"Больно, но запас есть". Дорогой газ угрожает бизнесу Фирташа и Коломойского. ОПЗ уже стал
20 сентября Одесский припортовый завод (ОПЗ), один из крупнейших в Украине производителей минеральных удобрений, объявил о выходе на простой. Официальная причина – высокая цена газа в Украине и низкая стоимость продукции ОПЗ - аммиака и карбамида – на мировом рынке.
ОПЗ – не единственный, по кому бьют высокие цены на газ. С похожей проблемой столкнулся практически весь украинский бизнес: энергетики, аграрии, металлурги, производители строительных материалов и стекла.
По данным Украинской энергетической биржи (УЭБ), в сентябре средняя цена газа для бизнеса достигла рекорда за историю независимой Украины – 18 468 грн за тыс. кубометров.
Этот же объем фьючерсного газа в октябре – на 55% выше, или 28 638 грн. Это в четыре раза дороже, чем в январе 2021 года.
LIGA.net разбиралась, что происходит с ценами на газ, почему остановился ОПЗ и кто еще может последовать его примеру.
Снова простой
Одесский припортовый объявил о выходе на простой 20 сентября. Это вторая приостановка работы ОПЗ за последние три года – в августе 2019-го завод возобновил производство карбамида и аммиака после более чем годовой паузы. Запустить производство помог контракт с частной компанией Агро Газ Трейдинг (АГТ) бизнесменов из Донецка и Белой Церкви Владимира Колота и Александра Горбуненко.
Малоизвестный трейдер с лета прошлого года работает с ОПЗ по давальческой схеме – поставляет газ и самостоятельно занимается продажей продукции. Работать без посредников завод не может из-за крупных долгов перед группой Ostchem Дмитрия Фирташа и НАК Нафтогаз Украины.
Пока стоимость газа на европейском рынке была относительно низкой, партнерство приносило дивиденды. Трейдер зарабатывал на разнице: покупал газ для ОПЗ подешевле, продавал удобрения – подороже. По такому принципу в 2020 году АГТ заработала 5,6 млрд грн дохода и 115 млн грн чистой прибыли. ОПЗ везло меньше. При выручке в 2,3 млрд грн завод показал 1,2 млрд грн убытка.
Осенью 2021-го эта схема рассыпалась. Основная причина – высокие цены на природный газ в Украине и мире. В себестоимости азотных удобрений, в зависимости от вида продукции, газ может занимать 60-90%. Из-за этого давальческий поставщик газа стал недоплачивать предприятию за продукцию, говорится в релизе ОПЗ.
Так, к сентябрю у АГТ накопилось 140 млн грн долга перед производителем удобрений.
"Как следствие, у ОПЗ возник долг перед газораспределительной компанией Одессагаз. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, менеджмент завода принял решение остановить предприятие, чтобы предотвратить излишнее расходование оборотных средств", – отмечается в сообщении ОПЗ.
Возобновить производство на ОПЗ обещают к 1 ноября, когда место Агро Газ Трейдинг займет новая компания – малоизвестный офшор из Сингапура - Dachex Shipping Ltd. Но остановки можно было избежать, считает директор компании Инфоиндустрия Дмитрий Гордейчук. По его данным, действующие цены на мировом рынке удобрений вышли на пик – от $310 за тонну аммиачной селитры до $400-585 за карбамид и аммиак.
"Производство удобрений будет не рентабельно после цены – 25 000 грн за тыс. кубометров газа", – говорит Гордейчук. На этом основании он полагает, что остановка ОПЗ - политический фактор. Выход на простой и появление с ноября нового контрагента глава Инфоиндустрии связал со слухами о возможной отставке первого помощника президента Сергея Шефира. Собеседники УП и НВ приписывают ему влияние на Одесский припортовый завод и Энергоатом.
В самом трейдере нынешние события называют форс-мажором и обещают "выполнить условия договора после стабилизации рынка газа". Победу сингапурской Dachex в новом конкурсе в июле этого года АГТ уже обжаловали в суде.
Газовый кризис
Проблемы ОПЗ – не уникальны. С аналогичной ситуацией столкнулись и другие предприятия Европы. О планах сократить свое производство из-за высоких цен на природный газ уже объявили два химических гиганта – британский концерн CF Industries Holdings и норвежская Yara International.
Этот же сценарий рассматривают предприятия из двух других отраслей: металлурги из ассоциации UK Steel и энергокомпания Centrica, пишет газета Financial Times.
Эти же угрозы касаются и Украины. Чем выше цена на газ для бизнеса, тем дороже себестоимость производства товаров, где его применяют. А это, в свою очередь, ускоряет инфляцию (рост цен на потребительские товары) и снижает конкурентность украинских производителей, рассказывает глава аналитического отдела Concordе Capital Александр Паращий.
