Каждый из них – Мазепа. Почему бизнес жалуется на давление со стороны силовиков
Задержание главы инвесткомпании. Фото: Нацполиция

Президент Владимир Зеленский 23 января в своем ежедневном обращении снова упомянул о необходимости изменений, призванных прекратить возможность давления силовиков на бизнес. Это произошло в считанные дни после резонансного задержания Игоря Мазепы, основателя и руководителя одной из крупнейших финансово-инвестиционных компаний страны Concorde Capital.

"Правительство представит изменения в закон о Бюро экономической безопасности (БЭБ) и некоторые другие законы, чтобы максимально ограничить потенциал любого возможного давления на "белый", легальный бизнес. Определены на уровне СНБО и срок три месяца фактического моратория на проведение процессуальных действий, которые могут заблокировать работу предприятия", – сказал президент.

За семь месяцев до этого, 29 июня 2023 года, на встрече с представителями бизнес-сообщества Владимир Зеленский в ответ на жалобы бизнеса предложил наделить правом проверок только один орган – БЭБ.

Читайте также

Жалоба предпринимателей касалась произвола со стороны силовиков и судей: блокирование счетов, изъятие средств, имущества и документов во время внезапных обысков при привлечении вооруженных спецназовцев. Подобную практику силовики активно использовали для целенаправленного давления на бизнес еще при Викторе Януковиче. Она известна как "маски-шоу" – потому, что те во время обыска прячут лицо за масками.

Уже в 2023 году даже после заявлений президента Зеленского ряд представителей масштабных бизнесов страны заявили о возрождении этой практики.

Каковы аргументы сторон, выясняла LIGA.net.

Кто такой Игорь Мазепа и почему его задержание наделало столько шума?

Игорь Мазепа – гендиректор и основатель Concorde Capital, одной из крупнейших инвестиционных компаний страны, предоставляющей полный спектр брокерских и инвестиционно-банковских услуг.

В 2023 году к его экономической деятельности уже были вопросы со стороны полицейских. По данным СМИ, в конце апреля прошлого года Нацполиция провела обыски у матери и бизнес-партнера Мазепы – Ивана Олейника. Дело касалось газового месторождения во Львовской области. Мазепа заявлял, что за этим могут быть интересы его бизнес-оппонентов.

Впоследствии бизнесмен достаточно резко начал критиковать деятельность силовиков и власти в своих публичных выступлениях.

"Бизнес находится под самым большим давлением от силовых органов за последние 20 лет. Кое-где власти переплюнули времена Януковича", – заявлял он в своем интервью изданию Форбс уже в начале июня. 

При этом бизнесмен вел довольно активную общественную деятельность. В частности, еще с 2015 года Мазепа является председателем совета общественной организации "Цена государства" – медийного, аналитического и просветительского проекта экономического направления.

А еще его имя находится в списке одного из инициаторов общественного движения "Манифест 42" , направленного на противодействие коррупционному давлению на бизнес со стороны тыловых силовиков. Также там фигурируют известные отечественные предприниматели – владелица фармкомпании "Фармак" Филя Жебровская, гендиректор "Агромата" Сергей Войтенко, основатель "Текстиль-Контакта" Александр Соколовский, фаундер компаний FinStream и Cronvest, глава Ассоциации предпринимателей-ветеранов Сергей Позняк, глава Федерации работодателей Дмитрий Олейник и другие.

Кто еще заявлял о блокировании работы в 2023-24 годах?

Даже беглый обзор сообщений СМИ о давлении на предпринимателей свидетельствует о том, что на эту тему говорят представители разных бизнесов.

В частности, в феврале 2023 года прошли обыски в киевском офисе IT-компании MacPaw и дома у ее основателя Александра Косована.

Они были связаны с судебной волокитой, уголовными и хозяйственными производствами по земле, которые продолжаются с 2018 года. Последнее обвинение Нацполиции – якобы на участках Косована незаконно добывают песок для строительства, а рядом с ними был замечен земснаряд.

Есть жалобы на правоохранителей и представителей агробизнеса.

В июле 2023 года 50 стражей порядка Нацполиции устроили обыски и арестовали счета черкасских аграрных предприятий "Золотоношский бекон", "Надежда" и "Воля". Дело касалось денег, которые в 2021 году были получены в виде частичной компенсации строительства картофельного хранилища, зернохранилища и места откорма для свиней.

17 октября 2023 года в офисе владельца сети заведений питания "Холдинга эмоций Fest!" более 16 часов проводили обыски сотрудники БЭБ и СБУ.

"Имеем сегодня на FESTrepublic классические "маски-шоу". В шлемах, с автоматами, в брониках – все, как на фронт отправляли", – констатировал по поводу обысков силовиками 17 октября совладелец холдинга "!Fest" Юрий Назарук.

Крупнейший производитель пожарной техники в стране тоже не в восторге от стражей порядка.

"Компания "Пожмашина" выпускает пожарную технику, поэтому на 90% наши продажи – это государственные контракты. Уголовные дела сопровождают почти каждый наш контракт. Иногда он еще даже не подписан, а дело уже есть. Их возбуждают разные структуры – прокуратура, Нацполиция, ГБР. Наши адвокаты через суд закрывают уголовные дела, поскольку для них просто нет оснований", – отмечает ее владелец Олег Аверьянов.

