Украинский политикум на пороге очередного министропада. У властей нет времени на разъяснение, почему именно и за какие провалы увольняют топ-чиновников. В то же время население не пытается запомнить фамилии очередных членов правительства.

Но среди ожидаемых увольнений есть одно, о котором хотелось бы поговорить немного больше. Это именно та история, когда сначала создали министерство, а потом пытались придумать, чем оно будет заниматься.

Речь идет об Олеге Уруском и его министерстве по вопросам стратегических отраслей промышленности, образовавшемся в июле прошлого года.

Забавно, но само название министерства, не содержащее четкого определения, за что именно отвечает ведомство, сыграло с ним злую шутку.

Читайте также

На этапе создания Минстратегпрома разные лоббистские группы пытались протолкнуть в стратотрасли, которые регулировали бы новый орган, лесной, стеклообрабатывающий и другие рынки. На самом деле их сложно назвать "стратегическими" Украины.

Однако идея, предшествовавшая созданию министерства, была несколько иной.

После нападения России, в Украине начали стремительно развиваться частные производители оружия и военных товаров. На определенном этапе роста они уперлись в потолок советских норм законодательства, регулирующих их финансовые отношения с Министерством обороны и выполнение государственного оборонного заказа.

Чтобы либерализовать продажу военных товаров в Украине и за ее пределами, ассоциации производителей начали активно лоббировать идею создания профильного министерства. В Офисе президента Владимира Зеленского оружейникам даже удалось выпросить, чтобы у министра такого ведомства был одновременно статус вице-премьера. Это для того, чтобы иметь влияние на обычно неповоротливое Министерство обороны.

Но уже на этапе подготовки документов к созданию нового министерства, подключились совсем другие лоббистские группы. Те, кто понял, что открылось окно возможностей для передела "жирных" тем в правительстве. К примеру, сегодня Минстратегпром регулирует рынок металлолома в стране.

Первый же коррупционный скандал министерства был связан с выдачей кредита на технологию сублимации и заморозки фруктов.

Также в Офисе президента сделали ставку на кадры, которые до этого не были вовлечены в подготовку двух крупных реформ ОПК, продолжавшихся параллельно. Речь идет о реформе оборонных закупок и реформе Укроборонпрома.

Это привело к тому, что с первых дней работы Уруский вместо того, чтобы заниматься кадровыми и организационными вопросами создания министерства, начал воевать с другими ведомствами за контроль над оборонными закупками и государственными оружейными производителями.

Команда предыдущего гендиректора Укроборонпрома Айвараса Абромавичуса даже публично обвинила своенравного министра в давлении.

В результате сложилась парадоксальная ситуация. Глава министерства, не имевший отношения к разработке двух крупных реформ ОПК, не имевший в подчинении штата исполнителей на их воплощение, стал ответственен за продвижение оборонных закупок и трансформацию Укроборонпрома.

К этому нужно добавить, что к сфере ответственности Уруского отошла почти обанкротившаяся государственная космическая отрасль. И именно поэтому министр стратегпрома лично пообещал Зеленскому к 30-летию Независимости Украины запустить отечественный спутник в космос. Правда, впоследствии запуск был перенесен на декабрь месяц с возможной отсрочкой на январь 2022 года. А в Минстратегпроме так и не назвали конкретные бенефиты, которые получит государство после запуска устаревшего спутника Січ-2, десятилетия пролежавшего на складе.

В итоге Олег Уруский оставляет за собой тяжелый багаж незавершенных дел.

Недавно в Минстретпроме признали, что не могут запустить Реестр исполнителей оборонных контрактов закупок. Поэтому Минобороны не может заключить новые соглашения на поставку техники в этом году. Достоверно такой Реестр не будет готов до конца года, поэтому вопрос имплементации ЗУ "Об оборонных закупках" будет отложен на неопределенный период.

Реформа Укроборонпрома потеряла один календарный год. Именно столько команде Уруского понадобилось времени, чтобы освоить новый законопроект о реформе концерна и предложить парламенту свои предложения, которые все равно не поддержали.

Космическая отрасль не получила четкого плана, как привлечь частные инвестиции в старые советские ракетостроительные заводы. В общем, ситуация на госкосмосе остается заморожена с начала 2000-х, из-за чего треть космических компаний уже обанкротились.

Теперь известна фамилия преемника Уруского, на которого в Офисе президента сделали новую ставку. Не хочется на старте давать оценку кандидату, пока он не проведет в должности хотя бы несколько месяцев. Но очень важно, чтобы следующий министр помнил: Минстратегпром создавали в первую очередь не для передела рынка металлолома, а для развития оборонно-промышленного комплекса воюющей страны.