Содержание:
  1. Перелом
  2. Больница: пациенты без лекарств, похищение врачей
    1. "Хороший" бизнес
  3. Как россияне грабят украинский комбинат

Кровавые бои и масштабные разрушения сделали известными на весь мир два меткомбината Рината Ахметова: Азовсталь и ММК Ильича. На их фоне незаметной стала потеря еще одного комбината, долей в котором владеет Ахметов: Запорожский железорудный комбинат (ЗЖрК).

Этот промышленный гигант поставлял украинским и мировым заводам миллионы тонн железной руды. Комбинат основал возле себя город-спутник, Днепрорудное, в котором жили шахтеры и их семьи.

В интернете немного свидетельств об оккупации Днепрорудного и его 18 000 жителей. Город не подвергся разрушениям, здесь не было ожесточенных боев. Здесь люди живут в так называемой "тихой оккупации".

Но даже "тихая оккупация" – это не менее жестокие допросы, похищения людей и мародерство. LIGA.net рассказывает историю оккупации города шахтеров, а вместе с тем – историю разграбления огромного украинского предприятия.

Перелом

Россияне захватили город в начале марта. Тогда же они похитили мэра Евгения Матвеева. Гауляйтером россияне назначили местного депутата от Оппозиционного блока и экс-руководителя профсоюза ЗЖрК Николая Пастушенко.

Часть полицейских пошли на сотрудничество с оккупантами и вступили в так называемую Народную милицию, рассказывает LIGA.net сотрудница больницы Днепрорудного Наталья (имя изменено). В частности – бывший руководитель местной полиции Константин Лысенко, возглавивший отделение "милиции".

Читайте также

"В городе морально очень тяжело, из-за самого факта оккупации. Все закрыто, банкоматы не работают, работает российское телевидение, нет интернета. Отрезаны от мира", – рассказывает Наталья. В городе очень плохо с мобильной связью.

По ее словам, преимущественно в городе властвуют боевики из ОРДЛО. Оккупанты часто могут ходить по городу в гражданской одежде, ждать в очереди на рынке или менять рубли на гривни. Были случаи, когда они напивались, стреляли в воздух на блокпостах и отбирали машины у местных, добавляет собеседница.

Среди оккупантов жители видели и принудительно мобилизованных, в частности Наталья знает о харьковчанине, который до войны жил и работал в Донецке. "Его забрали воевать. Ему даже не дали поехать домой, а сразу в военкомат – получать форму", – говорит собеседница LIGA.net.

Горожанам постоянно грозят жесткие допросы и "визиты" в комендатуру. Поэтому им приходится регулярно "чистить" телефоны. Об этом LIGA.net рассказывает шахтер ЗЖрК, который месяц назад покинул Днепрорудное, но поддерживает связь с другими сотрудниками. В целях безопасности мы не упоминаем о его имени.

"Нормой было, когда из-за отсутствия паспорта начинали смотреть телефон. И когда находили фото, например, украинских военных... У меня были знакомые, которых из-за этого выводили на стадион, били по печени, связывали руки, вели в комендатуру и там снова били по печени", – говорит собеседник из комбината. В комендатуре украинцев могли держать несколько дней.

Подписывайтесь на LIGA.Бизнес в Telegram: коротко о важном

Вообще, выехать из города возможно. Однако не для таких, как муж Натальи, бывших военных, говорит она. Таких мужчин россияне находят, заставляют стать на учет и каждое утро отмечаться у оккупантов. Им с мужем удалось уехать до того, как к ним "пришли".

На действующих военных и ветеранов россияне откровенно охотятся, добавляет Наталья. "Муж моей подруги – военный. ФСБ и чеченцы приходили к ней домой, несколько часов угрожали, при детях приставляли оружие к голове, – пытались узнать, где муж", – рассказывает женщина. Ее подруге угрожали "бросить на подвал" и дали несколько дней на выезд из города.

Больница: пациенты без лекарств, похищение врачей

Оккупацию тяжело встретила единственная местная больница, в которой тогда было 80 пациентов, говорит ее сотрудница Наталья. Кроме обычных пациентов, участились визиты россиян за медпомощью.

