На правах спонсорства

Несмотря на активное развитие в Украине горнодобывающей отрасли, многие месторождения с высокой экономической привлекательностью, не развиваются, так как практически невозможно решить вопрос с землеотводом над недрами.

На сегодняшний день государство, в лице его уполномоченного органа, выдающего специальные разрешения на пользование недрами, совершенно не учитывает интересы недропользователя, а только продает ему лицензию на разведку или добычу полезных ископаемых. Цена этого разрешения может достигать существенных размеров (в результате оценки или за счет повышения цены на аукционе). Таким образом, очень много случаев, когда компания выиграла аукцион, купила (получила) специальное разрешение, но приступить к работе не может.

Конечно, позиция госоргана понятна: "Мы даем специальное разрешение, а земельные вопросы решайте с землепользователем". Это вроде бы логично, но почему в других странах разрешение на недра получаешь вместе с разрешением на землю, и можешь сразу приступить к горным работам?  Давайте вернемся в историю, чтобы разобраться…

Суть проблемы

Дело в том, что в начале 2000-х Госгеолслужба передала в Верховную Раду Украины перечень разведанных Месторождений со времен СССР, а также перспективных площадей, где имелись проявления минералов. Однако депутаты вместо решения перевести земли согласно координатам в земли запаса государственной собственности, переоформили земли на заинтересованных лиц.

В результате этих меркантильных действий и несовершенного земельного законодательства, а также многих других ограничений, в том числе меморандума о продаже земель сельскохозяйственного назначения, горнодобывающая отрасль не развивала свой потенциал более 15 лет.

После принятия Земельного кодекса Украины в новой редакции (ЗУ №2768-III от 25 октября 2001 года) началось распаевание сельскохозяйственных земель, процесс затяжной и кое-где до сих пор не законченный. Процедура была непрозрачной и, как правило, председатели райгосадминистраций и сельсоветов, зная территории залегания полезных ископаемых, накрывали их своими предприятиями или людьми.

Целевое назначение сельскохозяйственные земли, как правило, имели для ведения товарного-сельского хозяйства. До запрета на изменение данного целевого назначения (ЗУ №4174-VI от 20 декабря 2011 года) недропользователи имели возможность вести разработку недр на землях частной собственности.

После такого запрета процедура отвода земель усложнилась и стала возможной только через отказ от права собственности и изъятие земель для недропользования из теперь уже государственных земель. То есть двойные затраты на каждый этап.

Собственники земли зачастую не могли сложить цену за свои земельные участки, кто-то не хотел отказываться от собственности, кто-то хотел долевое участие без инвестирования. То, что государство передало землю бесплатно, при отсутствии культуры рыночных отношений в земельной сфере не позволило вывести взаимоотношения недропользователя и собственника земли на цивилизованный уровень…

Если земельные участки сданы в долгосрочную аренду сельскохозяйственным предприятиями, то это усложняет задачу: недропользователь должен возместить убытки арендатору, а тот выплатить аренду.

Наша компания более 20 лет занимается добычей полезных ископаемых и освоила четыре месторождения. Оформление земли не по одному из них не происходило легко. После приобретения земли ее нужно было перевести из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности – по частным землям, либо провести процедуру изъятия с изменением целевого назначения – по государственным и коммунальным землям. На это уходило до года в лучшем случае и миллионы гривен на оформление и оплату сельскохозяйственных потерь.

Мировой опыт

Законы относительно предоставления земельных участков недропользователю отличаются не только в разных странах, но и в рамках разных штатов или областей одной страны (например, в США и Канаде).  

Такие страны, как Турция, Грузия, Монголия автоматически предоставляют право пользования землей вместе с лицензией на добычу полезных ископаемых в рамках координат лицензионной площади. В Швеции лица, планирующие разведывать или разрабатывать месторождение полезных ископаемых, могут получить соответствующее разрешение в соответствии с законом "О полезных ископаемых", независимо от того, кому принадлежит эта земля. 

Получив такое разрешение, недропользователь имеет право самостоятельно договориться с собственником земли о предоставлении права на разработку. В случае отказа собственника, границы участка и компенсация собственнику земли определяется путем разбирательства соответствующей комиссией. 

Пути решения

В 2020 году наконец-то снят мораторий на продажу сельскохозяйственной земли, и недропользователь гипотетически может купить землю над месторождением с 2021 года, это безусловно имеет позитивное начало. Хотя ряд моментов все таки требует законодательного урегулирования, а именно: недостаточно четко определены механизмы оформления сервитута, взаимоотношения недропользователя и арендатора земли для сельскохозяйственного производства.

Прежде, чем инициировать или участвовать в аукционе по покупке специального разрешения на право разведки или добычи месторождения, я рекомендую детально изучить земельный вопрос, нанять соответствующую консультирующую компанию, либо юриста по земельному праву, разобраться, кто является собственником земли и реально ли договориться. Иначе, потратите деньги, а к месторождению так и не доберетесь.

Более того, через два года есть риск аннулирования специального разрешения из-за пропуска сроков начала работ с потерей вложенных средств. Риск неполучения доступа к земле остается одним из ключевых при реализации горного проекта. Поэтому в завершение практичный совет недропользователя: уделяйте особое внимание земельному вопросу проекта еще на стадии greenfield.