Сеть АЗС SunOil переживает непростые времена. По данным enkorr, ряд заправок сети остановились из-за перебоев с поставками дизеля, автомобильного газа и бензина. SunOil – самая большая в Украине сетей АЗС-лоукостеров, она  насчитывает 140 комплексов по всей стране. Это около 2% рынка. Что происходит и сможет ли АЗС возобновить работу?

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ. По данным enkorr, АЗС SunOil частично заморожены с 24 января. Причина – перебои со снабжением топливом: простаивают заправки в Чернигове, Одессе и Херсоне, продолжают работать – в Харькове.

В качестве доказательств издание опубликовало несколько фотографий. На них видно, что некоторые АЗС SunOil частично или полностью остановились: на заправках не было ни бензина, ни дизеля, ни автомобильного газа. Другой информации издание не давало.

"У нас проблемы с поставщиками. Работают только магазины", – подтвердили LIGA.net в колл-центре компании. По словам директора по маркетингу SunOil Людмилы Тибольчук, проблемы АЗС временные, в простое находятся не все АЗС компании, а только часть.

"Это заправки, которые в аренде. Остальные – полностью работают, там есть горючее", – убеждает Тибольчук. Больше деталей она пообещала 31 января. В этот день, по ее словам, владельцы АЗС договорились опубликовать заявление, в котором будет ответ на все вопросы. О чем идет речь – не уточнила, поблагодарила и бросила трубку.

КОНТЕКСТ. SunOil – сеть АЗС-лоукостеров, созданная в 2014 году. Компания входит в топ-10 самых больших по количеству АЗС в Украине. 140 автозаправочных комплексов расположены под Киевом, в Кривом Роге, Харькове, Одессе, Виннице и других областных центрах страны. Компания фигурирует в ряде уголовных производств Офиса Генеральной прокуратуры: АЗС подозревают в производстве/торговле некачественным горючим и в уклонении от уплаты налогов.

По данным следствия, SunOil имеет разветвленную структуру собственности, в нее входит не менее 11 юрлиц. Основные – Сай Ойл Групп и Торговый дом Сан Ойл. Первая – оператор АЗС, а вторая – трейдер нефтепродуктами. По данным enkorr, 90% сети SunOil состоит из АЗС "Веста", принадлежащей одесскому бизнесмену Сурену Сардаряну. Другие официальные владельцы юрлиц SunOil – киприотка и юрист компании BDSwiss Ирэне Караники и бизнесмен из Донецка Антон Ткаченко.

SunOil связывают с четырьмя мини-НПЗ в Харьковской и Полтавской областях, говорит Сергей Куюн, гендиректор Консалтинговой группы А-95.

ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ. Возобновить работу в АЗС обещают без точной даты – "до конца января". Более точных прогнозов в компании не озвучивают. Куюн к подобным прогнозам относится со скепсисом. По его словам, SunOil еще с осени трясет: компания уже несколько раз сорвала срок оплаты за поставленные ей нефтепродукты, преимущественно сжиженный газ.

"Для рынка это не очень распространенная история. Это может быть связано с тем, что у них просто нет денег. Или не видят смысла в его закупке. SunOil мало продает, и маржа у АЗС с регулированием цен сейчас невысокая", – уточняет директор А-95.

Поэтому он допускает, что SunOil могла остановиться именно из-за проблем с поставщиками. В то же время Куюн не исключает и другой версии. По его информации, между владельцами сети АЗС "всегда были непростые отношения". Поэтому последние новости могут стать концом "этого партнерства", считает он.

"SunOil – не слишком популярна. Например, АЗС группы Приват (занимает 25% рынка, принадлежит Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову. – Ред.) могут продавать по 4000 литров топлива в день. SunOil – по 500-700 литров. Это выгодно, если твой продукт дает высокую маржу. Если нет – в этом нет экономики. Сейчас, чтобы иметь высокую маржу в горючем должно быть что-то безакцизное. Эта система работала много лет, но сейчас что-то в ней сломалось", – утверждает Куюн.

В ходе подготовки материала LIGA.net пыталась получить позицию SunOil и компании Веста. Мы звонили Антону Ткаченко, Вазгену Акопяну и Алексею Лободину, которые в реестре юридических лиц указаны руководителями Торгового дома Сан Ойл, Сай Ойл Групп и Веста. Связаться с ними корреспонденту LIGA.net не удалось. Мы готовы опубликовать позицию компаний, как только она будет.