В больнице оккупанты вели себя нагло и грубо, заходили прямо с оружием, вспоминает Наталья. Часто они пытались убедить горожан, что "здесь будет Россия, мы вас освобождаем, а Украина вас бросила".

Читайте также: "Только недоумок думает, что Росатом получит Запорожскую АЭС". Глава Энергоатома Петр Котин

Оставшимся врачам оккупанты предлагали по 10 000 рублей, а в обмен требовали паспортные данные. Многие взяли, добавляет медработница. При этом Украина продолжала платить зарплату на карту, подтверждает она. Только снять эти деньги тяжело – не работали банкоматы.

При оккупации больница осталась без поставок медикаментов – россияне их не пропускали с подконтрольной Украине территории. Приходилось экономить, работать с оставшимися после COVID-19 запасами, говорит сотрудница больницы. Впоследствии гуманитарку, направляемую Украиной в город, россияне продавали в своем супермаркете "Мера", открывшемся после оккупации, вспоминает женщина.

"Людям приходилось самим искать медикаменты, то в Мелитополе, то в Энергодаре. Однажды оттуда приехали просроченные лекарства. Затем россияне начали завозить в аптеки медикаменты из Крыма и продавать их по высоким ценам".

Через неделю после первого разговора Наталья снова позвонила автору статьи. Тогда оккупанты похитили двух женщин-врачей, дерматолога и анестезиолога, говорила она со ссылкой на их родственников. Через несколько дней их вернули домой.

Станете Мелитополем или Мариуполем. Как россияне уничтожают промышленный флагман Украины
Флаг окупантов над больницей, Фото: Скриншот с видео

Тогда же россияне сильно избили проукраинского электрика, работавшего в больнице. Его обвинили в том, что он рисовал украинскую символику на стенах больницы, рассказывает Наталья из больницы. За это мужчину заставили под камерами вывесить над больницей российский флаг и произнести ряд штампов российской пропаганды.

Читайте также

"Хороший" бизнес

В первый месяц оккупации в городе было очень тяжело с продуктами и лекарствами, говорит Наталья. Сейчас магазины работают, город обеспечен продуктами, однако российскими – везут из Крыма.

Оккупанты внедрили "новую систему налогообложения" для магазинов: если бизнес хочет работать, они должны отдавать пятую часть прибыли россиянам, рассказывает сотрудник ЗЖрК со ссылкой на знакомых бизнесменов.

"Надо прямо в горсовет приносить 20% от выручки, как в общак. Также россияне требовали платить в горсовет за аренду неработающих магазинов", – рассказывает он.

Россияне грабили и пустые квартиры горожан с активной гражданской позицией, добавляет работник ЗЖрК со ссылкой на истории знакомых.

Как россияне грабят украинский комбинат

Главное, что есть в городе, – железорудный комбинат. Он – градообразующее предприятие и место работы для львиной доли горожан. Теперь оно в руках российских захватчиков.

Станете Мелитополем или Мариуполем. Как россияне уничтожают промышленный флагман Украины
Фото: Запорожский железорудный комбинат

Что собой представляет Запорожский железорудный комбинат

ЗЖрК входит в 100 крупнейших частных компаний Украины. В двух шахтах комбината добывают агломерационную (95%) и мартеновскую руды. Средняя годовая добыча – 4,5 млн тонн. Это горно-металлургический флагман Украины, говорили в Запорожской ОГА.

До полномасштабной войны здесь работало около 5000 человек. Доход за 2020 год – 6,5 млрд грн. Чистая прибыль – 2 млрд грн. Владельцы – словацкая компания Минерфин (мажоритарий) и холдинг Рината Ахметова Метинвест.

С 26 февраля, когда началась оккупация части Запорожской области, большинство сотрудников перестали выходить на работу, рассказывает LIGA.net один из работников ЗЖрК. С тех пор на комбинате только откачивали воду из шахт и поддерживали работу электросетей.

Приблизительно 15 июня на комбинат пришли оккупационные войска и сотрудники ФСБ. Тогда в ЗЖрК заявили о потере контроля над бизнесом, а на комбинате на постоянной основе появились российские военные.

