожалению, не найдя более ярких поводов для освоения средств налогоплательщиков в 2018 году, новой жертвой реформаторских потуг правительства была избрана нормативная оценка сельскохозяйственных земель. Цель была заявлена, как всегда, благородней некуда – "осчастливить" новой оценкой всех владельцев и пользователей сельскохозяйственных земельных участков. Поэтому, несмотря на явные юридические шероховатости и то, что обывателям эта самая оценка в основном "до лампочки" (земельный налог платит крайне незначительный процент населения), а агробизнес за оценку своих земель обычно платил сам (тем более, что по новой методике ему сделали "подарок" и несколько уменьшили базу налогообложения), неукротимой решимости правительственных реформаторов освоить бюджетные средства можно было только позавидовать.

Далее обычно прижимистый Минфин в проект государственного бюджета на 2018 год внезапно заложил на земельную реформу совершенно астрономическую сумму в 452 млн грн, а Верховная Рада, не особо сопротивляясь, эту сумму утвердила.

В начале года перед реформаторами возникла следующая проблема: в Украине есть тысячи компаний, которые по закону имеют право проводить нормативную оценку земель. Но игры с Prozorro тут были явно ни к чему – набежавшие частники могли бы "сбить" цену до неприличия – благо, практически все необходимые для проведения оценки исходные данные умудрились оцифровать еще во времена "преступной власти", а освоить видимо хотелось всю сумму, предусмотренную государственным бюджетом.

Поэтому волевым решением правительства (ведь решимости нам не занимать!) было применено уникальное "ноу-хау", которое, скорее всего, в ближайшие годы войдет в учебники по основам бюджетирования, – вместо публичной закупки все соответствующие бюджетные ассигнования решили "передать" определенному Госгеокадастром субъекту хозяйствования "на безвозвратной основе". То есть, по-простому, подарить. Ну а встречным подарком субъекта хозяйствования государству, очевидно, должна была бы стать эта самая "общенациональная оценка"…

Обычно прижимистый Минфин в проект государственного бюджета на 2018 год внезапно заложил на земельную реформу совершенно астрономическую сумму в 452 млн грн, а Верховная Рада, не особо сопротивляясь, эту сумму утвердила. В начале же года перед реформаторами возникла следующая проблема: в Украине есть тысячи компаний, которые по закону имеют право проводить нормативную оценку земель

Ну что же, семь месяцев, отведенные на выполнение "работ", промелькнули как один. А теперь, наконец, мы сможем оценить все величие очередного реформаторского свершения.

Во-первых, актуальность оценки, которая раньше базировалась на показателях экономической оценки 1988 года, а теперь базируется на показателях бонитировки (балльная оценка качества земли по ее свойствам. - Ред.) 1993 года, совершила сумасшедший "рывок вперед". И не пугайтесь, что это цифры двадцатипятилетней давности, ведь используемые для оценки сведения о почвенном покрове еще старше – массовые обследования проводились в советское время с 1960-х по 1980-е года. Во-вторых, разочарую либерально настроенных граждан, наивно полагающих, что эта оценка понадобится для запуска рынка сельскохозяйственных земель – "нормативная оценка" никогда и никак не была связана с реальной рыночной стоимостью земель, посему использование ее в качестве ориентира для рыночных транзакций ничего кроме вреда не принесет. В-третьих, снижение показателей денежной оценки земель по новой методике, станет неприятным сюрпризом для органов местного самоуправления и обычных граждан, передающих свои паевые участки в аренду. В первом случае, снизятся соответствующие бюджетные поступления от платы за землю, а во втором – доходы от арендной платы, которая традиционно привязана к нормативной оценке участка.

А теперь о хорошем. Несмотря на стремительное ухудшение государственных финансов в текущем году, "подарок" в более чем 300 млн гривен найдет своего счастливого обладателя. Будут проведены пресс-конференции и презентации, на которых обыватели с удивлением узнают, что им стало жить еще лучше, а электронные сервисы государственного земельного кадастра достигли новых высот. Чудаковатому МВФ мы отчитаемся, что стали еще на шаг ближе к запуску рынка сельскохозяйственных земель.

И самое главное забыл – про многострадальную оценку сельхозземель руководитель профильного министерства написал кандидатскую диссертацию. На днях будет защита. И, наверное, надо пожелать ему удачи и всяческих успехов. Ведь, в конце концов, это, возможно, одно из наиболее дорогостоящих диссертационных исследований в области экономики за всю историю Украины.