В Украине практически невозможно защитить исторические здания от разрушений. Единственный действенный метод для их защиты – это предоставление таким сооружениям статуса памятника архитектуры. Если этого статуса нет, то и сама фоновая историческая застройка почти обречена.

Часто бывает и наоборот. Сначала историческое здание сносят, а потом, когда возникает общественный резонанс, то уже разрушенному или полуразрушенному зданию присваивается статус памятника архитектуры, как было с Усадьбой Зеленских и Усадьбой Барбана в Киеве.

LIGA.net ранее писала об автоматическом предоставлении любому зданию, которое старше 100 лет, статуса памятника архитектуры как одного из методов защиты наследия. Но это не единственный механизм сохранения наследия. Одним из элементов защиты называют создание реестра памятников архитектуры, который дифференцирует и увеличит шансы на их сохранение.

Что такое памятник и как его защитить

Памятник – в понимании международных нормативно-правовых актов, является наиболее ценным и уникальным объектом. Неудивительно, что в Украине для того чтобы здание получило защитный статус памятника, нужно пройти "7 кругов бюрократического ада" и привлечь профильных экспертов из разных отраслей с соответствующей сертификацией. Однако не только уникальные архитектурные произведения и наиболее знаковые исторические места защищены в мире.

На сегодняшний день украинский законодатель выделяет только одну категорию охраны для исторически или архитектурно ценных зданий – это собственно категория памятника. Эта категория дополнительно разделена на только что обнаруженный объект культурного наследия (находится на учете в органах местной власти) и собственно памятник (находится на учете в Министерстве культуры и стратегических коммуникаций Украины). Впрочем, фактически их правовой статус одинаков.

"Нормы европейского законодательства по охране памятников, в частности Закона об охране культурного наследия в Польше (USTAWA o ochronie zabytków i opiece nad zabytkami), предусматривают, кроме защиты самих памятников, – защитe также ценной исторической застройки как отдельной категории. Одним из критериев такого объекта является достижение возраста в 100 лет. В Украине, к сожалению, такая норма отсутствует, а тысячи исторических зданий по всей стране фактически остаются без защиты закона", – говорит глава ОО "Наследие Киев" Дмитрий Перов в комментарии LIGA.net.

По словам Перова, застройщики из разных городов Украины неоднократно отменяли или приостанавливали действие историко-архитектурных планов своих городов через суд. Наиболее известные случаи – Киев и Львов. Суды становятся на сторону застройщиков, потому что те апеллируют к закону, а закон, как уже отмечалось выше, выделяет только одну категорию защиты. Фактически сегодня ст. 22 Закона Украины "Об охране культурного наследия" запрещает снос памятников. Правовое регулирование застройки центральных исторических ареалов в городах предполагает согласование центрального органа исполнительной власти (Минкульта) о проведении градостроительных преобразований.

"То есть прямого запрета нет – посоветуйтесь с Минкультом. Если он позволит снести исторический квартал без достопримечательностей, пусть так будет...", – добавляет Дмитрий Перов.

Сейчас, говорит Дмитрий Перов, в Украине действует так называемая презумпция "неценности" исторического наследия.

"Это значит, что если, например, на улице, где вы живете, есть 150-летний дом, где жил Винниченко, но он не внесен в госреестр – здание в тот же день, когда вы об этом узнали, могут снести. А вот чтобы его сохранить, нужно будет провести комплексные научные исследования. Установить точное время строительства, имя архитектора, стиль, опросить дочку любовницы Винниченко, действительно ли он ночевал у ее матери и т.д." – добавляет Перов.

Все это занимает от 6 месяцев до 2-3 лет, в зависимости от заинтересованности или, скорее, незаинтересованности местного органа охраны культурного наследия предоставлять зданию защитный статус. Впрочем, главное, пока дом не получил статус, он считается неценным и не защищается законом. В той же Польше все здания старше 100 лет считают ценными и историческими. В дальнейшем – проводится их исследование, часть из них признается памятниками, часть теряет свой охранный статус. Но главное – на время таких исследований здание находится под защитой государства, и его нельзя просто так разрушить, пригнав бульдозер.

"Наилучшим, а заодно простейшим способом является рецепция польских памятникоохранных практик к украинскому Закону. Наши правовые системы являются наиболее родственными как исторически, так и по способу гражданско-правового регулирования. Сейчас наша общественная организация готовит проект изменений в Закон Украины "Об охране культурного наследия" в части определения ценной исторической застройки в качестве отдельной категории охраны с запретом на ее снос до проведения соответствующих памятникоохранных исследовательских работ. Аналогичная инициатива по запрету сноса исторических зданий была также зарегистрирована в Киевском городском совете в конце прошлого года", – говорит Дмитрий Перов.

Архитектор Вероника Лысенкова считает, что важна роль архитекторов в этом процессе. К примеру, в Украине не существует в классификаторе профессий такой специализации, как архитектор-реставратор. Надо создать реестр таких архитекторов-реставраторов, которые понимают, что такое реставрация, чтобы среди них заказчики строительства могли выбирать реставраторов для исторических домов.

"Поэтому любой архитектор может подойти к памятнику архитектуры и делать с ним все что угодно. Так, например, это может быть человек, просто умеющий строить новые жилые комплексы", – объясняет Лысенкова.

Она также добавляет, что при разработке учетной документации для реставрации памятников архитектуры не привлекают архитекторов, а искусствоведов. Искусствоведы находят только первоисточники и архивы, а практикующий архитектор находит реальные факты того, что происходило с памятником архитектуры в ходе истории, как он проектировался. Но сейчас архитекторы не влияют на учетную документацию.

