Большая политика. Кому нужна приватизация
Фальстарт
Приватизация Одесского припортового завода обещала стать самой громкой сделкой нынешнего года. Если верить ФГИ, к заводу проявили интерес десяток инвесторов, но на покупку они так и не решились. Почему так произошло? "У власти не было сильного желания продать этот объект, а у потенциальных покупателей - покупать потенциально интересное предприятие с большим количеством "скелетов в шкафу", - считает Андрей Беспятов, глава аналитического департамента Dragon Capital.
Последние два года ОПЗ притягивал к себе проблемы. Завод должен Ostchem Holding Limited Дмитрия Фирташа $193 млн. В марте по ее иску Стокгольмский арбитраж запретил ОПЗ до 31 августа 2016 года отчуждение активов. Еще один суд из-за ОПЗ с государственными органами ведет компания Нортима, аффилированная с группой Приват. В 2009 году Нортима выиграла первый конкурс, предложив за объект 5 млрд грн, но комиссия ФГИ отменила его результаты, поскольку сочла цену заниженной.
Читайте также: Шесть причин провала приватизации ОПЗ. Версия Игоря Билоуса
С недавних пор в судебные разбирательства втянуты топ-менеджеры предприятия. В июле по делу о растрате средств завода Антикоррупционная прокуратура задержала председателя наблюдательного совета ОПЗ Сергея Перелому и первого замглавы правления завода Николая Щурикова.
С учетом всех рисков объект оценили слишком дорого - в 13,175 млрд грн.
"Чтобы установить адекватную цену, советники (международный инвестиционный банк UBS) должны были участвовать в процессе с самого начала, но законодательные процедуры этого не позволяют, - говорит директор по исследованиям Центра экономических стратегий Андрей Бойцун. - Случай с ОПЗ показывает, что этот момент нужно изменить".
Глава ФГИ Игорь Билоус после несостоявшегося конкурса назвал целых шесть причин, повлиявших на результат. Есть и седьмая - отсутствие консенсуса во власти. "Цена, скандалы и долги - это все пена. По сути, цена зависит от правовой системы, от состояния экономики, это все является отражением той политической ситуации, которая есть в стране, - считает Эрик Найман, управляющий партнер Capital Times. - Истинная причина провала приватизации - не договорились. Определенно, кто-то сидит на денежных потоках госкомпании такого уровня, и этот кто-то в первую очередь не заинтересован в приватизации".
Подозрения по поводу коррупции на ОПЗ расследует НАБУ, следствие идет в трех направлениях: поставки газа "приватовской" компанией Энергоальянс, за которые задержаны Перелома и Щуриков, газовый контракт с австрийской компанией Antra и продажа удобрений через британского трейдера Newscope Estates Limited.
Читайте также Урвать перед продажей. Кто и сколько успел заработать на ОПЗ
Исходя из многочисленных расследований в СМИ, курируют работу ОПЗ представители двух провластных партий - БПП и Народного фронта. Именно нардепы от НФ в суде взялись защищать задержанных топ-менеджеров. А Павел Пинзеник, экс-помощник влиятельного Николая Мартыненко, и вовсе предлагал взять Перелому и Щурикова на поруки.
Большие надежды
Повторный конкурс, по самым оптимистичным прогнозам, может состояться в конце года. Приватизация других крупных предприятий также стартует осенью.
"В бюджете заявлен план на 17,1 млрд грн, и пока мы этот план не меняли, он рассчитан на поступления от продажи крупных объектов. Мы намерены продать в этом году несколько предприятий энергетического сектора и ОПЗ. А потому планы пока актуальны", - рассказал Лига.net глава ФГИ Игорь Билоус.
Данные: ФГИ
Билоус утверждает, что объектами уже интересуются инвесторы, однако говорить о конкретных претендентах, по его словам, можно будет только тогда, когда они подадут заявки и заплатят гарантийный взнос.
К предприятиям энергетики, по его словам, проявляют интерес крупные профильные иностранные компании. Только за шесть облэнерго государство планирует получить в этом году не менее $300 млн.