Согласно с данными Украинской энергетической биржи (УЭБ), в сентябре средняя цена газа для промышленности стала наивысшей за всю историю независимой Украины – 18 468 грн за тыс. кубометров. Стоимость природного газа в Украине растет с июля 2020 года. За это время цена тысячи кубометров выросла более чем на 14 000 грн.
В октябре может быть еще выше. На УЭБ газ с поставкой в октябре продают за 28 638 грн за тыс. кубометров. Это в четыре раза больше, чем в январе 2021 года. Учитывая скорое начало отопительного сезона, ожидать резкого отката цен на газ в Украине не стоит.
По данным товарной биржи Ice Future, за 10 месяцев 2021 года, природный газ для европейских потребителей подорожал в четыре раза. Например, на 21 сентября фьючерсные контракты с поставкой в октябре стоят $900 за тысячу кубометров. Примерно столько же стоят фьючерсы на ноябрь.
Среди главных причин роста опрошенные LIGA.net аналитики выделяют рекордно низкие запасы в подземных хранилищах газа (ПГХ) Европы, высокий спрос, инфляцию и сокращение поставок из России, США и стран Восточной Азии.
Кто следующий: Ахметов, Коломойский или Фирташ?
"Если газ будет стоить дороже 20 000 грн за тысячу кубометров, зависимые предприятия будут экономить и снижать производство", – считает директор Expo Consalting Геннадий Кобаль. Хотя для большинства производителей, кроме химиков, газ – лишь отчасти влияет на себестоимость, отмечает старший аналитик Adamant Capital Константин Фастовец.
Более того, эффект от подорожания газа может произойти не сразу, все зависит от торговой стратегии предприятия: покупает завод газ по длинным контрактам и фиксированным ценам или на спотовом рынке, где стоимость топлива меняется каждый день, говорит Фастовец.
Кому, кроме ОПЗ, может грозить остановка?
"Подорожание газа затронет всех, где высокая доля газа при производстве", – добавляет Паращий из Concordе Capital. Потенциально, под ударом может оказаться аграрный сектор (производители сахара, муки и т.д.), металлурги, производители цемента, стекольные заводы, производители труб, перечисляет старший аналитик Dragon Capital Денис Саква.
По мнению Фастовца и главного эксперта Департамента финансовой стабильности НБУ Андрея Блинова, больше всех на сегодня уязвимы из-за дорогого газа только химпредприятия – аграрии и металлурги компенсируют высокие цены на газ за счет доходов от экспорта зерновых и руды. А доля газа в себестоимости цемента, после перехода на сжигание угля, относительно низкая: всего 10%, уточнили в Concordе Capital.
"С учетом текущих цен на сталь (Метинвест Рината Ахметова. – Ред.) даже в текущей ситуации металлурги зарабатывают в разы больше, чем в прошлом году", – добавляет Фастовец. EBITDA Метинвеста за первое полугодие 2021-го – $3,7 млрд, чистая прибыль – $2,7 млрд.
А что химики? По словам директора по коммуникациям Group DF Дмитрия Фирташа Олега Арестархова, у химпредприятий, ориентированных на внутренний рынок, пока нет серьезных проблем с газом. Главные риски – у заводов вроде ОПЗ, где подавляющая доля товара уходит на экспорт и конкурирует за потребителя на мировом рынке.
Но если тенденция продолжится, производители удобрений начнут сокращать производство, уверен Гордейчук из Инфоиндустрии. В их числе – пять предприятий Ostchem Фирташа и производитель хлора – предприятие Днепроазот Игоря Коломойского.
Грозит ли им остановка? "Останавливать производство – это очень дорого. Чтобы запустить тот же Днепроазот, нужно вложить $600 000, а в текущих условиях и ценах на газ – более $1 млн. Кто на такое пойдет?" – отмечает директор Инфоиндустрии.
"Нам больно, но у нас еще есть запас прочности", – подтверждает Арестархов из Group DF.
Заплатят все
Опрошенные LIGA.net инвестаналитики уверены: в долгосрочной перспективе влияние дорогого газа на инфляцию в Украине будет минимальным, в пределах прогноза НБУ – до 10% год к году. Одни из главных факторов удержания в Украине инфляции – это стабильность обменного курса и высокие рыночные цены на руду и зерновые, объясняет Фастовец.
Среди других немаловажных факторов он также выделяет повышение в сентябре Нацбанком учетной ставки до 8,5% и регулирование цен для населения на газ и электроэнергию. Это хорошая новость для электората, но плохая в целом для экономики: разница в ценах на газ, тепло и электроэнергию между бизнесом и населением лягут не на потребителя, а на государственный бюджет, считает Фастовец. Но это может вынудить правительство к новым реформам.
"Из зимы энергетики выйдут очень измотанными, с минимальными запасами газа и угля. Это заострит неизбежность повышения тарифов в следующем году. Но в целом к тому времени мировые цены на товары не будут расти так стремительно, и это постепенно будет снижать инфляционное давление. В следующем году есть все шансы вернуться к инфляционной цели НБУ – 5%", – уверен Блинов из НБУ.