Что нового мы узнали из большого интервью Хмельницкого. Коротко
Василий Хмельницкий

Украинский бизнесмен Василий Хмельницкий дал большое интервью ЭП. Миллионер рассказал о скупке энергокомпаний, заводов, отношениях с мэрами и президентами, проекте Unit.City и аэропорте Киев. Публикуем самые интересные моменты коротко.

О приходе в бизнес

У меня есть хватка. Я из бедной семьи. Я хотел добиться успеха, искал возможности. Кто ищет возможности, тот рано или поздно их найдет. На то время я нашел возможность здесь, по строительной специальности. Даже сейчас я инвестирую в строительные объекты. 30 лет прошло, а я иду по этой дороге.

О правилах в бизнесе

Мы точно не занимаемся тремя вещами: оружием, наркотиками и не делаем бизнес в Донецке и Луганске.

О Донбассэнерго

У меня был крутой кейс с Донбассэнерго. Я купил акции Донбассэнерго по 30 грн - продал за 40 грн. Купил за 40 грн - продал за 60. Купил за 60 - они начали падать до 40, я скупил еще. Когда они упали до 20, я уже много купил, а потом они упали до 10 и десять лет продержались. У меня все сгорело.

Об Ингулецком ГОКе

У меня было 15% в Ингулецком ГОК. Я продал их то ли в 1992 году, то ли в 1995 году Вадиму Новинскому. Честно скажу: я не понимал на тот момент, что ГОК - это мощнее, чем завод. Я просто реально не понимал, что этот бизнес круче, чем Запорожсталь. Это реально круче бизнес.

О депутатстве

Меня уже нельзя было посадить. В крайнем случае, если бы были какие-то проблемы у моих компаний, то я был свободен, чтобы бегать и защищать их юридически.

Об инвестициях в недвижимость

Я много учусь и много читаю. Я прочитал книгу Уэлча, это был лучший менеджер прошлого столетия. Он был СЕО General Electric. Он говорит: "Нас интересует или первая, или вторая компания на рынке. То есть мы должны быть или первыми, или вторыми. Все остальное нас не интересует". Вот мы сели писать, в чем можем быть первыми или вторыми. В металлургии? Нет. Мы решили в то время сконцентрироваться на инвестициях в строительство. В принципе, бренд первой или второй компании мы продержали лет семь-восемь. Решили вкладывать в недвижимость, а в связи с тем, что столица является самой инвестиционно-привлекательной, то да.

Об отношениях с мэрами Киева

Мы не мелкая компания по киевским меркам, мы со всеми мэрами стараемся поддерживать ровные отношения, но не близкие. Сколько раз в жизни я встречался с Омельченко, ровно столько я встречался с Черновецким и ровно столько же встречался с Кличко. С Кличко встречался три раза за пять лет. С Омельченко, может, два, с Черновецким, может быть, три.

О Киевэнергохолдинге

Правильно ли было делать Киевэнергохолдинг? История показывает, что, наверное, неправильно. Надо было купить акции на бирже и сделать частным. Это был гибрид и он развалился. Если вы хотите спросить, были ли у меня неудачные бизнесы, — да, половина. Просто другая половина перекрывает их.

О проекте UFuture

Киевской инвестиционной группы не существует. Мои бизнесы и социальные проекты собраны под брендом UFuture.

Об аэропорте Киев

Я по Жулянам (аэропорт Киев) являюсь конкретным партнером города и строю аэропорт. Сейчас заканчиваю новый терминал за 630 млн грн […] Мы инвестируем $20 млн, и через два месяца сдаем новый терминал. В пик людям будет более комфортно, а днем будем пустые - то же самое [...] У меня есть партнер Денис Костржевский. Очень прагматичный, нормальный парень. Работоспособный и эффективный. Аэропорт полностью в его управлении.

