Украина отключилась от энергосистем России и Беларуси. Что будет с электричеством?
Что произошло?
Сегодня в 00:00 Украина отключила свою энергосистему от энергетических систем России Беларуси. Переход в изолированный режим произошел до начала военного вторжения России и предусматривался как эксперимент. Он должен был продлиться с 24 по 27 февраля, был согласован с двумя соседними странами. Также, по словам советника министра энергетики Александра Харченко, о намерениях Украины знали США и страны Евросоюза.
По истечении трех дней энергосистема Украины должна была вернуться в прежний режим – объединившись с российской и беларуской. Эксперимент должен был показать готовность Украины объединиться с энергосистемой Евросоюза в 2023 году.
К этому моменту Украина готовилась пять лет с июня 2017-го. И решилась на него вопреки многим опасным факторам: ни обстрелы Луганской ТЭС, ни кибератаки на украинские электростанции, банки и правительственные сайты, ни даже введение военного положения из-за военной атаки РФ, планов украинской стороны не сорвали.
По состоянию на 8:30, согласно данным Укрэнерго, энергосистема Украины работает в нормальном режиме, частота стабильная – 50 Гц. ОЭС Украины и "остров Бурштынской ТЭС" синхронизированы в единую энергосистему, работающую автономно в едином блоке регулирования с энергосистемой Молдовы. НЭК "Укрэнерго" совместно с правоохранительными органами усилило их охрану и приняло дополнительные меры кибербезопасности для защиты ИТ-инфраструктуры компании.
Что это значит – мы обрезали электрические провода на границах с Россией и Беларусью?
Нет. "Отсоединение" чисто техническое. Простыми словами, Украина отключила несколько линий электропередач на своих пограничных подстанциях из России и Белоруссии. Единственное исключение – временно оккупированные территории Крыма и Донбасса. Они продолжают работать в обычном режиме, объединенные с энергосистемой восточного и северного соседей Украины.
Чтобы завершить выход в "изолированный режим" оператор энергорынка Укрэнерго, объединил две обособленные энергетические системы Украины – ОЭС Украины (покрывает 96% страны) и так называемый Бурштынский энергоостров (Закарпатская, Львовская и Ивано-Франковская области, в отличие от ОЭС Украины, синхронизированный с энергетической системой Европы).
Пока будет действовать "изолированный режим", Украина не сможет импортировать и экспортировать электроэнергию. Также страна не сможем просить об аварийной поддержке при аварийной ситуации у соседей – ни у России, ни у Беларуси, ни у Венгрии и Словакии. Только – у Молдовы, она вместе с Украиной ушла в "изолированный режим".
Каковы риски? Мы точно к этому готовы?
100% гарантия не существует. По крайней мере, никто из двух опрошенных экспертов и двух участников энергорынка их не дает. По словам Алексея Хабатюка, экс-замглавы департамента НАК Нафтогаз Украины по энергоэффективности, "изолированный режим" – это чувствительное для Украины время.
Чтобы минимизировать все риски, Украина готовилась к этому заранее: накопила на складах ТЭС и в портах более 1 млн тонн угля, рассчитала ремонтную кампанию на АЭС так, чтобы в этот период работало 13 атомных энергоблоков одновременно.
Этого может быть достаточно, чтобы пройти три дня "изолированного режима" без перебоев. Но в действительности существуют угрозы гораздо более серьезные. По мнению Хабатюка, учитывая последние события на Донбассе, от России следует ожидать худшего: риск, что она попытается "расшатать" нашу энергосистему, сейчас высок.
"Обстрел Луганской ТЭС, главного источника электроэнергии для области – прямое тому доказательство. Также под угрозой удара может оказаться Кураховская ТЭС – она в 30 км от Марьинки, куда потенциально могут достать "грады" или дальнобойная артиллерия", – уточняет он.
Кроме того, Харченко и Хабатюк не исключают, что Россия продолжит кибератаки на украинские инфраструктурные объекты или попытается устроить диверсию на одной из подстанций или электростанций. Эту опасность понимают как правоохранительные органы, так и Укрэнерго с другими участниками рынка.
По словам собеседника LIGA.net в топ-менеджменте Укрэнерго, компания ввела усиленный режим "определенных объектов и линий электропередач", изолировала свою кибербезопасность от внешнего вмешательства. Аналогично сделал Энергоатом, ДТЭК, Укргидроэнерго и Донбассэнерго.
СБУ, Национальная полиция и Нацгвардия уже объявили об усилении охраны всех энергетических и промышленных объектов страны со стратегическим значением. На период действия "изолированного режима" под охраной силовиков будут находиться более 100 энергетических объектов инфраструктуры.
