Инфляция в еврозоне в марте достигла 7,5%. Это очень много, учитывая, что целевой показатель составляет 2%.

В феврале рост цен составил 5,9%, а Европейский центральный банк прогнозировал, что за весь 2022 год цены вырастут на 5,1%.

Ну а уже сейчас, только месяц спустя, кажется, что этот прогноз слишком оптимистичен. Европейская инфляция в марте достигла рекордных значений, прежде всего благодаря росту цен на углеводороды (44,7%). И, конечно, такое положение дел сдерживает европейских политиков от моментального введения эмбарго на российские нефть и газ. Но так ли уж нереально для Европы отказаться от импорта энергоносителей из России?

Для нас этот вопрос чрезвычайно важен. Ведь, по оценкам Bloomberg, только в этом году, несмотря на санкции, Россия получит от продажи нефти и газа примерно $312 млрд, из которых продажи газа в Европу составят $127 млрд. Такие поступления помогут РФ сохранить профицит текущего счета и поддержать курс рубля.

Очевидно также, что миллиарды будут потрачены на поддержку армии. И в этой ситуации становится очевидным, что желание цивилизованного мира "поставить Россию на место" должно быть подкреплено не только проявлениями обеспокоенности, но и отказом от покупки нефти и газа.

Оценивая все угрозы, Европейская комиссия недавно обнародовала предложение сократить импорт газа из России примерно на две трети до конца этого года и полностью к 2030 году.

В 2022 году российский газ должен быть на 50% замещен сжиженным газом и на 22,5% энергией из возобновляемых источников. Хорошая стратегия, но насколько реалистична и можно ли перейти на новые источники энергии моментально?

Очевидно, это будет непросто.

Со сжиженным газом есть проблемы, учитывая, что европейская энергетическая инфраструктура строилась как раз в расчете на российские поставки через "трубу". Далеко не вся Европа оборудована LNG-терминалами (лучше строили бы терминалы, чем "северные потоки"), и необходимо несколько лет, чтобы построить их достаточное количество и наладить сеть распространения. Самым вероятным поставщиком должны стать США.

Во-первых, с таким партнером политический риск минимален. Во-вторых, за океаном достаточные запасы газа.

В-третьих, Америка может быстрее всего обеспечить логистику со своей стороны.

Но важно также учитывать, что экспортные возможности США на сегодняшний день тоже ограничены, а для их увеличения нужны годы и капиталовложения. Интересно, что война и объявленное изменение европейской энергетической стратегии может стать хорошим толчком для новых инвестиций в газовую инфраструктуру США. Построение терминалов для экспорта/импорта сжиженного газа не окупится за год, требуются десятилетия.

И в такой ситуации Европа, если заключит долгосрочные контракты на покупку газа, может выступить гарантом для инвесторов и стимулировать создание инфраструктуры. Так что, теоретически, полный отказ от российского газа возможен, а учитывая, что Америка будет заинтересована в этом экономически, то, скорее всего, будет активно поддерживать дальнейшую изоляцию России и эмбарго на ее энергетический экспорт в страны Запада.

Если механизм заработает, несомненно, что Украина от этого только выиграет. Можем, правда, потерять доходы от собственной "трубы", но, по моему мнению, это только к лучшему,  потому что уже много десятилетий наша "труба" только и делает, что развращает власть, сдерживая развитие современной экономики.

Единственное, что, как отмечает Bloomberg, может помешать реализации стратегии с поставками сжиженного газа, – это то, что "континент, вставший на путь декарбонизации, будет вынужден подписать долгосрочные контракты на покупку углеводородов"?!

Та же проблема, что и у президента США Джо Байдена сегодня: "с одной стороны – борьба с климатическими изменениями, с другой – попытки заставить нефтяные компании добывать больше, чтобы снизить цены и преодолеть инфляцию". Но для этого и существуют политики, чтобы найти компромиссы и брать грехи на душу.