АТБ не хочет риска, Fozzy и Auchan присматриваются. Готовятся ли ритейлеры кормить ВСУ
Правительство в конце февраля анонсировало привлечение новых игроков – крупных продовольственных ритейлеров – к тендерам Министерства обороны на поставку продуктов питания. Так власти отреагировали на громкий скандал этой зимы из-за переплаты за продукты для ВСУ.
Участие ритейлеров должно утихомирить страсти вокруг армейской пищи, сделать прозрачной и конкурентной процедуру госзакупок. Для торговых сетей это означает появление новой многомиллиардной ниши на рынке.
При этом ажиотажа среди ритейлеров инициатива властей не вызвала.
Почему участие в государственных закупках для крупного ритейла – дело скорее имиджевое и рискованное, а не прибыльное, и рассматривают ли торговые сети такую возможность для себя – в материале LIGA.net.
В поисках конкуренции
Объем продовольственного обеспечения Вооруженных Сил – примерно 42-43 млрд грн в год, сообщила накануне замминистра экономики Надежда Бигун.
В прошлом году поставки продуктов для ВСУ и питания военнослужащих проходили через восемь компаний. Закупаются они, в том числе, у крупных ритейлеров.
Почему бы Министерству обороны не покупать продукты напрямую у ритейла – вопрос, который возник не вчера, но долго оставался без ответа. Только 28 февраля представители Министерства экономики и Офиса президента объявили, что предложили крупнейшим торговым сетям напрямую участвовать в тендерах Министерства обороны по закупке продуктов питания.
"Фирма с уставным фондом, например, 10 000 грн не может предложить лучшую цену, чем национальная сеть", – комментирует инициативу соучредитель компании по инвестициям в недвижимость Retail.Pro Артем Ретин.
Новые игроки – продуктовые ритейлеры – своим присутствием должны усилить конкуренцию, что в свою очередь должно привести к снижению цен, а это сэкономит средства Минобороны.
Государство заинтересовано в снабжении торговыми сетями продовольствия для армии, но важно решить вопрос логистики, подчеркнула накануне министр экономики Юлия Свириденко.
Для торговых сетей, которые в результате потеряли минимум 50 млрд грн, новый многомиллиардный рынок выглядит как большой соблазн с большими рисками.
На пороге большого рынка
В теории ущерб от боевых действий ритейла может быть компенсирован агрессором или государством в будущем, говорит в комментарии LIGA.net председатель Ассоциации ритейлеров Украины Андрей Жук.
Пока что восстановление отрасли частично происходит за счет операционной прибыли. По его словам, многие торговые сети не имеют иностранных материнских компаний, которые сейчас могут инвестировать в Украину и помочь пережить период больших убытков.
По мнению Артема Ретина, у ритейлеров есть все для поставок пищи в армию – ассортимент, необходимые объемы, логистика и так далее.
"После скандала у торговых сетей как раз все может получиться, ведь ситуация была слишком резонансной. Но нужны понятные условия тендера на публичной площадке", – считает Ретин.
Такого же мнения Андрей Жук. Он отмечает, что за год войны отрасль неоднократно доказала свою эффективность в обеспечении продовольственной безопасности, и большие сети уже вовлечены в обсуждение "всех аспектов и механизмов возможного сотрудничества".
Впрочем, условия тендеров пока неизвестны. В Auchan Украина рассказали, что провели несколько встреч с участием представителей Минэкономики и Минобороны по этому вопросу. Но на данный момент ритейлер не знает, как эта система будет функционировать.
"В целом нам интересно. И мы рассматриваем участие в подобных тендерах, но об этом говорить рано, потому что раньше мы так не работали", – объясняют в Auchan Украина.
Первый вице-президент Торгово-промышленной палаты Михаил Непран рассказал LIGA.net, что, по его информации, возможностью участвовать в тендерах Минобороны интересовалась Fozzy Group.
На вопрос редакции о заинтересованности Fozzy Group в тендерах компания не ответила.
LIGA.net также обратилась в другие крупнейшие продуктовые сети с просьбой рассказать о своих ожиданиях от инициативы правительства. Но Novus, Varus и АТБ не спешат комментировать перспективу этой инициативы и свое участие. Они объясняют это тем, что у них нет достаточной информации. Ранее в АТБ отмечали, что участие в таких тендерах – риск и ущерб.
В чем риск?
Во-первых, в некоторой непредсказуемости логистики, говорит Андрей Жук. По его словам, военные не могут на год расписать, куда поставлять продукцию. Одно дело поставлять на место постоянной дислокации, совсем другое – на место вблизи фронта через месяц.
Также риск – ценовые колебания продукции или топлива. По мнению Жука, поэтому услугу снабжения следует отделить от услуги перевозки из логистических центров сетей.
Ритейлу нужно иметь обширную логистическую компанию с подготовленными людьми, которая может собрать по Украине, например, 10 000 тонн картофеля и развезти ее по пунктам, указанным Минобороны. "Не все сети к этому готовы, не у всех есть логистическая компания", – объясняет Непран.
Еще один, по его словам, "очень щепетильный момент": бюджетные закупки – это контроль в течение следующих четырех–пяти лет. Это постоянные проверки, разъяснения, уголовные дела, репутационные потери.
"Если придет Fozzy Group и снова случится скандал, они сразу перестанут снабжать. Далеко не все готовы объяснять, почему яйцо за 8 грн из-за Минобороны будет стоить 10 грн", – считает Михаил Непран и добавляет, что пока в этом для сетей больше рисков, чем прибыли.
В Ассоциации ритейлеров Украины считают, что возникший в январе вокруг закупок в армии резонанс позволил сформулировать важные управленческие решения для снижения цен – разделить вопросы их формирования на продукцию и на логистику.
Будет ли побеждать лучшее предложение – зависит от того, удастся ли бизнесу и государству договориться о четких, прозрачных и понятных правилах игры, говорит Жук.
Двух недель, прошедших от момента заявления чиновников о привлечении большого ритейла к питанию в армии, не хватило для наработки таких правил.
Елена Ковтун для LIGA.net