"Деятельность ЗЖрК приостановлена, а оборудование переведено в режим консервации. Оккупационные власти ввели на комбинат собственную администрацию и заявили о намерении самостоятельно восстановить добычу железной руды", – сообщили в пресс-службе комбината.

Кого поставили управлять комбинатом

Руководителем комбината себя объявил Терских Глеб Сергеевич. По его словам, ранее он руководил добычей калийных солей в Волгоградской области России и восемь лет руководил предприятиями оккупированного Донбасса.

Об этом Терских заявил на встрече с работниками ЗЖрК, видео которого располагает LIGA.net. Также он признался, что занимался проектами Минобороны РФ и участвовал в боевых действиях.

В настоящее время россияне активно поощряют шахтеров возвращаться на работу, заявили два собеседника LIGA.net. В частности – пытаются "заманить рублем".

"Россияне хотят запустить предприятие. Было такое, что начальник участка получил 100 000 рублей за месяц, буровик – 30 000 рублей за шесть смен. Просто за то, что вышли на работу", – вспоминает работник ЗЖрК.

Попытки запустить комбинат – грабеж предприятия, не иначе, считает собеседник из ЗЖрК. "У них нет цели поднимать предприятие. Просто все вывезут", – говорит он. И это уже происходит.

В конце июня россияне вывезли два железнодорожных состава железной руды (это десятки вагонов), говорит собеседник с завода со ссылкой на коллег. На момент оккупации на комбинате было немного руды – примерно 100 000 тонн против более 1 млн тонн в квартал. О похищении уже добытой руды сообщал и глава Запорожской ОВА Александр Старух.

Контекст

В конце июня оккупанты провели "встречу" с сотрудниками завода. Тогда представитель оккупационных властей заявил, что у города есть выбор: быть как Мелитополь или Мариуполь. Об этом свидетельствует аудиозапись со встречи, которая есть в распоряжении LIGA.net.

Оккупант сеял пропаганду о Майдане, и то, что Мариуполь "уничтожили Ахметов и Азов", а не российская армия. Оккупант также обещал людям снижение цен на энергоносители в 10-16 раз, бензина – вдвое и "российский соцпакет". Тогда же другой гауляйтер публично угрожал шахтерам, чтобы они не приобщались к проукраинской активности.

На этом собрании шахтерам рассказывали, что "надо работать на Россию", что "Украине вы не нужны", вспоминает жительница Днепрорудного Виктория. На ЗЖрК у нее работают родные. По ее словам, россияне угрожали и заставляли идти работать руководителей отделов, которые не хотели становиться коллаборантами. Также похитили рабочих-ветеранов боевых действий, добавила она.

Вы можете прослушать фрагмент с концентрированной пропагандой, которую оккупанты говорили работникам комбината:

До войны на ЗЖрК работало 5000 человек и очень много сотрудников уехали. На ЗЖрК профессионалов осталось не более 500, убежден собеседник из комбината. Всех остальных заменили жители города, в том числе пенсионеры, ранее работавшие на ЗЖрК. Сейчас ведется добыча руды, которая уже взорвана и лежит в шахте.

Станете Мелитополем или Мариуполем. Как россияне уничтожают промышленный флагман Украины
Фото: Запорожский железорудный комбинат

После оккупации официальные владельцы завода предлагали сотрудникам выехать на подконтрольную Украине территорию и получать ⅔ зарплаты до конца года.

Если сотрудники оставались в оккупации, трудовые договоры с ними приостанавливаются. Те, кто не уехал, проживут несколько месяцев, а впоследствии и им придется идти работать на комбинат, чтобы выжить, уверен собеседник.

"Я уверен, что в октябре вернусь, поэтому не переживаю. Будучи в оккупации, я всем говорил: не опускайте руки, это информационная война, как только опустишь руки, ты проиграл. Поэтому нужно держаться и верить, только вера принесет победу", – убежден собеседник LIGA.net, сотрудник комбината.

В ЗЖрК не ответили на многократные запросы LIGA.net. В Метинвесте также не смогли ответить, потому что не занимаются операционным управлением.

Павел Бахура для LIGA.net