Содержание:
  1. Сколько Украина накопила газа и угля в преддверии зимы?
  2. Ставка на импорт: уголь и электроэнергия
  3. Ставка на импорт: природный газ
  4. Риски будущей зимы

Лихорадка на мировом энергетическом рынке в преддверии зимы вызывает беспокойство даже у самых стойких. Это неудивительно: газ на европейском рынке более месяца стоит дороже $1000 за тыс. кубометров, за уголь в октябре просят почти $230 за тонну. Это в четыре-пять раз больше, чем на этот же период прошлого года.

В отопительный сезон Украина входит с самыми низким запасами угля в истории, и, возможно, недостаточными запасами газа, в случае прекращения транзита российского топлива в Европу.

LIGA.net разбиралась, почему так произошло и как власть планирует выйти из энергетического кризиса.

Спойлер – все сложно, но шансы пройти зиму без проблем есть.

Сколько Украина накопила газа и угля в преддверии зимы?

Рынки газа и электроэнергии взаимосвязаны: электроэнергию можно производить как из газа, так и угля. Частично именно благодаря газу прошлой зимой, несмотря на нехватку угля на складах теплоэлектростанций, страна прошла отопительный сезон без отключений электроэнергии потребителям.

По данным Министерства энергетики, по состоянию на 21 октября 2021 на складах ТЭС и ТЭЦ находится почти 593 000 тонн угля. Это в 4,5 раза меньше чем по плану, утвержденному Минэнерго – обязательным для выполнения графиком накопления угля на складах к зиме.

В целом из-за ремонтов и низкого уровня запасов угля на 22 октября в Украине не работают 43 из 69 тепловых энергоблоков, свидетельствуют данные госкомпании Укрэнерго. Например, в холдинге ДТЭК Рината Ахметова и в госкомпании Центрэнерго одновременно стоят по тем или иным причинам по 17 энергоблоков.

Почему генерация не накопила угля?

Если коротко, опрошенные LIGA.net участники рынка и эксперты объясняют это совпадением нескольких обстоятельств – низкие цены на электроэнергию, долг Укрэнерго перед производителями более 11 млрд грн, высокий спрос на электроэнергию в сентябре, логистические проблемы с перевозкой угля по железной дороге, экспорт электроэнергии в Европу на фоне низких запасов угля на складах и падение добычи на госшахтах из-за отсутствия интереса государства к отрасли.

Что с запасами газа? Здесь ситуация лучше. На 21 октября в украинских подземных хранилищах накоплено 18,6 млрд кубических метров газа, свидетельствуют данные оператора "подземки" компании Укртрансгаз. Это 60% от всего потребления газа в Украине в течение года.

Но не весь газ можно использовать, к тому же с каждым днем запасы уменьшаются. Около 4,6 млрд кубометров от всего запаса – это так называемый буферный газ, который нельзя поднять. Еще 2 млрд кубов из подземки, по словам главы НАК "Нафтогаз" Украины Юрия Витренко, по состоянию на 17 октября принадлежали иностранным компаниям. Самые большие объемы иностранного газа, по данным собеседника LIGA.net, знакомого со структурой владельцев закачанного газа в хранилища, приходятся на компании из Венгрии и Словакии.

Из Украины ежесуточно реэкспортируется около 15 млн кубометров в Европу, отмечал 17 октября в эфире телеканала Украина 24 ексголова Нафтогаза Андрей Коболев.

Достаточно ли запасов газа для прохождения зимы? Опрошенные LIGA.net эксперты и участники рынка считают этот запас более-менее достаточным, но в случае если эта зима не будет холодной и транзит газа из России через Украину будет стабильным.

Тем не менее, по прогнозам Коболева, запасы газа в ПХГ могли бы быть больше на 6 млрд кубов, если бы Нафтогаз не провалил летнюю кампанию по закачке.

Нынешний глава Нафтогаза Витренко этого не отрицает. Но обвиняет в этом бывшего члена из команды Коболева, иностранца Отто Ватерландера, который до сентября был исполняющим директором Нафтогаза. Ватерландер, по словам Витренко, будто нарочно ограничил импорт, чтобы сэкономить средства компании.

Ставка на импорт: уголь и электроэнергия

Нынешнюю зиму Украина вряд ли сможет пройти без импорта угля, поэтому ТЭС и некоторым ТЭЦ придется работать прямо с колес, говорит основатель консалтинговой компании "Карбон" и бывший советник главы Фонда госимущества Алексей Козлов.

Как указано в ответе Министерства энергетики на запрос LIGA.net, за счет импорта и внутренних угольных предприятий электростанции получат на протяжении октября-марта 13,1 млн тонн угля из 15,3 млн тонн, необходимых для прохождения зимы. Еще 2 млн тонн министерство "ожидает дополнительно задействовать" в течение отопительного сезона, но кто может поставить этот объем – неизвестно.

Сейчас основные импортные поставки угля в Украине различных марок идут из Казахстана, Польши, США и России, сообщили LIGA.net три собеседника из двух крупнейших энергетических компаний. Среди покупателей, по данным НВ, – холдинг ДТЭК, государственная компания Центрэнерго и Донбассэнерго Максима Ефимова.

Только один ДТЭК, согласно ответу холдинга на запрос LIGA.net, законтрактовал для себя из Польши и США более 565 000 тонн угля. "На этом компания не останавливается и ведет переговоры о дополнительных объемах импорта", – сообщили в холдинге, уточнив, что импортные поставки продолжаются с августа и по действующим контрактам будут до января 2022 года.