Что может сделать власть

LIGA.net пообщалась с народными депутатами Еленой Шуляк и Анной Бондарь относительно того, что может сделать парламент и власть для сохранения исторических памятников и введения системы градаций.

По словам Елены Шуляк, для сохранения культурного наследия Минкульт должен обеспечить выполнение уже принятого законодательства и только после этого целесообразно говорить о дальнейшем усовершенствовании. Так, еще летом 2022 года вступили в силу положения Закона №1423-IX, который внес существенные изменения в сферу охраны культурного наследия. Но со дня его опубликования (26 мая 2021 года) прошло почти четыре года, а Минкульт до сих пор полностью не имплементировал ряд подзаконных актов и не выполнил ряд связанных с ним действий.

"Не менее важно и то, что Минкульт не обеспечил интероперабельность программного обеспечения Государственного реестра недвижимых памятников культурного наследия Украины с Государственным земельным кадастром, градостроительным кадастром и другими информационными системами. Более того, считаю, что на данный момент не обеспечена работа этого реестра вообще, не обеспечена публикация всего перечня объектов культурного наследия в неми т.д. Я неоднократно направляла депутатские обращения в Минкульт и Кабинет министров Украины, чтобы ускорить принятие подзаконных актов и выполнение задач, определенных вышеуказанным законом. Однако на сегодняшний день статус не изменился", – рассказывает депутат.

Что касается классификации объектов культурного наследия – сегодняшнее украинское законодательство сосредоточено на объектах культурного наследия. Это только что обнаруженные объекты культурного наследия, памятники местного, национального и всемирного значения.

По словам депутата Анны Бондарь, огромный массив исторической застройки остался без внимания. Так, законом №1423 в 2023 году были внесены изменения, которыми ценная историческая застройка отнесена к памятникам, что сделало невозможным сохранение традиционной среды в наших городах и поселках.

В то же время европейский подход имеет средовые признаки. Сохраняются не только отдельные объекты культурного наследия, но и целостность исторической среды (пример – центр города Кракова). Для этого используются программы реновации города.

В рыночных условиях для реализации таких программ недостаточно нормативки и правил реставрации. Здесь должны работать экономические механизмы: заморозка цен на недвижимость при реализации проекта городской реновации с последующим возмещением городу стоимости реновации, другие механизмы.

"Мы зарегистрировали проект Закона Украины о внесении изменений в некоторые законы Украины о сохранении ценной исторической застройки в населенных пунктах № 11481, который имеет целью реализовать первые шаги к средовому подходу сохранения исторической застройки. Так, органами местного самоуправления могут быть определены отдельные объекты, которые не имеют статуса культурного наследия, но представляют ценность для общественности. Законопроект вышел из комитета, ждем его рассмотрения в зале. Но, определенно, это уже первые шаги. Наши городануждаются в законодательных рамках для реализации проектов городской реновации, в том числе во время реконструкции устаревших зданий", – отмечает Анна Бондарь.

Елена Шуляк говорит, что самая большая проблема в том, что до сих пор нет единственного источника, где можно проверить, является ли тот или иной объект объектом культурного наследия или только что обнаруженным объектом культурного наследия. Так, объекты культнаследия национального и местного значения обнародованы на сайте Минкульта фрагментарно, в разрозненных частях и не исчерпывающе, а перечень вновь обнаруженных объектов не обнародован вообще. Несмотря на то, что только что обнаруженные объекты имеют такой же правовой статус охраны, как и существующие объекты.

"В Государственной антикоррупционной программе прямо указывается, что должен быть единый электронный реестр, где будет все – и объекты культурного наследия, и только что обнаруженные объекты, и сведения о том, когда и каким документом предоставлен этот статус. Все это должно быть в единственном источнике, которого до сих пор нет", – добавляет Елена Шуляк.

Сейчас в Министерстве культуры и стратегических коммуникаций Украины идет работа по наполнению такого реестра. Пока реестр мало наполнен.

Анна Бондарь считает, что для надлежащего контроля за реализацией проектов реставрации не нужны изменения в закон, нужно выполнять закон. Еще в 2019 году Кабинет министров Украины принял решение о создании Государственной инспекции культурного наследия Украины и Государственной службы охраны культурного наследия Украины как отдельных центральных органов исполнительной власти для снятия неприсущих министерству функций (как согласование проектов, предоставление разрешений, осуществление контрольных функций при осуществлении реставрационных работ и т.п.).

"Однако эти органы так и не заработали. Мощностей как в министерстве, так и в других органах охраны культурного наследия не хватает. К примеру, в городе Киеве, в котором насчитывается 3790 объектов культурного наследия по штатному расписанию в Департаменте охраны культурного наследия КГГА всего 6". Очевидно, что в таком случае надлежащий контроль за работами во время реставрации невозможно осуществить. Эту систему нужно развиватьи, кстати, привлекать к проверкам общественность через институт общественных инспекторов", – добавляет Анна Бондарь.

Ее поддерживает архитектор Вероника Лысенкова, которая считает действующие практики закона достаточными.

Елена Шуляк считает, что закон №5655, до сих пор не подписанный президентом Владимиром Зеленским, мог бы решить эту проблему. По словам депутата, этим законом предусмотрены, в частности, наполнение государственных реестров информацией о существующих объектах культурного наследия и территории их охраны, а также создание электронных сервисов, направленных на охрану культурного наследия и закрепление их на уровне закона.

Этим законом может быть внедрен, в частности, автоматический отказ в предоставлении права на выполнение подготовительных и строительных работ, предусматривающих демонтаж (снос) памятников культурного наследия и только что обнаруженных объектов культурного наследия, а также реконструкцию и капитальный ремонт памятников культурного наследия.