Северный поток-2 – угроза для Украины. Почему Байден одобрил достройку трубы Путина?
Джо Байден и Ангела Меркель (Фото: EPA/MAURIZIO GAMBARINI)

Что произошло?

21 июля, после пяти месяцев переговоров, США и Германия объявили о крупной политической сделке. Соглашение касается проекта Северный поток-2 – российского газопровода в обход Украины в Европу, способного полностью изменить маршруты поставок газа из России в страны ЕС.

Пакетная сделка состоит из восьми пунктов, которые могут защитить Украину от полномасштабной агрессии России и позволят модернизировать украинскую газовую инфраструктуру в обмен на достройку российского газопровода в Балтийском море, отмечается в общем заявлении Государственного департамента США и МИД Германии.

Читайте также: Северный поток-2. Что это за проект и чем он опасен для Украины

О чем конкретно договорились США и Германия? Главные для Украины пункты – политические и носят, скорее, декларативный характер. Например, Германия, как главный союзник России по проекту, обязалась использовать все доступные рычаги влияния, чтобы Газпром продлил еще на 10 лет транзитный контракт с НАК Нафтогаз Украины после 2024 года. Объемы транзита – не указаны.

Более того, правительство ФРГ пообещало ограничить экспортные поставки газа из России в страны Европы, если Кремль "попытается использовать энергию в качестве оружия или совершит дальнейшие агрессивные действия против Украины". "Это обязательство призвано гарантировать, что Россия не будет злоупотреблять никакими трубопроводами, в том числе Северным потоком-2, для достижения агрессивных политических целей", – говорится в заявлении внешнеполитических ведомств двух стран.

Среди обещаний есть и экономическое партнерство. Германия обязалась создать и управлять при политической поддержке США специальным "Зеленым фондом Украины" на $1 млрд, куда внесет не менее $175 млн. Еще $70 млн Германия может выделить в фонд специального представителя в Украине, который будет помогать развивать в стране "зеленую" энергетику и сферу энергоэффективности.

Немцы также пообещали "приложить усилия по защите и увеличению пропускной способности обратных потоков газа в Украину" из Европы и помочь интегрировать энергетическую систему страны в европейскую электрическую сеть.

Читайте также: Северный поток-2. Почему Меркель защищает газопровод Путина от санкций США. Разбор

Почему это важно для Украины?

По оценке главы Оператора ГТС Сергея Макогона, при запуске СП-2 и остановке транзита через Украину, прямые и непрямые потери страны составят $5-6 млрд в год.

В эту сумму топ-менеджер включил потерянный доход страны от транзита газа в Европу и дополнительные траты украинских потребителей из-за подорожания топлива после изменения маршрута поставок. Похожую сумму озвучила LIGA.net и Елена Павленко из Dixi Group.

Аналогичные проблемы могут затронуть и страны Восточной Европы, считает Макогон. По его словам, вся текущая газовая инфраструктура ЕС построена на транспортировке газа именно со стороны Украины, поэтому за газ из Северного потока-2 придется платить больше, чем – из украинской ГТС.

Этот же фактор может вызвать в странах-соседях Украины "сложности с транспортировкой", а у Украины может пропасть возможность импортировать газ из Европы по реверсному режиму. В таком случае, по всей территории Украины может возникнуть дефицит газа в зимний период, если не закачивать каждый год к отопительному сезону в подземные хранилища от 17 до 20 млрд кубов топлива.

Чего хочет Украина?

В общем заявлении министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба и Польши Збигнев Рау называют Северный поток-2 угрозой безопасности не только Украины, но Европы. А строительство газопровода на фоне вторжения России и аннексии украинской территории, "создало политический кризис" в ЕС.

"Такое решение создало дополнительные политические, военные и энергетические угрозы для Украины и Центральной Европы в целом. В то же время, оно увеличивает возможности России оказывать деструктивное влияние на безопасность в Европе, углубляет разногласия между государствами-членами НАТО и ЕС", – заявили Кулеба и Рау.