Данные: ФГИ
В Фонде обещают, что энергетическая приватизация этой осенью состоится по плану. Возможны ли неожиданности? Как и в случае с ОПЗ, все зависит от политической ситуации.
"Приватизация (облэнерго. - Ред.) возможна. Но это другая история: основными игроками, скорее всего, будут компании, так или иначе аффилированные с украинскими олигархами, которые имеют опыт и интерес в этом секторе", - считает Андрей Беспятов.
Основные игроки на энергорынке - Ринат Ахметов, Игорь Коломойский, Константин Григоришин, братья Игорь и Григорий Суркисы, группа VS Energy. Но для Коломойского и Григоришина сейчас не лучшее время участвовать в торгах.
Читайте также Олигарховедение. Кто выпотрошил Запорожьеоблэнерго перед продажей
Коломойский мог проиграть Виктору Пинчуку в Лондонском арбитраже процесс на $2 млрд и вынужден был пойти на мировое соглашение. Сумму сделки олигархи держат в секрете. По информации Зеркала недели, Григоришин уступил в споре с Вадимом Новинским и Владимиром Лукьяненко. Теперь он якобы должен выкупить у партнеров долю в сумском НПО им. Фрунзе, которая оценивалась почти в $300 млн.
Попросту говоря, Григоришину и Коломойскому сейчас может не хватить денег для покупок.
Энергетику в этом году также сотрясали скандалы.Выходцы из скандальной компании Энергомережа Дмитрия Крючкова заняли руководящие должности в государственных "облах", после чего компании начали обвинять в выводе денег. Кто за ними стоит? Участники энергорынка связывают компанию с Суркисами. В интервью Экономической правде глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк рассказывал о беседах по поводу братьев Крючковых с влиятельным Игорем Кононенко. Тот якобы называл их "неплохими менеджерами", хоть позже и изменил свое мнение.
Последствия для бюджета
Целью большой приватизации власти уже второй год называют привлечение в страну иностранного капитала и создание благоприятных условий для стратегических инвесторов в будущем. Но план приватизации-2015 был выполнен лишь на 0,89%. Правда, государство продало 3G-частоты суммарно за 9 млрд грн и таким образом компенсировало срыв приватизационных торгов.
Читайте также Игорь Билоус: как и почему государство продало ничего в 2015-м
В этом году, если продажа крупных госпредприятий не состоится, бюджет однозначно не досчитается миллиардов гривень. Это может быть чревато новым витком инфляции, сокращением расходов и окончательной потерей доверия инвесторов. Но есть и другие мнения.
"Не думаю, что сама власть рассчитывала на какие-то серьезные поступления от потенциальной продажи, несмотря на заложенные в бюджете 17 млрд грн плана, - считает инвестиционный аналитик Иван Угляница. - Для примера можно посмотреть даже на ход так называемой малой приватизации. По данным ФГИ, за первый квартал поступления составили 272 млн - 44% от плана на этот период. При этом сам план первого квартала - это всего около 3,6% от годового плана, отмечает эксперт.
Приватизация ОПЗ должна была покрыть план поступлений почти на 75%. Если ее не будет - в бюджете образовывается дырка. "В лучшем случае поступления могут составить 3-5 млрд грн, если заинтересованные стороны не переругаются и не решат изменить договоренности, кому какой объект и за сколько отходит", - говорит Угляница.
Действительно ли это болезненная потеря для бюджета? Доходы от приватизации изначально завысили - это стандартная практика сокрытия, считает экономист IMF Group Ukraine Григорий Кукуруза. По его мнению, негативных экономических последствий ожидать не стоит: доходы от приватизации предназначены для покрытия планового дефицита государственного бюджета. По состоянию на 31 мая общий дефицит сводного бюджета составил 3,6 млрд грн при предельном размере в 84 млрд грн. "Скорее всего, к концу года дефицит будет гораздо ниже планируемого, что с излишком перекроет недовыполнение программы приватизации", - отмечает он.