LIGA.net также направила информационный запрос в Центрэнерго – это вторая после Донбассэнерго компания с наименьшими запасам угля среди ТЭС – 78 300 тонн. Но на момент публикации ответ так и не получила.

Теоретически, недостаток угля можно будет компенсировать за счет трех источников: сжигания газа вместо угля, повышения производства электроэнергии на АЭС и импорта электроэнергии из Беларуси и России, который запрещен до 1 ноября.

Какой из этих вариантов выберет правительство? Скорее всего два последних. Как уточнил LIGA.net 20 октября в КВЦ "Парковый" президент Энергоатома Петр Котин, в течение трех месяцев – с ноября по февраль – Энергоатом планирует задействовать 14 из 15 энергоблоков. "При необходимости даже 15", – сказал Котин во время рабочего визита на Запорожскую АЭС 18 октября.

В дополнение, по данным двух собеседников LIGA.net, знакомых с планами Кабинета министров, Украина может возобновить импорт электроэнергии из Беларуси уже с ноября. Косвенно о планах правительства может говорить аукцион, который объявило Укрэнерго на 22 октября, на мощности межгосударственного сечения между Украиной Беларусью и Россией.

Функцию трейдера, по словам источников, может выполнять оператор всех атомных электростанций в стране – госкомпания Энергоатом. "Это не будет бизнесом для олигархов. Атом будет контролировать импорт и" работать "на благо страны", – говорит один из собеседников.

Этот вариант устраивает и сам Энергоатом. По словам Котина, если Кабмин даст соответствующее поручение, госкомпания готова начать импорт электроэнергии из Беларуси. "Этот вариант обсуждается. Рассматриваются различные варианты, но это вопрос Кабмина. Скажет – будем", – сказал он.

Ставка на импорт: природный газ

Официально в Укртрансгазе убеждают, что накопленного в ПХГ газа будет достаточно, чтобы без проблем пройти будущую зиму. Главный аргумент – нынешние запасы  существенно выше, чем несколько прошлых зим до этого.

Но этот оптимизм разделяют не все.

"Имеющийся запас газа дает надежду на стабильное прохождение зимы. Но все равно при таких запасах остается риск, что в случае низких температур, скажем в феврале-марте, суточный дефицит ресурса может составить от 8 млн до 30 млн кубов в сутки", – считает председатель Ассоциации поставщиков энергоресурсов Артем Компан.

В чем проблема? В технических возможностях ПХГ. Из "подземки" можно скачивать ежесуточно до 1% газа от всего объема запасов, максимум – 160 млн кубометров, объясняет бывший замглавы департамента по энергоэффективности Нафтогаза Алексей Хабатюк. "Только на одних" подземках "зиму не пройти. При низкой температуре потребление газа может подскочить до 200 млн кубов в сутки", – добавляет он.

"Ходить по лезвию ножа". Украина опять не готова к зиме. Почему так и на что надеяться

Сценарий холодной зимы не исключают в Министерстве энергетики и в Нафтогазе. Но советуют не паниковать. По словам Витренко, в случае необходимости Нафтогаз может импортировать ежесуточно до 30 млн кубометров газа из Польши, Венгрии и Словакии.

"Если нам не хватает по 20-30 млн кубометров в сутки, у нас есть своя добыча (50 млн кубов в сутки. – Ред.), есть мощности для импорта из Европы. Более того, мы можем снижать давление в магистральной трубе, куда влезает 1 млрд кубометров. Если это на пару дней – это не проблема", – уверял Витренко в эфире телеканала Украина 24 17 октября.

Риски будущей зимы

Как Украина пройдет следующий отопительный сезон? "Это как ходить по лезвию бритвы – все зависит от того, как будут проходить поставки угля, какая будет погода, как будут работать атомные и теплоэлектростанции и будет ли транзит газа из России в Европу через Украину", – считает Хабатюк. Поэтому поводов для волнений хватает.

По словам бывшего топ-менеджера НАК, если Россия резко прекратит транзит газа через Украину, в ПХГ и украинской ГТС может уменьшиться давление. Поэтому пропускная способность "подземки" может стремительно снизиться, вместе с тем некоторые города на востоке Украины могут остаться без газа, а сама страна потеряет возможность импортировать газ из Европы в режиме виртуального реверса.

В таком случае правительству придется ограничивать потребление газа, и, вероятно, снова проводить акцию "прикрути", как это было в 2018 году. Этот же сценарий грозит Украине если в марте ударят сильные морозы и продержатся две недели, допускает собеседник LIGA.net в Нафтогазе.

Более того, по словам Козлова, в мире сейчас наблюдается дефицит угля: из-за внутренних проблем Китай скупает уголь где может по любой цене. Опыт прошлой зимы показывает, что при наличии проблем с запасами угля теплоэлектростанции могут практически свободно пойти в аварийный ремонт, чтобы не использовать дорогой газ.

Даже 22 октября, когда спрос на электроэнергию не столь сильный, как в пик зимы, 10 тепловых энергоблоков "стоят" в аварийном ремонте.

"Ходить по лезвию ножа". Украина опять не готова к зиме. Почему так и на что надеяться
null

Из-за этого даже малейшие проблемы с углем могут стать поводом для аналогичных действий в будущем. Хотя в Минэнерго обещают "очень жестко отвечать на любые демарши со стороны производителей".

"У нас есть все возможные механизмы для жестких мер по отношению к таким теоретическим демаршам. И поверьте, они будут очень жесткими", – говорил Галущенко на одном из энергетических форумов 11 октября.