Что могло бы устроить Украину? С экономической точки зрения – новый 15-летний транзитный контракт на прокачку 45-50 млрд кубометров газа ежегодно, говорил глава компании Оператор ГТС Украины Сергей Макогон в интервью LIGA.net. С точки зрения безопасности – гарантии, что Россия не начнет полномасштабную агрессию против Украины, когда украинская сторона потеряет один из немногих рычагов давления на РФ – транзит газа в Европу, который ежегодно приносит Газпрому миллиарды долларов выручки.

12 июля президент Владимир Зеленский предложил канцлеру Германии Ангеле Меркель перенести переговоры о Северном потоке-2 на площадку нормандского формата. Предложение не получило поддержки, при этом Меркель не исключила, что энергетика может стать одной из тем для разговора, если представители США, Германии, Украины и России соберутся за одним столом.

Зачем России и Германии Северный поток-2, а США – пошли на соглашение?

Северный поток-2 способен полностью изменить маршрут поставок газа из России в Европу и исключить из него Украину. Для этого российский Газпром запустил в обход Украины уже два газопровода в Европу – Северный поток-1 и Турецкий поток из России в страны ЕС через Турцию.

Новый дедлайн для достройки второй нитки "трубы" – конец августа 2021 года – незадолго до парламентских выборов в Германии. С запуском СП-2 Германия станет крупнейшим газовым хабом Европы.

Ранее США были категорически против новой трубы Газпрома. Но после победы Джо Байдена на президентских выборах между США и Германией начались переговоры об ее достройке. Главный аргумент Байдена – трубопровод уже достроен на 99%.

Читайте также: Меркель – Байден – Украина. Как Путин спасает Северный поток-2 (у него может получиться)

Почему США изменили позицию? Одна из самых очевидных причин – рост экономического и политического влияния Китая на мировой арене. В июне 2021 года на саммите НАТО Китай был определен, как системный вызов, который угрожает интересам и безопасности альянса. Месяцем позже Байден и Меркель и приняли Вашингтонскую декларацию, чтобы "защищать демократические принципы и всеобщие права от угрозы, исходящей от Китая".

Игра проиграна?

Сергей Макогон, Вадим Гламаздин и два опрошенных LIGA.net бывших топ-менеджеров Нафтогаза уверены: достройка Северного потока-2 – еще не значит, что Газпром сможет запустить газопровод, закончив строительство. Как минимум до 2024 года на период действия нынешнего контракта с Нафтогазом транзиту газа из России в Европу через Украину ничего не угрожает, считает Макогон.

В тоже время Гламаздин и бывшие сотрудники НАКа не исключают, что Газпром может пойти на провокацию, чтобы создать форсмажорную ситуацию, которою можно будет использовать для давления на Европу ради запуска Северного потока-2. При негативном сценарии, Украина может лишиться транзита, а Нафтогаз – увязнуть в новом арбитражном суде с Газпромом на $12 млрд, говорит другой собеседник LIGA.net из числа действующих топ-менеджеров НАКа.

Впрочем, для Украины еще не все потеряно. По словам Меркель, соглашение с США согласовано лишь с американским правительством, а с Конгрессом США, где у Украины есть двухпалатная поддержка – нет. Этот фактор дает надежду украинскому правительству, что строительство Северного потока-2 еще можно остановить с помощью американских санкций.

В крайнем случае, дополнительным "козырем" в рукаве для Украины может послужить решение суда Европейского союза, который обязал 15 июля Газпром использовать европейское продолжение Северного потока газопровод OPAL лишь на 50%.    

Вердикт суда – настоящий прецедент, который позволит ограничить возможности Газпрома использовать единолично 100% мощности других газопроводов, включая и Северный поток-2, считает Макогон.

Более того, если декларативный меморандум между Германией и США будет реализован без поддержки Украины, правительство ФРГ фактически нарушит статью 274 ассоциации Украины с Евросоюзом, где указано, что при развитии газовой инфраструктуры в Европе, страны ЕС должны учитывать украинские интересы.

По этому поводу министр иностранных дел Украины Кулеба уже пообещал инициировать консультации с Еврокомиссией и Германией.

"Теоретически, в таком случае Европейская комиссия может признать, что условия ассоциации нарушены и создать еще один прецедент. Но механизм таких споров между Украиной и ЕС не урегулирован, а инициатором разборок в судах может быть лишь страна-член ЕС", – говорит Павленко из Dixi Group.