На днях компания МХП в официальном пресс-релизе объявила об увольнении одного из топ-менеджеров, который будто бы совершал крупные финансовые махинации. Уволили после исследования на детекторе лжи, которое якобы доказало вину сотрудника. На моей памяти это первое в Украине открытое заявление работодателя, которое еще несколько лет назад упаковали бы в стандартное "мы благодарны сотруднику Х за работу и желаем успеха в будущих начинаниях". И тут такой разрыв шаблона. Создатель экономического чуда в Сингапуре Ли Куан Ю, который предлагал начинать бороться с коррупцией через посадку трех своих друзей, здесь бы удовлетворенно кивнул.

Как заявление компании выглядит с точки зрения коммуникаций?

С одной стороны, компания сходу получает репутационный плюс, публично объявляя о нетерпимости к внутренней коррупции, о борьбе за моральную чистоту команды. Не забываем, что речь идет о крупном украинском бизнесе, чьи акции уже больше 10 лет котируются на Лондонской бирже и для кого слово "комплаенс" - не пустой звук. Кроме того, компания ведет активную экспансию на внешние рынки.

Сотрудников публичное порицание будто бы виновного коллеги немного припугивает – вот так, ребята, делать не надо. Для внешних стейкхолдеров (в частности, инвесторов) это сигнал: какой бы ни была ситуация в Украине в год выборов, на своем поле мы начеку, потому что дорожим вашими и своими деньгами. Вполне возможно, что эта история позитивно скажется на котировках. С этой точки зрения все выглядит не самым плохим образом.

Похоже на то, что профессиональная репутация квалифицированного топа, который многие годы работал в компании, сливается в пользу имиджа бизнеса

С другой стороны, похоже на то, что профессиональная репутация квалифицированного топа, который многие годы работал в компании, сливается в пользу имиджа бизнеса. Деталей увольнения в официальном сообщении явно недостаточно, текст вызывает встречные вопросы и не содержит информации о преемнике экс-сотрудника. Сам уволенный пока комментариев не давал. В целом, его дальнейшая карьера оказалась под вопросом. При этом, судя по коммуникации МХП в последнее время, компания считает человеческий капитал одной из своих главных ценностей и активно работает над своим HR-брендом, иногда используя неожиданные для рынка инструменты.

В целом, в мире официальные сообщения о подобных увольнениях уже не новость. Международные компании стремятся к прозрачности, поэтому большинство выступает с заявлениями о снятии топ-менеджеров даже в неудобных случаях. Но компаниям, которые следуют подобному тренду в Украине, стоит учитывать две вещи.

Первое: формулировка и подача официального сообщения имеют значение. В 2015 году американская Hubspot, провайдер ПО для автоматизации маркетинга и продаж, уволила СМО Майка Вольпа за нарушение стандартов этики. Маркетолог якобы сдавал корпоративные инсайды некоему автору книги, в которой планировалось упоминать Hubspot.

В пресс-релизе компании проступку экс-топа уделена примерно пятая часть текста. И она не звучит как сухая полицейская сводка о преступлении. Скорее, выражает разочарование. В остальной части сфокусировались на новом СМО, преемнике Вольпа – его профессиональных достижениях и компетенциях, которые помогут Hubspot достичь новых высот. Такой подход поможет сместить акцент с прошлого на будущее, с негатива на позитив, и показать, что компания продолжает развиваться и двигаться вперед (разве что в компании преследуют цель уничтожить экс-сотрудника для будущих работодателей).

Не стоит недооценивать экс-сотрудников, которые считают свое увольнение несправедливым, а бывших руководителей – недалекими

И второе: часто обе стороны конфликта остаются недовольны, поэтому стоит быть готовым к самым непредсказуемым последствиям. В 2011 году под натиском инвесторов, которых не удовлетворяла результативность СЕО Yahoo! Кэрол Бартц, глава наблюдательного совета компании уволил Бартц по телефону. Она сообщила об этом всем сотрудникам в имейл-рассылке, а уже через несколько дней, в интервью журналу Fortune, высказалась более чем открытой ответкой: «these people fu**ed me over». Можно ли было избежать репутационных рисков для набсовета и компании? Вполне вероятно.

Еще один пример – та самая книга про Hubspot под названием Disrupted: My Misadventure in the Start-Up Bubble. Вскоре после ухода Вольпа она стала бестселлером New York Times. Написал ее бывший сотрудник Hubspot, журналист Дэн Лайонс. В книге он придумывает псевдонимы экс-коллегам и высмеивает их, а также внутренний уклад компании и среду Силиконовой долины в целом.

Не стоит недооценивать экс-сотрудников, которые считают свое увольнение несправедливым, а бывших руководителей – недалекими. В их руках сайты отзывов о работодателях или соцсети, где на первый взгляд ничтожный инфоповод собирает тысячи лайков и репостов, могут внезапно стать мощным оружием против репутации бренда.