Содержание:
  1. Экономика: потеря трети ВВП и половины экспорта
  2. Цены, курс и банки: относительная стабильность
  3. Бизнес: уничтожение сотни предприятий
  4. Люди: потеря рабочих рук и старение населения
  5. Налоги, бюджет, международная поддержка

Украинская экономика на 50-й день войны демонстрирует большой запас прочности, несмотря на то что враг нанес сокрушительные потери ключевым украинским предприятиям и блокирует украинский экспорт.

Украинский Центр экономической стратегии (ЦЭС) подготовил оперативную оценку состояния украинской экономики и провел презентацию исследования. Мы выбрали главное из отчета экономистов.

Экономика: потеря трети ВВП и половины экспорта

Подсчитать, насколько уже просела экономическая активность в Украине, пока невозможно, но прогнозы по потере ВВП "не радуют", говорит Мария Репко, заместитель директора ЦЭС. Наиболее оптимистичный прогноз о падении – на 10% – пока у МВФ. В украинском правительстве оценивают возможные потери в 35-40% при условии нерасширения оккупированных территорий и активной фазы войны не дольше нескольких месяцев. Эти цифры соответствуют снижению потребления электроэнергии на 35%, согласно данным ДТЭК.

Всего на девять наиболее пострадавших регионов приходится 30% национального ВВП, или 21%, за вычетом освобожденных областей. Впрочем, источники как минимум 70% украинского ВВП остаются более или менее неприкосновенными.

Экономика за 50 дней войны: НБУ справился, со льготами – перебор, активы РФ надо брать уже
Часть пострадавших областей в ВВП Украины, 2020 год (Скриншот: ЦЭС)

Больше всего о масштабе потерь свидетельствует показатель экспорта за март: за месяц цифра сократилась на 50% – до $2,7 млрд. Экспорт металлов фактически остановился, аграрной продукции – снизился сразу вчетверо. Это вызвано проблемами с логистикой.

Морская логистика Украины (62% от общей стоимости экспортных товаров в долларах за 2021 год) фактически закрыта из-за блокады портов со стороны России. Железнодорожные (12%) и автомобильные (23%) перевозки были серьезно усложнены из-за эвакуации граждан и очередей на границах, однако сейчас понемногу восстанавливается.

Импорт упал до 30% от уровня февраля – до $1,8 млрд. Кроме логистических проблем и сокращения спроса, падение усилил и запрет на некритические импортные операции.

Цены, курс и банки: относительная стабильность

"Определенным позитивом" такого положения дел Мария Репко считает, что торговый баланс не сильно давил национальную валюту и гривне удалось достойно выстоять в худший шторм.

Благодаря "молниеносной" реакции Нацбанка – в частности, фиксации официального курса НБУ на уровне 29,25 грн/$ и ограничению валютных операций – обесценивание национальной валюты стало незначительным. На черном рынке курс в начале апреля отличается от официального только на 10%. А постепенные послабления со стороны регулятора возвращали доверие к нацвалюте: "Очень быстро банковская система и люди почувствовали, что все не так плохо, ситуация недалека от нормы. Можно жить и работать", – считает Мария Репко.

Экономика за 50 дней войны: НБУ справился, со льготами – перебор, активы РФ надо брать уже
Фото: depositphotos.com

Несмотря на все принятые меры, банковский сектор все же потерял значительную часть активов в пострадавших регионах и 50-70% денежного потока от кредитов, указывает Мария Репко. Эти потери несколько преувеличены, считает заместитель исполнительного директора Украины в МВФ Владислав Рашкован. Проблемы с ликвидностью успешно решены благодаря рефинансированию НБУ.

Эффективные административные меры правительства и Нацбанка сдерживают стремительный рост цен, однако снижение спроса из-за миграции, падения доходов и изменения привычек будут неизбежно оказывать на них давление.

Согласно данным Госстата, за месяц войны цены на потребительские товары выросли в среднем на 4,5%. Годовая инфляция, скорее всего, составит 15-20%, считает Мария Репко.

К значительному повышению цен на продовольствие следует быть готовыми как украинцам, так и почти всему миру. По расчетам МВФ, война в Украине коснется 143 стран, которые генерируют 86% мирового ВВП, отметил Владислав Рашкован.

Бизнес: уничтожение сотни предприятий

По состоянию на 8 апреля 2022 года общий физический ущерб Украины в этой войне оценивался примерно в $80 млрд – в основном это транспортная инфраструктура ($39 млрд) и жилье ($29 млрд), посчитать все потери пока физически невозможно.

Повреждение или разрушение получили около ста отечественных предприятий. Предварительные убытки промышленных активов оценивают в $6,7 млрд, в том числе среди крупнейших объектов:

  • ММК имени Ильича ($1,9 млрд);
  • Азовсталь ($1,4 млрд);
  • Укрэнергомашины ($0,4 млрд);
  • Антонов ($385 млн);
  • Кременчугский НПЗ ($374 млн);
  • Авдеевский коксохим ($343 млн);
  • Одесский НПЗ ($171 млн);
  • Coca Cola Beverages ($150 млн);
  • Зоря – Машпроект ($137 млн) и т.д.