На стражей порядка сетует и владелец одного из крупнейших в стране производств изделий из резины.

"Работа компании "Киевгума" парализована с 7 утра 4 января (2024 года) из-за "маски-шоу" с участием сотрудников СБУ", – отмечали в заявлении общественного союза "Манифест 42", членом которого является гендиректор и совладелец "Киевгумы" Андрей Острогруд.

17 января 2024 года дистанционная школа "Оптима" заявила о вынужденном прекращении строительства образовательного центра вблизи Киева из-за необоснованных обвинений со стороны правоохранителей в незаконном завладении земельным участком. Как сообщила ее основательница и гендиректор Мария Милецкая, речь идет о следственных действиях со стороны правоохранительных органов, которые инкриминировали ей незаконное завладение земельным участком площадью около 4 га вблизи Киева.

По словам Милецкой, реализация проекта приостановлена как минимум на четыре месяца.

Что говорят по поводу обысков силовики и правоохранители?

Официально представители Генпрокуратуры еще летом рассказывали, что, несмотря на резонансность, количество жалоб от бизнеса на проведение обысков измеряется единицами. По их данным, есть немало случаев, когда после обращения бизнеса и изучения уголовного производства выяснялось, что необходимость была. Почему? Поскольку существовали риски уничтожения доказательств, порчи, исправлений. Или же случалось, что представители предприятия отказывались предоставлять информацию другим способом.

"Но о таких случаях никто публично не говорит, поэтому у общества создается ложное впечатление, что почти все обыски у субъектов хозяйствования проходят незаконно или с нарушениями", – отмечал в интервью Forbes Ukraine заместитель Генпрокурора Дмитрий Вербицкий.

"Неофициально" представители правоохранителей добавляют, что упоминания о "масках–шоу" – это еще и определенные попытки манипулировать общественным мнением из-за таких действий.

"Вооруженные спецназовцы сейчас нужны для обеспечения проведения следственных действий и безопасности сотрудников. Элементарно, на объектах есть своя иногда военизированная охрана, у предпринимателей может быть травматическое и не только оружие. И здесь стоит обращать внимание на количество спецназовцев. У нас на одной из последних отработок было 4 таких сотрудника (спецназовца в полной амуниции с оружием. – Ред.) на здание в сотни метров и несколько этажей. Они тихонько стояли и никого не трогали, а предприниматели подняли шум, как будто таких там 40: сделали фото с одним из них и растиражировали. И знаете, что в результате? Они признали обоснованность наших претензий еще до решения суда", – рассказали LIGA.net не под запись в одной из правоохранительных структур.

Каковы данные статистики о деятельности правоохранителей и силовиков в Украине?

Имеющаяся в открытых источниках статистика свидетельствует о росте дел против бизнеса без передачи их в суд.

Как посчитало общественное движение "Манифест 42", ссылаясь на официальные данные Офиса Генпрокурора, на середину ноября 2023 года 77% уголовных дел против бизнеса в Украине возбуждались правоохранителями без дальнейшей передачи в суд с обвинительным актом.

Согласно статистическим данным ГПУ, в январе-октябре 2023 года только 23% уголовных производств в сфере хозяйственной деятельности доходят до суда с обвинительным актом.

Это, по крайней мере, на треть меньше, чем в предыдущие годы. В 2018 году в суд было передано 32% от общего количества "хозяйственных" производств, в 2019 году – 28%, в 2020 – 30%, в 2021 -39%, в 2022 – 33%, в 2023 – 23%.

Каждый из них – Мазепа. Почему бизнес жалуется на давление со стороны силовиков
Количество уголовных дел против предпринимателей

В свою очередь заместитель Генпрокурора Дмитрий Вербицкий отмечал, что прокуроры не ведут единой статистики по обыскам именно у субъектов хозяйствования. В этом должно помочь введение трекинга следственных действий, который разрабатывается с участием Минцифры.

В среду 24 января, на следующий день после заявления президента о необходимости диалога с бизнесом, Офис генпрокурора сообщил, что провел встречу с Советом бизнес-омбудсмена и представителями бизнес-сообщества.

На нем бизнесменам напомнили о том, что в Генпрокуратуре на постоянной основе действует специализированное управление по защите инвестиций, которое может помогать. Однако снова отметили, что обращений сравнительно немного.

"Только в течение 2023 года это подразделение рассмотрело 152 обращения, а в целом оно осуществляет специализированный контроль в 215 кейсах. В 120 случаях мы в той или иной степени помогли субъектам предпринимательской деятельности", – рассказал Генпрокурор Андрей Костин.

Также, как отмечают прокуроры, с 1 января этого года в тестовом режиме введено фиксирование обысков у субъектов хозяйствования (трекинг следственных действий), позволяющее отслеживать и проводить оценку соразмерности процессуальных действий в отношении предпринимателей.

Когда этот инструмент подсчета и оценки целесообразности заработает в полном режиме, в Офисе генпрокурора пока не уточняют.