Была одна компания, которая на тот момент предложила нам инвестировать в аэропорт. Мы ее взяли. Мы открытые, нам были нужны инвестиции. Потом я узнал, что эта компания имела отношение к Иванющенко. Они не инвестировали, поэтому я у них выкупил их долю в Жулянах, кстати, довольно недорого. Сейчас 90% имеет наша группа, 10% - Денис Костржевский. Иванющенко вышел из проекта где-то три года назад. 

О банке Хрещатик

Цели обанкротить банк не было. Это была стратегия Нацбанка - расчистить рынок. Если бы был только банк Хрещатик, то можно было бы придираться, а так - 80 банков, и были банки покрупнее, чем мы. Я понимал, что лучшую цену мы не получим, что будет стагнация мировой банковской системы, и у государства цель - очистить рынок. Я сказал Иванову: "Или продаем, или выкупай у меня". Я реально вышел.

О Биофарме

Сначала думали, что это купи-продай, а сейчас понимаем, что это больше профильное. Развивается хорошо. У нас два завода, строим третий. Думаю, это может быть крутой профильный бизнес. У меня там еще два партнера.

О Unit.City

Жизнь покажет. Думаю, это будет известно через год, когда вырастет степень его готовности. Сможем ли мы создать сообщество, которое будет "драйвить"? Пока я доволен, я думаю, что сможем. Это будет реально крутой проект […]. Unit.City не продам, потому что у него очень большая перспектива через три-четыре года. Реально мощная. Это может стоить другие деньги.

О возможном партнерстве с ДТЭК в "зеленой" энергетике

ДТЭК крутая в энергетике. Зачем им партнерство? Я говорю про инновации. Это разные вещи. Академия ДТЭК открыла у нас свой офис. Вот академия нам интересна: приезжают профессоры со Стэнфорда, это поднятие уровня. Если бы ДТЭК сюда хотела переехать, я бы ее не взял. Уголь и шахты - это другое. Им надо работать с General Electric, а не с Хмельницким. Я хочу работать не с ДТЭК, а с Google, которая имеет большой опыт в сфере инноваций.

О продаже Запорожстали

Кто купил Запорожсталь? Люди, которые имеют опыт и интегрированную структуру (заводом владеет группа Метинвест Рината Ахметова, - ред.). Если убрать Ингулецкий ГОК, то Запорожсталь закроет цех по переработке. Если бы я зависел от них, и если бы они рискнули не продавать мне сырье, то у меня экономика сразу рушится. Там есть много зависимостей. Человеку, который имеет и ГОК, и угольные шахты, и коксохим, легче это выровнять.

О низкоэффективных активах

Есть объекты, которые мы купили и считаем не очень хорошими. Например, до кризиса купили в Трускавце проект, там более 100 га земли, заплатили $15 млн в бюджет. Земля рухнула, развития нет, а мы платим аренду. Если бы сегодня кто-то купил за 50% от вложенного, мы были бы счастливы.

О возвращении в политику

Мир поменялся. Сейчас не репутационно быть и депутатом, и бизнесменом. Мне сейчас лучше быть подальше от политики. Когда мне человек говорит, что у него есть политическая идея, я отвечаю: "Слушай, ты не по адресу. Иди".

О встрече с президентами

Недавно три президента (Кравчук, Кучма, Ющенко, - ред.) встретились с бизнесом и общественными организациями. Я всех трех президентов уважаю, но встреча прошла так, что после нее даже мне захотелось все продать и уехать за границу. Мне, парню, который не боится сложностей.

О возможной покупке Ocean Plaza

Да, я сам хотел откупить Ocean Plaza на каком-то этапе, даже, может, и откуплю. Просто Ocean Plaza сейчас стоит дешевле, чем мы продали.

О стоимости бизнеса

Я готов оценить то, за что мне готовы заплатить, а сегодня никто не готов заплатить. Вот в топ-100 самых богатых людей Украины я на 60-м месте. 50% людей из этого списка, которые выше меня, на самом деле банкроты […]. У нас позитивный баланс. Вся группа должна $100 млн, а была должна $500 млн. Вот мой баланс.