В разрезе отраслей наибольшие потери от войны понесла металлургия (30% активов). На оккупированные Россией территории приходится 53% производства черных металлов, 40% машиностроения, 18% резины и пластмасс, 23% сельского хозяйства, 16% изделий из дерева, 20% химпрома, 25% пищепрома, 17% текстиля и одежды, 30% добывающей промышленности, 29% кокса и нефтепереработки, 12% фармацевтики.

Ущерб в топливно-энергетическом секторе ограничился разрушением Кременчугского НПЗ (единственного работавшего), ряда объектов возобновляемой энергетики, сетей передачи электроэнергии и распределения газа.

Аграрный сектор стал жертвой РФ из-за срыва посевной, заминирования территорий (13%), кражи техники и сокращения экспорта из-за блокады портов. Железная дорога способна обеспечить перевозку только десятой части объемов экспорта продуктов сельского хозяйства предыдущих лет.

С середины марта бизнес осторожно возобновляет работу, свидетельствуют опросы. Впрочем, фактически все инвестиции заморожены, отмечают экономисты. Новые инвестиции могут быть связаны только с перебазированием производственных мощностей компаний (более 1000 компаний подали заявки на участие в соответствующей государственной программе), строительством жилья для внутренне перемещенных лиц и государственными инвестициями в восстановление отдельных объектов инфраструктуры. Как свидетельствует опыт Донецкой и Луганской областей Украины, где российская агрессия началась в 2014 году, очень высокие риски могут сдерживать значительные частные инвестиции в новые производственные мощности или модернизацию еще долгое время.

Люди: потеря рабочих рук и старение населения

По оценкам ООН, с 24 февраля 2022 года из Украины вследствие войны выехали 4,2 млн человек. Еще почти 6,48 млн стали вынужденными переселенцами внутри страны.

Эти процессы могут привести к дефициту рабочей силы в Украине и замедлению темпов восстановления экономики после войны. А оседание молодежи в принимающих странах еще и ускорит старение населения в Украине.

Чем дольше идет война, тем больше вероятность успешного решения проблем с жильем и работой украинских беженцев и меньше причин возвращаться домой. Исследование, проведенное в 2020 году Международной организацией по миграции, показало, что после шести лет войны почти 40% лиц, перемещенных в 2014-2015 годах, не собирались возвращаться домой в регион Донбасса.

Экономика за 50 дней войны: НБУ справился, со льготами – перебор, активы РФ надо брать уже
Мигранты из Украины вследствие войны (Данные: ООН)

Налоги, бюджет, международная поддержка

Одна из самых критических проблем украинской экономики сейчас – дефицит бюджета: в марте он составил $2,3 млрд. А уже через несколько месяцев увеличится, по меньшей мере, вдвое. На это есть несколько причин:

  • около трети поступлений в бюджет в марте обеспечивала выплата дивидендов госпредприятий, в феврале 19 млрд грн перечислил Нацбанк, а уже в апреле таких "подарков" не будет;
  • 17 марта парламент существенно упростил налогообложение бизнеса (увеличили лимиты для ІІІ группы упрощенной системы, снизил ставку единого налога с 5% до 2% и т.д.). Как следствие, около 150 000 компаний смогут вместо традиционных НДС (20%) и налога на прибыль (18%) платить в бюджет только 2% от оборота.
  • Также ВР отменила обязательное использование РРО, частично – таможенные пошлины и акцизы. Так что вскоре бюджет просто не досчитается значительной части налоговых поступлений.

Поэтому сейчас Украине, по мнению экономистов, стоит:

  1. Стимулировать население к занятости – украинцам следует "не пережидать войну, а активно работать".
  2. Вместо этого правительству следует воздержаться от широких жестов в налогообложении. Лучше направлять средства на целевые программы поддержки предприятий, которые понесли убытки, работают в критических отраслях и нуждаются в релокации, а также на поддержку внутренних переселенцев и безработных. Частичную дерегуляцию экономики следует оставить и после завершения войны.
  3. Переориентировать экспорт и сделать все, чтобы Украина могла доставлять свои товары на европейские рынки.
  4. Осторожно вести долговую политику, привлекать ссуды только под низкие проценты на долгие периоды, а лучше – гранты от международных партнеров. Стимулировать привлечение частных средств. Провести ревизию госдолга и попытаться отменить часть обязательств и перевести их в гривню.
  5. Работать над тем, чтобы арестованные активы уже сейчас привлекались на восстановление украинской экономики. Один из вариантов: сделать эти средства залогами кредитов для реконструкции от других стран и организаций (пока в отношении их идет судебная тяжба).
  6. "Все впечатления о системе власти в Украине во время войны обнулились. Нужно показать себя еще более адекватной и "прозрачной" страной, чем до войны. Сделать все, чтобы нам доверяли", – Владислав Рашкован, заместитель исполнительного директора от Украины в МВФ.
  7. "Часто Украину до войны называли страной, которая никогда не теряет шансов упустить свои шансы. За время войны мы сломали очень много стереотипов о нас. Самое время сломать и этот", – Сергей Николайчук, заместитель председателя Национального банка Украины.