Достаточно ли этого, чтобы избежать рисков? "Проблема терактов в том, что им трудно противодействовать даже Европе, США и Израилю", – считает Хабатюк. Поэтому при самом худшем сценарии, отключений электроэнергии потребителям не избежать.
В стране восьмой год – война, введено чрезвычайное, а теперь и военное положение. Зачем было рисковать?
Выход в "изолированный режим" – это стандартное и запланированное мероприятие. В этом году их должно быть два – первый зимой, второй – летом. Это один из необходимых технических шагов для объединения энергетических систем Европы и Украины в 2023 году. Об этом еще в 2017 году договорилось Укрэнерго с консорциумом ENTSO-E – сетью операторов энергетических систем Европы.
Во время "изолированного режима" Укрэнерго должно протестировать украинскую энергетическую систему на гибкость. Цель тестирования – продемонстрировать европейским коллегам ее надежность и способность поддерживать необходимую частоту 50 Гц в разных режимах работы, пояснили в Укрэнерго. От собранных данных будет зависеть, объединятся энергетические системы Украины и Европы или нет.
"Работа в изолированном режиме – это определенный стресс-тест для энергетиков. В таком режиме держится больший объем резервов, таким образом вы сводите к минимуму риски неожиданных аварий и отключений электроэнергии потребителям. Резервные мощности смогут быстро подхватить систему", – объясняет Харченко.
Теоретически Россия и Беларусь могут отказаться "принимать Украину обратно" в свою энергосистему, предполагает директор компании "Август" Ирина Береснева (Август – один из поставщиков электроэнергии в Украину для промышленности).
Такой риск не исключают ни Хабатюк, ни Харченко, ни собеседник в Укрэнерго. Особенно – на фоне объявления войны Россией против Украины. В таком случае страна будет работать в "изолированном режиме" еще как минимум 10 месяцев – пока не синхронизируется с энергосистемой стран Европы.
А что будет с ценами на электроэнергию? Это как-нибудь на нее повлияет?
Во время "изолированного режима" два рынка энергетической системы Украины соединятся. Это значит, что на Бурштынском энергоострове, где, как правило, цены на электроэнергию выше, чем в другой части Украины, стоимость энергоресурсов будет дешевле.
"На три дня людям в Бурштыне повезет. Потом все вернется назад. У них рынок маленький, контролируемый одной компанией (ДТЭК. – Ред.), вы же понимаете – монополия есть монополия", – говорит Харченко. Других сюрпризов для потребителей прогнозировать он не стал.
Мнение Харченко подтверждают данные ГП "Оператор рынка". По данным госкомпании, 24 февраля стоимость электроэнергии ОЭС Украины упала на 7%, до 2155 грн за кВт-час.
Это на 372,42 грн меньше, чем стоила электроэнергия на Бурштынском энергоострове 23 февраля.
"Лично у меня нет никаких опасений, что цены могут вырасти. Почему они должны вырасти, если на рынке цены зарегулированы?", – удивляется Харченко.
Что дальше? Представим, что эту зиму мы прошли, каковы шансы, что Украина войдет в энергетическую систему Европы?
Шансы есть, но 100% гарантий, что это произойдет уже в 2023 году, нет. По данным собеседника LIGA.net, который принимал участие в переговорах с ENTSO-E, у европейцев были определенные сомнения: они опасались, что у Украины недостаточно маневренной энергосистемы, плюс синхронизация еще больше может разозлить Россию.
"У европейцев действительно были определенные опасения. Пришлось потратить время, чтобы объяснить, что Украина к изолированному режиму готова. Когда мы показали реальную картину, все опасения были сняты", – говорит Харченко.
По его словам, ENTSO-E еще несколько лет назад провел анализ работы украинского энергетического рынка, показавший, что будущее объединение энергосистем пойдет на пользу каждому. Например, для Украины это возможность не только ускорить интеграцию в Евросоюз, но и повысить конкуренцию на своем энергорынке.
Выиграют и сами европейцы. По словам Харченко, до 2040 года Румыния и Венгрия будут испытывать дефицит электроэнергии из-за отсутствия собственных электростанций. Синхронизация в перспективе позволит украинским АЭС увеличить собственное производство и экспорт излишка электроэнергии на внешние рынки.
"От этого выигрываются все", – считает Ирина Береснева из компании "Август". Но сможет ли Украина довести эту реформу до конца, учитывая, что еще в начале 2000-х подобные планы сорвались? "Тогда от синхронизации отказались по политическим причинам. Сейчас уже другая политическая ситуация", – убежден Харченко.