Киберкомментатор Виталий Волочай: В Украине есть все для развития индустрии киберспорта
Содержание:
  1. "Пока Федерация киберспорта никак не помогает киберспортсменам"
  2. "Это люди, которые работают 12 часов в день, в том числе с физиотерапевтами, психологами, массажистами"
  3. "Рынку киберспорта, как и всем остальным, был нанесен непоправимый удар"

Виталий Волочай – один из самых известных представителей киберспорта в Украине. Он начинал как комментатор Dota 2, комментировал десятки разных дисциплин, а сейчас является основателем и владельцем одной из самых больших киберспортивных студий в Восточной Европе Maincast. LIGA.net поговорила с Виталием о том, что происходит сейчас в киберспортивном мире Украины, как украинские киберспортсмены тренируются и выступают во время войны и что ждет индустрию в будущем.

Чтобы немного ввести читателя в киберландшафт Украины, расскажите, что представляет собой киберспортивная среда Украины и изменилась ли она с началом полномасштабного вторжения? В свое время команды были смешанными, есть ли сейчас в украинских киберспортивных командах россияне?

Присоединяйтесь к нам Facebook и принимайте участие в дискуссиях

Украинское киберспортивное коммьюнити всегда было одним из главных элементов мирового киберспорта. Мы одними из первых начали играть и транслировать соревновательные игры. Очень много локальных турниров проводилось именно в Украине, а наши украинские игроки являются одними из самых известных в мире. Киев можно легко назвать одной из столиц киберспорта в мире. Но сейчас внутри страны у нас нет возможности проводить международные турниры, а украинские клубы имеют ограниченные возможности по участию в международных соревнованиях.

Да, раньше команды были смешанные, сейчас же у нас меняется тенденция, украинские организации отказываются от россиян в своих командах.

"Пока Федерация киберспорта никак не помогает киберспортсменам"

В одном из своих последних заявлений вы раскритиковали украинскую Федерацию киберспорта из-за сложностей с выездом за границу команд из Украины. Есть ли какая-то реакция Минмолодежьспорта, собственно федерации на эти обвинения? Улучшилась ли ситуация с разрешениями на выезд?

Никакой реакции ни от Министерства молодежи и спорта, ни от Федерации киберспорта Украины не последовало. Ситуация заключалась в том, что ряд киберспортсменов принимали участие в чемпионате мира по CS:GO и вышли в финал. Никто не рассчитывал, что они пройдут в финальную стадию, разрешения на выезд были лимитированы по срокам. Однако представлять Украину на таком грандиозном мероприятии в финале – быть голосом Украины и прославлять наше государство.

Я считаю, что Федерация киберспорта должна была защитить команду и донести важность в Министерство молодежи и спорта. Когда же формировалась сборная Украины на чемпионат мира IESF, который проходит под эгидой мировой Федерации киберспорта, Федерация киберспорта Украины опубликовала информацию, что ряд киберспортсменов нарушили правила выезда, поэтому они не могут включить их в сборную. Вопрос до сих пор не решен, и у игроков нет возможности представлять Украину на мировой арене.

Федерация киберспорта никак не помогает киберспортсменам, не защищает их и вообще не делает ничего полезного в сотрудничестве с Министерством молодежи и спорта.

В свое время вы отказались от комментирования по-русски кибертурниров. Насколько сложным было это решение и как оно повлияло на работу Maincast? Насколько зрители оказались готовы к украинскому языку в киберспорте?

Сейчас мы полностью сфокусировались на украинском трансляциях, это наш приоритет и вектор развития. Относительно русского языка, Мaincast уже не один год является партнером международной компании ESL, и с 2018 года мы были правообладателем трансляций на украинском и русском языках крупнейших турниров по киберспорту до 2027 года. Мы имели со своей стороны обязательства по этому контракту, поэтому не имели возможности быстро расторгнуть этот документ, чтобы отказаться от русского языка, чтобы не потерять украинский.

Благодаря нашим партнерам и переговорам нам удалось отказаться полностью от русского языка и работать только на украинском. Сейчас мы обладаем 90% прав на освещение турниров на украинском языке. Для себя видим задачу – развивать и популяризировать украинский контент в дальнейшем. В 2022 году наши украиноязычные каналы по Dota 2 и CS:GO стали топ-1 и топ-2 по просмотрам соответственно.

"Это люди, которые работают 12 часов в день, в том числе с физиотерапевтами, психологами, массажистами"

Сколько в настоящее время в Украине профессиональных киберспортсменов и удается ли им тренироваться полноценно?

Кроме топовых команд есть команды уровня Tier-2 и Tier-3, а также академии. Конечно, если говорить об условиях блекаутов, то все знают, как это было: генераторы, оптоволокно и так далее. Главной проблемой остается то, что у команд есть ограниченные возможности участия в международных турнирах.

Есть мнение о том, что киберспорт – это легкие деньги. Его подогревают истории о подростках-миллионерах, которые зарабатывают играя. Расскажите, почему на самом деле киберспорт – это тяжелый труд и сколько на самом деле зарабатывают киберспортсмены в Украине.

