Зарплаты политиков, топ-чиновников и менеджеров государственных предприятий в Украине – вопрос наболевший и дискуссионный. Общество считает, что управленцам платят ни за что и слишком уж много. 

То же касается и членов наблюдательных советов – институции, которая в Украине только формируется – со всеми трудностями, присущими процессу роста. 

Думаю, стоит проанализировать принятые в Европе принципы и схемы вознаграждения корпоративных директоров, чтобы понять, насколько они вписываются в локальный украинский контекст.

Как в Европе

Вознаграждение корпоративного директора состоит из двух частей – базы и доплат. В Европе размер и политики компенсации корпоративных директоров разнятся от страны к стране, при этом существенных различий между государственными и частными компаниями не прослеживается.

Традиционно "зарплата" членов борда – это фиксированная сумма. При этом в некоторых набсоветах в дополнение к "фиксу" существует целый ряд доплат. Самые распространенные – доплата за участие в собраниях и не фиксированные выплаты, привязанные к бизнес-результатам компании.

В некоторых странах и индустриях существует четкая закономерность между размером компании и вознаграждения, в других – такой зависимости не прослеживается. Компании, работающие в более рисковых секторах, таких как банковский или фармацевтический, предлагают членам своих бордов больший размер вознаграждения.

Также доплаты получают за участие в комитетах. Так, член комитета по аудиту получает в среднем +14 000 евро, а его глава + 24 000 евро к базовому вознаграждению. 

В среднем главы набсоветов получают больше рядовых директоров в диапазоне от 1,34 раза (в Нидерландах) до четырех раз (в Великобритании и Италии).

Соответственно, итоговый размер вознаграждения корпоративного директора зависит от его участия в комитетах и присутствия на собраниях борда. Чем более активен директор, чем больше он задействован и вовлечен в работу набсовета, чем больше времени и экспертизы вкладывает в компанию, тем выше компенсация. 

Средний размер ежемесячного вознаграждения корпдиректоров – порядка 65 000 евро. Наименьшие гонорары – в Австрии (15 000 евро), наибольшие – в Швейцарии (197 000 евро).

Практика большинства европейских компаний – выплачивать вознаграждение в деньгах, хотя в некоторых случаях директорам предлагается возможность получать часть гонорара в акциях. Такой тип расчета в основном применяется в Швейцарии и скандинавских странах.

Как в Украине

Сразу оговорюсь, сравнивать положение дел в "старой" Европе с тем, что сейчас происходит в Украине, в корне некорректно. Причин несколько. 

Первая – корпоративное управление у нас еще на начальной стадии своего развития, тогда как на Западе этим традициям много десятилетий. 

Вторая – в стране война, существенно замедляющая темпы экономического развития и, соответственно, внедрения практик корпоративного управления в бизнес-ландшафт. Третья – в отличие от европейской традиции, где борды впервые стали возникать в частных компаниях, в Украине в этом вопросе первопроходцем является государственный сектор. Что само по себе – феномен. 

Четвертая – крупнейшие госпредприятия находятся в процессе трансформации. Корпоратизация, полная или частичная приватизация, реструктуризация – все эти процессы требуют существенной корректировки подходов к оценке ситуации.

В государственных компаниях набсоветы призваны, в первую очередь, гарантировать экспертное эффективное управление и устойчивость в долгосрочной перспективе. Директора отбираются по прозрачным конкурсным процедурам с привлечением профессиональных независимых консультантов. 

Вознаграждение в бордах украинских госкомпаний фиксированное – сюда входит и основная зарплата, и гонорары за стратегический консалтинг, которым независимые члены набсоветов во многом и занимаются. 

Выплаты происходят в деньгах, никакого расчета акциями, разумеется, не предусмотрено. Относительно большой размер итоговой суммы объясняется еще и тем, что корпдиректора в Украине в куда большей степени вовлечены в ежедневную рутину предприятий и тратят на стратегирование в разы больше времени, чем их коллеги на Западе, во многих случаях – полный рабочий день, пять дней в неделю.

Частные компании можно разделить на украинские и международные. 

Международные холдинги внедряют в Украине те же практики корпоративного управления, в том числе в области вознаграждения членов бордов, что и на других рынках, – это очевидно. 

В украинском секторе частного бизнеса уже также сформировался пул компаний с работающими набсоветами. Вознаграждение корпдиректоров обычно держится на уровне, принятом в европейской практике. В основном подход здесь такой: один час работы члена наблюдательного совета стоит столько же, сколько и один час работы топ-менеджера.

С семейными компаниями ситуация интереснее. 

Борды в таких бизнесах создаются в ситуациях, когда: 

а) необходимо бесшовно передать управление между поколениями собственников; 
б) в компании несколько акционеров, которым трудно договориться между собой; 
в) этого требует большой кредитор (банк, например) для обеспечения долгосрочной устойчивости.  

На предприятиях такого типа борд часто исполняет роль так называемого консультационного совета (advisory board). Как правило, вознаграждение корпдиректоров здесь фиксированное – без каких-либо доплат – и не превышает 1% годового дохода компании. По крайней мере, в первый год-два работы борда. Далее все зависит от состояния бизнеса и динамики его развития. 

Если с появлением набсовета, компания достигает качественно иных показателей, собственник может внедрить практику премирования. Например, ежегодно выплачивать некий условный процент от дельты между прибылью текущего и прошлого отчетного периодов. Или разработать похожую схему мотивации. Главное – в привязке к бизнес-результатам.