Дизайн-мышление: как понять, понравится ли продукт потребителю
Можно потратить миллионы на асфальтовые дорожки, но люди все равно будут протаптывать тропинки рядом. Знакомая ситуация? Почему так происходит?
Потому что никто не спросил у пешеходов, где им удобнее ходить. В такую ситуацию может попасть любая компания: производитель колбасы, соусов или сайтов. Если предприниматель хочет, чтобы клиент понимал, любил и покупал его продукт, он должен спросить, каким тот хочет его видеть. И тут может пригодиться методология дизайн-мышления.
Азы дизайн-мышления
Дизайн-мышление - метод разработки продуктов, основанный на опыте пользователя. Простой пример - прежде чем обустроить пешеходный переход на Контрактовой площади в Киеве, чиновникам стоило бы понаблюдать за людскими потоками в этом месте и поспрашивать у пешеходов, где бы им было удобно переходить дорогу. Если в горадминистрации будут ориентироваться только на свое мнение, люди будут перебегать перекресток в десяти метрах от перехода. Потому что им там удобнее. И количество несчастных случаев и аварий на этом участке дороги увеличится.
Ориентация на опыт пользователя и потребителя важна для любой частной или государственной компании. Неважно, чем она занимается: производит молочные продукты, разрабатывает сайты или оказывает услуги.
Самую известную на сегодняшний день методику дизайн-мышления в помощь предпринимателям и властям подготовили в Стэнфорде. Она состоит из пяти этапов. Можно рассмотреть применение этой методики на гипотетическом примере с Контрактовой площадью. У нас есть проблема: на Контрактовой площади машины часто сбивают пешеходов. Почему? И как можно решить эту проблему?
Первый этап: понимание
Разработка ориентированного на пользователя продукта начинается с понимания нужд и потребностей этого пользователя. Специалисты говорят, что лучший способ понять человека - поговорить с ним. "Часовое глубинное интервью может раскрыть много интересных подробностей жизни и работы человека, дать исследователю ценные инсайды и выявить проблемы, о которых сам респондент даже и не задумывался. Главное - задавать открытые вопросы", - рассказывает продакт-дизайнер в Kantar Retail Virtual Reality Евгений Полев.
Читайте также: Dream Team: миф или реальность? Как собрать идеальную команду
Сооснователь компаний Платформедиа и Yes & Company (проекты в сфере дизайн-мышления) Александр Акименко добавляет, что также будет полезно понаблюдать за людьми. За их поведением, привычками, паттернами.
Вернемся к ситуации с Контрактовой площадью. Можно поспрашивать прохожих, почему там часто сбивают пешеходов. Можно опросить пострадавших и водителей. А можно подкрепить их ответы своими наблюдениями. Просто прийти на Контрактовую площадь и увидеть, что люди переходят дорогу в неположенном месте. Хотя рядом есть две зебры.
Второй этап: аудитория
Вся собранная информация обрабатывается, чтобы выявить проблему пользователя. Прежде всего следует четко определиться с аудиторией, говорит Акименко.
Аудитория в этом случае - пешеходы на Контрактовой площади. Их можно разделить на группы. Первая группа - офисные работники, которые переходят дорогу в 15 метрах от перехода. Вторая группа - ночные тусовщики, которые тоже переходят дорогу в 15 метрах от перехода, но ночью. Третья группа - люди, которые переходят дорогу по официальным зебрам, чтобы попасть на автобусную остановку. И четвертая - водители. Как сделать так, чтобы все пешеходы удобно и безопасно добирались к цели, а водители могли избежать ДТП?
Третий этап: идеи
Этот этап подразумевает разработку большого количества решений, объясняет UX-дизайнер общественной организации Агенти змін Юрий Грановский. "Ищем новые подходы, идеи, анализируем их. Неудачные отбрасываем, удачные комбинируем. Результатом этого этапа должна быть некая рабочая идея, в которую все верят. И которая может решить проблему", - рассказывает Грановский. Он рекомендует генерировать идеи мультидисциплинарной командой. Это позволит получить разные точки зрения и решения.
Читайте также: Size matters: сколько квадратных метров нужно для старта бизнеса
Вернемся к пешеходам и водителям. Поскольку мы имеем четыре группы, придется решать четыре похожие проблемы. Так как две группы пешеходов переходят дорогу в неположенном месте, очевидно, следует нарисовать им новый переход. Там, где они чаще всего перебегают дорогу. Поскольку одна группа пешеходов пересекает проезжую часть ночью, необходимо обеспечить безопасность этой группе и водителям. Можно покрасить зебру светоотражающей краской. Остается решить, что делать со старыми двумя переходами. В этих местах пересекает улицу группа людей, которым нужно на автобусную остановку. Если убрать эти переходы, люди начнут перебегать дорогу на этих участках и снова попадать под машины. Решение: на этом участке нужны три перехода рядом.
Четвертый этап: прототип
Найденные решения нужно быстро и дешево протестировать, прежде чем мы потратим время и деньги на их полноценную реализацию. Для этого создается прототип. "Когда я дал своим студентам (в школе дизайна Projector. - Ред.) задание разработать новую панель домофона, они сделали прототип из картонной коробки. Маркером нарисовали кнопки и отверстия. Затем они прикрепили ее возле входа в туалет и собирали отзывы проходящих людей", - делится опытом Юрий Грановский. Он добавляет, что прототип должен быть дешевым и делаться очень быстро. Чтобы можно было так же быстро вносить правки. Это может быть рисунок на салфетке, театральная сценка (если работаем над сервисом).
Читайте также: Как стать волком с Уолл-стрит: 13 ошибок в телефонных продажах
Как это реализовать применительно к Контрактовой площади? Грановский привел пример Нью-Йорка. Когда городские власти хотели сделать часть Бродвея и Таймс-сквер пешеходными, они расставили перекрытия из дешевых материалов вроде поддонов. Посмотрели, как реагируют пешеходы. И когда поняли, что идея воспринята положительно, принялись капитально перекрывать улицы.
На Контрактовой можно попробовать нарисовать временный переход, чтобы убедиться, что им будут пользоваться.
Пятый этап: тест
На этом этапе тестируется прототип и в него вносятся правки. Несколько раз. "Тестировать идеи нужно как можно чаще и оперативно вносить изменения. Пока создатель не будет уверен в том, что идея рабочая и в нее можно вкладывать ресурсы", - говорит Грановский.
Вместо резюме
Специалисты добавляют, что пять этапов иногда нужно пройти от начала до конца несколько раз, чтобы придумать продукт, который действительно способен решить проблему пользователя и понравиться ему. Компании, которая собирается выводить на рынок новый продукт, метод дизайн-мышления поможет убедиться в том, что он будет востребован.