Если говорить о гейминге в целом – это почти нулевая физическая активность. Если мы говорим о киберспорте высоких достижений – тысяча игроков на мир – это совсем другая сфера. Это люди, которые работают 12 часов в день, в том числе с физиотерапевтами, психологами, массажистами и так далее. Потому что сидеть настроенным, сконцентрированным на 20-тысячном стадионе, быть готовым играть по пять часов в день в течение недели, постоянные перелеты – это очень тяжело физически и к этому тоже нужно готовиться.

Если мы, например, говорим о команде NaVi из Counter-Strike – с ними работает диетолог, психолог, физиотерапевт, у них есть физические занятия. Но это высшая каста киберспорта. Но в большинстве своем это люди, которые играют 15-16 часов в день, чтобы пробиться в высшую категорию, но достигают этого только единицы.

Если говорить о гонорарах – есть топовые игроки, выигравшие не один турнир, с большой медийной составляющей. Кроме заработной платы, их доход состоит еще из призовых и рекламных контрактов. Суммы могут быть очень велики.

К примеру, в Counter-Strike на каждом турнире есть наклейки, которые появляются внутри игры, их можно приобрести. За эти наклейки игроки и клубы получают деньги, большие суммы.

Но до этого нужно дорасти, потому что в начале карьеры заработная плата игроков минимальна.

Кроме приличных доходов, игроки вынуждены тренироваться очень активно, и вследствие этого возникает масса профессиональных болезней, вроде туннельного синдрома, сколиоза. Есть ли у вас рецепты того, как играть и оставаться здоровыми?

Как я уже говорил, в больших клубах с игроками занимаются физиотерапевты, тренеры по физической подготовке и т.д. Потому секрета никакого нет. Нужно знать возможные проблемы и изучить, что делать, чтобы предотвратить это.

Могли бы вы назвать несколько новых имен украинского киберспорта, которые, по вашим прогнозам, имеют все шансы повторить успехи чемпионов NAVI или ребят из Monte?

Никто не мог спрогнозировать, что Monte достигнет таких результатов за столь короткий период. Их появление полностью изменяет весь ландшафт украинского киберспорта. Я уверен, что мы будем упоминать о мейджоре в Париже очень долго. В это время зародился настоящий украинский киберспорт. До этого это был украинский киберспорт, который был частью европейского. Но это все большая работа команды и организации. Они сыграли самое большое количество матчей среди команд. Дистанция в четыре месяца – более 200 официальных матчей. К примеру, у NaVi их было около шестидесяти. Надеюсь, что будет появляться еще больше украинских команд на профессиональной сцене.

А как насчет гендерного равенства в киберспорте: существуют ли девичьи или смешанные команды? Доберется ли эта тенденция в Украину?

Во многих дисциплинах есть женская лига, например CS:GO и Dota 2. В NAVI есть действующий состав NAVI Javelins. На примере CS:GO можно увидеть интерес со стороны турнирных операторов и организаций, и хочется верить, что уже в ближайшее время об успехах женщин коммьюнити будет вспоминать так же часто, как и о других новостях в киберспорте.

"Рынку киберспорта, как и всем остальным, был нанесен непоправимый удар"

Кстати, а как вы относитесь к спонсированию киберспортивных команд компаниями из беттинга? К примеру, Monte-Favbet.

Основными рекламодателями в индустрии киберспорта являются беттинговые компании, затем игровые девайсы, и в последние годы все больше этой индустрией стали интересоваться бренды FMCG. В классическом спорте беттинговые компании являются спонсорами команд, турниров, поэтому здесь нет ничего удивительного.

Вы рассказывали об изменениях на рынке России, в частности, о подставных компаниях, работе в Крыму и ЛНР. Правда ли, что киберспорт в России умирает? На руку ли это украинским спортсменам?

Хотелось бы видеть эту тенденцию, однако часть турнирных организаторов все еще допускают игроков из России к участию. Так как с рынка России вышло большинство международных рекламодателей, это оказало большое влияние на спонсорские контракты в киберспорте и в целом на прибыль организаций. Поэтому мы видим, что в долгосрочной перспективе это отразится на индустрии.

Если сравнивать украинский киберспорт с мировыми тенденциями, насколько мы идем в ногу со временем, есть ли вероятность, что украинские спортсмены будут задавать тон миру? И что для этого нужно?

Украина всегда была одним из лидеров в индустрии киберспорта. Наши киберспортсмены являются одними из самых известных и успешных в мире, студии трансляций являются ведущими не только в Европе, но и в мире. К примеру, S1mple уже является трендсеттером. Нашим большим преимуществом является то, что большинство киберспортивного контента производится украинцами. В нашей стране есть все для дальнейшего развития промышленности. Первые шаги будут сложными, потому что рынку киберспорта, как и всем остальным, был нанесен непоправимый удар после полномасштабного вторжения.

В нашей стране есть все для дальнейшего развития индустрии, в частности, профильные инвесторы с экспертизой и заинтересованностью в этой нише, например как Максим Криппа. И первые шаги будут сложными, потому как рынок киберспорта, как и все остальные, испытал непоправимый удар после полномасштабного вторжения.

Могли бы вы дать несколько наставлений украинским спортсменам, которые сейчас гордо несут на международной арене украинский флаг – что им могло бы помочь достичь наивысшего успеха?

Сейчас каждый спортсмен, представляющий нашу страну на международной арене, прежде всего голос нашей страны. Об этом всегда нужно помнить, и это лучшая мотивация. Это моя установка, а секрета, кроме упорного труда, никакого нет.