На прошлой неделе стало известно, что оператор системы распределения информировал госпредприятие Восточный горно-обогатительный комбинат (ВостГОК) об отключении его от всех точек распределения электроэнергии. Причина – долг за потребленную электроэнергию в размере 73,7 млн грн.

Последствия такого шага могут быть ужасающими: аварийная остановка предприятия, затопление урановых шахт и потеря экологического контроля над радиоактивными отходами переработки урановых руд.

Отключения пока не произошло, а руководство ВостГОК и трудовой коллектив обратились с письмами к вио министра экоэнергетики Ольге Буславец с просьбой вмешаться в ситуацию и повлиять на НАЭК "Энергоатом", который, в свою очередь, с существенными задержками платит госкомпании за поставленную продукцию – концентрат урана по договору от 22 ноября 2019 года.

Читайте также - Майнинг криптовалют на Энергоатоме - хорошая инициатива. Нет никаких спекуляций

На ВостГОК работает около 5 000 людей, часть персонала – шахтеры урановых шахт. Задолженность по заработной плате достигла уже 90 млн грн, а общая сумма неполученных платежей за март-апрель 2020 года составляет 335,6 млн грн.

Ситуация накалена до предела. Вот-вот произойдет социальный взрыв. Минэкоэнерго должно немедленно вмешаться и предложить пути решения финансирования ВостГОК.

Поскольку Энергоатом - основной покупатель продукции ВостГОК, отсрочка платежей с его стороны возникла потому, что у него нет финансовых ресурсов из-за долгов перед ним со стороны госпредприятия Гарантированный покупатель (ГарПок, до реформы – госпредприятие Энергорынок. – Ред.).

В соответствии с постановлением Кабинета министров, на Энергоатом возложено выполнение так называемых специальных обязательств для компенсирования разницы между рыночной ценой на электроэнергию и тарифами для населения.

Читайте также - Год президента Зеленского: не сдал Украину России, но провалил кадровую политику

В связи с этим, Энергоатом обязали продавать электроэнергию Гарантированному покупателю по цене 56,7 коп за 1 кВт-ч, и эта цена, увы, не включает расходы на диспетчеризацию для Укрэнерго и акциз.

Утверждая финансовый план в 2019 году, правительство рассчитывало, что, продавая электроэнергию на таких сегментах рынка как на сутки вперед и внутрисуточном рынке, в итоге средняя цена для Энергоатома за 1 кВт-ч его электроэнергии выйдет по 90 коп. 

Но просчитались… Средняя цена едва достигает 70 коп. 

С начала года ГарПок задолжал Энергоатому около 5 млрд грн. Понятно, что страдает не только Энергоатом, но и все его поставщики. Готовящиеся Антикризисным энергоштабом решения  снизить до 80% обязательство продавать ГарПоку электроэнергию, вряд ли спасет финансовую разбалансированность НАЭКа. Проблемы будут нарастать и в самом Энергоатоме, и смежных отраслях экономики, поскольку неплатежи за уже поставленное оборудование, уран и услуги ставят под угрозу полноценное функционирование предприятий разного профиля. 

Хотя, замечу, что Энергоатом при плане за четыре месяца в 4,618 млн грн, переплатил налогов в бюджеты всех уровней на 750 млн грн больше. Правда, интересная  история?

Осенью 2019 года, состоялся пленум Атомпрофсоюза, на котором присутствовал первый замминистра энергетики и защиты окружающей среды Виталий Шубин, курировавший на то время вопросы атомно-промышленного комплекса и ядерной энергетики. Профсоюзные активисты с ВостГОК подняли вопрос о целесообразности существования эдакой надстройки над ВостГОК – госконцерна Ядерное топливо. Когда концерн создавался, речь шла о создании завода по фабрикации ядерного топлива в Украине по российской технологии. Исходя из этой логики, в концерн влили ВостГОК. 

Читайте также - Славянский шкаф Дмитрия Гордона

Но с началом российско-украинской войны, проект умер окончательно. И теперь эта надстройка потеряла всякий смысл. Особенно, исходя из того, что финансировать ее должен ВостГОК, который три последних года еле выживает сам. 

Шубин тогда публично обещал рассмотреть этот вопрос. Но дело с ГК "Ядерное топливо" не сдвинулось с мертвой точки. Пользы от концерна абсолютно никакой. Помощи в решении вопроса финансирования ВостГОК из госбюджета для развития уранодобычи на новых месторождениях так же нет.           

Ситуация требует немедленного разрешения. Необходимо задействовать резервный фонд правительства для выплаты заработной платы сотрудникам ВостГОК. А также ликвидировать бесполезную надстройку над ВостГОКом - госконцерна Ядерное топливо.  В сегодняшнем кризисе финансировать бесполезную структуру – это непозволительная роскошь.